Новосибирск 3 °C

Этот пряный, пряный, пряный аромат Востока…

30.11.2005 00:00:00

В прошедшие выходные в Новосибирске с гастролями побывал Молодежный театр Узбекистана. Событие примечательное. К тому же ташкентцы играли на новосибирской сцене впервые.

В раннем детстве родители отправляли меня на каникулы к бабушке — в восточный город Коканд. Восточные базары, чайная церемония в чайханах, узбеки в тюбетейках и толстых халатах, виноградники, заплетающие дворы и беседки… Восточные женщины тогда не запомнились, образ сложился много позже — на соединении сказок Шахерезады с кинематографическим «Гульчатай, открой личико»… Восточные сказки по вечерам читала бабушка, она умела делать это с какой-то особой, неповторимой интонацией. Замысловатые истории не остались в памяти отдельными сюжетами, а сплелись в общее красивое, пряное понятие «восточная сказка»…

Была ли среди тех сказок «Орзиджан и Камбарджан», теперь сказать трудно. Но спектакль ташкентского театра «Дар возлюбленной принцессе», который по ней поставлен, разом всколыхнул все те давние воспоминания, заставив почти физически ощутить аромат восточных улиц, орнамент ковров и привкус восточных специй. Сыграли его актеры в традициях восточных масхарабозов (аналог наших скоморохов) — с песнями, танцами и восточным колоритом — ярко, броско, чувственно и затейливо с восточной мудростью и своеобразным восточным юмором.

В труппе театра есть как узбекские, так и русские актеры. И на родной сцене все спектакли идут на двух языках — русском и узбекском. Основан театр 77 лет назад. Первые декорации и костюмы получил в подарок от Московского театра Всеволода Мейерхольда. С начала 90-х театр возглавляет один из самых известных и своеобразных режиссеров современной узбекской сцены Наби Абдурахманов. Новосибирцы смогли увидеть две его работы — мюзикл «Скрипач на крыше» и «Холстомер» Толстого.

«Холстомер» в репертуаре театра считается одним из главных спектаклей. Со своей «историей лошади» ташкентцы объехали половину России, участвуя во многих международных фестивалях. Хотя сам факт обращения к теме был рискованным. Товстоногов своим шедевром в БДТ с Лебедевым в заглавной роли, казалось, закрыл для других эту тему — лучше и точнее просто не сделаешь, все равно будут сравнивать и все равно Товстоногов будет лучше. Но молодежный театр создал не ремейк товстоноговской постановки, а свой оригинальный проект. Главным образом их спектакля стал чувственный, завораживающий ритмический «танец» конского табуна, символизирующий полет и энергию души. Как признается режиссер, по большому счету он хотел воплотить на сцене миф о Пегасе, вечном крылатом коне, из-под копыт которого бьет пенящийся источник, в котором испокон веков черпают вдохновение поэты. Явление старого усталого мерина Холстомера на фоне этой феерии ликующего табуна воспринимается особенно выразительно и трагично.

Что касается второго гастрольного спектакля «Скрипач на крыше«, то он гораздо ближе к оригиналу — повести Шелом-Алейхема «Тевье-Молочник», чем его знаменитый предшественник, мюзикл с Бродвея. От американского собрата восточная версия вообще отличается очень существенно. Актеры любят вспоминать, что в годы войны в роли Тевье-Молочника, «русского человека еврейского происхождения», на их сцену выходил легендарный Соломон Михоэлс. И один из своих первых премьерных спектаклей «Скрипача» они посвятили памяти этого замечательного артиста. Приезжавшие на премьеру дочери актера — Нина Михоэлс, профессор Театральной Школы Израиля Бейт ЦВИ, и писательница Наталья Михоэлс, нашли постановку очень деликатной, тонкой и откровенной. Новосибирцы тоже имели возможность в этом убедиться.

Как признались актеры, перед началом сибирских гастролей у них было некоторое опасение почувствовать себя чужаками: все-таки бывшая советская республика — теперь заграница. Но, по словам художественного руководителя, опасения оказались напрасны: «Мы нашли здесь полное, абсолютное понимание».

***

Инициатором и организатором гастролей стал Центр поддержки русского театра за рубежом при Союзе театральных деятелей России, основная миссия которого — «восстановление разрушенного единого культурного пространства, в котором свободно и дружественно ощущают себя национальные и русскоязычные театры». Новосибирск был не единственным городом, которому довелось отведать блюда этой «восточной кухни». Гастрольный маршрут театра пролегал через Барнаул, теперь артисты отправились в Омск.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: