В прошедшие выходные в Новосибирске с гастролями побывал Молодежный театр Узбекистана. Событие примечательное. К тому же ташкентцы играли на новосибирской сцене впервые.
В раннем детстве родители отправляли меня на каникулы к бабушке в восточный город Коканд. Восточные базары, чайная церемония в чайханах, узбеки в тюбетейках и толстых халатах, виноградники, заплетающие дворы и беседки
Восточные женщины тогда не запомнились, образ сложился много позже на соединении сказок Шахерезады с кинематографическим «Гульчатай, открой личико»
Восточные сказки по вечерам читала бабушка, она умела делать
Была ли среди тех сказок «Орзиджан и Камбарджан», теперь сказать трудно. Но спектакль ташкентского театра «Дар возлюбленной принцессе», который по ней поставлен, разом всколыхнул все те давние воспоминания, заставив почти физически ощутить аромат восточных улиц, орнамент ковров и привкус восточных специй. Сыграли его актеры в традициях восточных масхарабозов (аналог наших скоморохов) с песнями, танцами и восточным колоритом ярко, броско, чувственно и затейливо с восточной мудростью и своеобразным восточным юмором.
В труппе театра есть как узбекские, так и русские актеры. И на родной сцене все спектакли идут на двух языках русском и узбекском. Основан театр 77 лет назад. Первые декорации и костюмы получил в подарок от Московского театра Всеволода Мейерхольда. С начала
«Холстомер» в репертуаре театра считается одним из главных спектаклей. Со своей «историей лошади» ташкентцы объехали половину России, участвуя во многих международных фестивалях. Хотя сам факт обращения к теме был рискованным. Товстоногов своим шедевром в БДТ с Лебедевым в заглавной роли, казалось, закрыл для других эту тему лучше и точнее просто не сделаешь, все равно будут сравнивать и все равно Товстоногов будет лучше. Но молодежный театр создал не ремейк товстоноговской постановки, а свой оригинальный проект. Главным образом их спектакля стал чувственный, завораживающий ритмический «танец» конского табуна, символизирующий полет и энергию души. Как признается режиссер, по большому счету он хотел воплотить на сцене миф о Пегасе, вечном крылатом коне,
Что касается второго гастрольного спектакля «Скрипач на крыше«, то он гораздо ближе к оригиналу повести
Как признались актеры, перед началом сибирских гастролей у них было некоторое опасение почувствовать себя чужаками:
***
Инициатором и организатором гастролей стал Центр поддержки русского театра за рубежом при Союзе театральных деятелей России, основная миссия которого «восстановление разрушенного единого культурного пространства, в котором свободно и дружественно ощущают себя национальные и русскоязычные театры». Новосибирск был не единственным городом, которому довелось отведать блюда этой «восточной кухни». Гастрольный маршрут театра пролегал через Барнаул, теперь артисты отправились в Омск.