Однако все они выполнят одну задачу обеспечат банки кредитной историей клиентов
Уже до конца нынешнего года каждый россиянин, хотя бы раз воспользовавшийся в течение последних лет банковским кредитом, будет «приписан»
Вступление в силу «Закона о кредитных историях» обязывает кредитные организации передавать информацию о своих клиентах в одну из зарегистрированных в государственном реестре организаций. А вот о том, какими им быть, споры продолжаются до сих пор. Совещание, в котором приняли участие руководители финансовых организаций, прошло в Новосибирске.
Главная проблема, о которой говорили собравшиеся, «Закон о кредитных историях» с 1 сентября этого года обязал кредитные организации передавать информацию о своих клиентах в одно из зарегистрированных в государственном реестре кредитных бюро, однако пока ни одно из них в стране не получило указанной регистрации. Свое Сибирское кредитное бюро создано и в Новосибирске. Его организовали несколько банков «Левобережный», Муниципальный, Сибакадембанк, «Алемар», «Акцепт» с целью производить взаимный обмен кредитными историями частных лиц. Сейчас в эту организацию активно вступают и другие банки. Правда, некоторые «гиганты» рынка, среди которых и Сибирский банк Сбербанка России, пока вступать в новую организацию не спешат.
Свои комментарии к новому закону высказал руководитель Центрального каталога кредитных историй Банка России Борис Воронин. Он разъяснил, что, несмотря на то, что закон обязывает банки уже с 1 сентября передавать информацию о своих клиентах в специально созданные кредитные бюро, вследствие того, что ни одна из таких организаций в России не внесена в Центральный каталог при Центробанке, пока они должны только накапливать информацию о заемщиках. «Как только кредитные бюро начнут регистрироваться, тогда и возникнет ваша обязанность по передаче данных о клиентах», отметил он в своем выступлении. Интересно, что законом предусмотрено создание в нашей стране множества организаций, занимающихся сбором так называемых «финансовых досье» на частных лиц где и какими кредитами воспользовался заемщик и насколько дисциплинированно он относился к процессу погашения займа. Вся эта информация, по замыслу законотворцев, и должна аккумулироваться в специальных кредитных бюро, куда банк, намеревающийся выдать тому или иному лицу кредит, может обратиться за информацией о благонадежности заемщика. Более того, функции по надзору за этими организациями переданы в ведение Федеральной службы по финансовым рынкам, а не главному банку страны, как это планировалось ранее.
Именно это положение было подвергнуто наибольшей критике.
Конечно, в идеале было бы лучше создать единую систему при Банке России, а не передавать полномочия по сбору информации частным бюро, считает заместитель председателя совета директоров Сибакадембанка Андрей Бекарев. Сколько их будет? Я прогнозирую, что более десятка. А нам на этапе создания уже сейчас непросто. Мелкие кредитные организации пока вступать в такие объединения не хотят это требует дополнительных финансовых затрат. А вот крупные, располагающие большой базой собственных клиентов, скорее всего, будут создавать кредитные бюро «вокруг себя». Именно поэтому, наверное, некоторые крупные кредитные организации оставили наше предложение вступить в Сибирское кредитное бюро пока без внимания.
Другой актуальный вопрос: насколько охотно сами частные лица будут делиться информацией о себе? «Я хотел бы заметить, что клиенты банка защищены законом никто не имеет права передавать информацию о них куда бы то ни было без их согласия. Даже без двойного согласия. Разрешения на сбор и на передачу информации другим организациям (кредитным бюро) оформляются отдельно», отметил Борис Воронин, однако тут же пояснил, что законом не предусмотрена ситуация отзыва разрешения частного лица на накопление информации о себе. То есть «запретить» кредитному бюро хранить информацию о себе заемщику будет проблематично. Однако, как единогласно признали собравшиеся, он вполне может сделать это через суд. Сами банкиры считают, что заемщики давно готовы к такой ситуации и вряд ли станут возражать против передачи подобной информации.
Опыт показывает, что большинство клиентов положительно относятся как к запросу согласия на получение их кредитной истории, так и к передаче новой информации в БКИ. Ведь они понимают, что при наличии в базе такого «досье» им будет проще получать каждый последующий кредит, считает Андрей Сергеев, начальник отдела кредитования банка «Левобережный».
По мнению же Натальи Маршуковой, директора Сибирского банковского учебного центра, «очень актуален вопрос, сколько же бюро будет в Сибири, да и вообще в России. Думаю, что сейчас, после того, как закон вступит в полную силу, кредитных бюро станет гораздо больше, но потом останутся только сильнейшие, созданные крупными «игроками« рынка. Другая проблема механизм общения между различными бюро. Как, например, узнать, в каком из них хранится информация о том или ином частном лице? Делать запрос в каждое из них? Но это нереально. В общем, я считаю, что до того, как система начнет полноценно работать, пройдет еще не один год. Однако это не значит, что нужно ждать. Сознательный заемщик уже сейчас не будет препятствовать передаче информации о себе в кредитное бюро, ведь от этого, скорее всего, будут зависеть условия и ставки, по которым он будет получать каждый последующий кредит».
В принципе, от участия во всех этих нововведениях каждый человек, желающий получить кредит, может и отказаться как признали сами финансисты, отсутствие кредитной истории ни в коем случае не будет являться основанием для того, чтобы отказать ему в кредитовании. Вот только кредитной организации будет чуть сложнее вместо того, чтобы найти фамилию заемщика в общей электронной базе, ему придется каждый раз самостоятельно проверять и перепроверять будущего клиента. А это время, которое, как известно, почти то же самое, что и деньги.