Он и доктор, и писарь, и социальный работник
Так уж водится по утрам в медицинских учреждениях обычно многолюдно. Не исключение и поликлиника N 16 Ленинского района. Народ толпится у регистратуры, возле гардероба, занимает скамейки рядом с кабинетами. Разговоры, соответственно, о болезнях и врачах.
На днях у меня сердце прихватило, я к участковому, -поделилась недавними впечатлениями благообразная старушка. Талончиков не было, но я слезно так попросила принять меня. Наталья Игоревна, добрая душа, улыбнулась и говорит: «Заходите, чего уж там »
Да здесь врачи хорошие, уважительные, поддержала разговор женщина помоложе. У нас на участке Мария Петровна. Как в дом зайдет, сразу интересуется: «Как самочувствие? По глазам вижу лучше». И, действительно, вроде легче становится.
Не случайно пациенты так часто упоминают службу участковых. Она ближе всего к пациентам, с медиками «первичного звена» больные встречаются особенно часто.
Как сказала главный врач поликлиники Людмила Лайвина, их учреждение обслуживает значительную территорию Ленинского район «Башни», «Горской», а также пять вузов, в том числе НГТУ и торговую академию. Подопечных на пятнадцати участках поликлиники около тридцати тысяч человек. Из них немалая часть представители старшего поколения.
После принятия
Все дело, оказывается, в рецептах на льготные лекарства. Чтобы их получить, пациент должен побывать у своего участкового терапевта или «узкого» специалиста кардиолога, лора, невропатолога и т. д. Причем за один визит к врачу выписываются препараты только для лечения одного заболевания и не более четырех рецептов. А у стариков, как известно, «букет» болезней. Через неделю они снова обращаются к врачу за другими рецептами. Для многих из них дойти до поликлиники непросто, поэтому за один раз они стараются попасть к нескольким специалистам.
Вот обычный диалог пациента и регистратора:
У меня, детка, давление скачет и глаза слезятся, и ноги не ходят. Мне бы рецептики выписать
Вот вам талон к терапевту, а этот к окулисту и еще один к ревматологу
И пошла пожилая женщина из кабинета в кабинет
Еще одно последствие реформ в несколько раз повысилось оформление инвалидности. Некоторые больные, раньше обходившиеся своими силами, теперь стремятся пройти ВТЭК и получить право на бесплатные препараты. Выходит, очередь на комиссию также стала длиннее.
Но, как ни странно, на бумаге все выглядит иначе. По существующим правилам в статистике посещений поликлиники фиксируются только «пролеченные случаи». Если у больного бронхит, а позднее он стал еще лечить ухо и поясницу, то учитываться будет один бронхит. Происходит некое «наложение» или «поглощение» заболеваний, но реальная картина не отражается.
Возникает парадоксальная ситуация: нагрузка на врачей, прежде всего, на участковых с начала года возросла
И даже то, что в поликлинике стал действовать специальный кабинет, где два оператора и фельдшер тоже занимаются выпиской льготных рецептов, особо на ситуацию не влияет. Ведь прежде пациент
Нагрузка у врачей этой службы, и моральная, и физическая, превысила все мыслимые пределы. И это при том, что в поликлинике N 16 штаты участковых укомплектованы полностью. Врачи здесь, в основном,
Врачи могли бы уделять больным еще больше внимания, если бы не обрушившийся на них вал канцелярской работы. Начало реформирования в медицине привело не только к увеличению числа пациентов в поликлинике, но и к бескрайнему потоку «писанины».
Участковым и здесь досталось больше других. Работая на приеме больных, они ежеминутно делают записи в карточке, оформляют рецепты. А надо сказать, что на каждой такой «бумажке» надо сделать десятки записей. Фамилия больного, номер амбулаторной карты, лицевой счет пенсионера, название и код лекарства и т. д., и т.п. При этом врач должен знать, есть ли в аптеке выписываемое лекарство. Но бывает, что оно кончается, пока больной идет за ним. Тогда все снова да ладом нужно оформлять новый рецепт. В результате пятая часть всех выдаваемых рецептов переписывается. Закончив прием в поликлинике, врач отправляется на свой участок. И опять, кроме осмотра больных, заполнение разных бумаг. По возвращении эта работа продолжается, нужно оформить карточки, выписать рецепты. Их, кстати, доставляют «домашнему» больному сам врач или его медсестра, по сути, выполняя функции социальных работников. А что делать? Пациентам надо помочь это кредо участковых врачей поликлиники. Не удивительно, что врачам приходится
Действительно, нелегко достается хлеб нашим медикам. Поэтому сотрудники поликлиники были очень обрадованы обещанной президентом надбавкой к зарплате. Плюс десять тысяч рублей или плюс пять тысяч это неплохо. Хотя, если соотнести «прибавку» с трудозатратами, сумма не очень велика. Тем более что получить дополнительную оплату в полном объеме будет нелегко. Как оказалось, предусмотрен некий понижающий коэффициент (повышающего нет!). Любой недочет или промах сотрудника может уменьшить размер дополнительной оплаты труда.
А где гарантия, что таких промахов реальных или предполагаемых не будет?
Главный врач рассказала только о некоторых «рабочих моментах».
В поликлинике было проведено анкетирование. Одна из пациенток так ответила на вопрос о недостатках в работе учреждения: «Не работает туалет». Но дело в том, что он был закрыт только во время ремонта, несколько месяцев назад, а теперь функционировал нормально. Однако посетительница поликлиники этого не заметила, и анкета с ее отзывом ушла в горздрав.
Или другой случай. Женщина пожаловалась главному врачу на грубость одного из специалистов. Как оказалось, у врача закончился прием, и она была занята оформлением необходимых документов. Когда пациентка попросила принять ее, врач вполне вежливо предложила ей прийти на прием завтра. Недовольная результатом общения женщина сочла такой ответ грубостью.
Еще одна типичная ситуация скандал возле регистратуры. Пациентка потребовала выдать ей амбулаторную карту, но в положенном месте ее не оказалось. Дело дошло до крика, разгневанная женщина не выбирала выражений:
Вы все теряете, вечно у вас все пропадает!
И ушла, громко хлопнув дверью. Работники регистратуры отпаивали друг друга валерианкой
А через полчаса пациентка позвонила и извинилась. Она обнаружила свою карточку дома, в «стенке»
Можно ли расценить все это как промахи? Или как «издержки производства» в непростой работе? Или как недоразумения? А ведь от таких шероховатостей в общении медиков и пациентов может зависеть оплата труда врачей