Слово читателю
Такой вопрос подняла Т. Коньякова в «Вечерке» (26.10.05 г.). Отметив, что «большинство монументов на улицах и площадях Новосибирска «мужик в пиджаке« на постаментеНу кто же будет против появления в нашем городе скульптурных украшений, если они будут равны по качеству всемирно известным «Русалочке», или фонтану «Писающий мальчик«, или даже питерскому
Никто не будет возражать и против веселых
Однако дело не в том, в «пиджаке» или нет скульптурный памятник. Важно, чтобы он был отмечен талантом скульптора, отражал важнейшие черты личности и заслуг увековечиваемого, а главное чтобы памятник был оригинальным, сугубо новосибирским. С последним у нас явно не ладится. И здания (цирк, театр «Глобус» и др.), и скульптуры (Ленина, Дзержинского, Чкалова и др.) у нас часто сооружались и сооружаются по образу и подобию уже имевшихся в других городах. Копией оказался и памятник Высоцкому. Точно такой же стоит в столице европейской страны Черногории Подгорице, а возможно, и в других местах. Полумосквич, полуголландец скульптор Таратынов «делает деньги» на тиражировании своих прежних работ.
Кстати, в той же Подгорице есть и памятник Пушкину,
Устанавливать или нет памятник Пушкину в Новосибирске уже не вопрос, решение фактически принято. Каким этому памятнику быть вот в чем вопрос. Решить это должны в ходе конкурса проектов. И тут главное не торопиться. Вспомним, конкурс на проект памятника Пушкину в Москве проводился трижды, пока, наконец, не появился проект малоизвестного молодого скульптора Опекушина, заткнувший за пояс проекты маститых мастеров.
Есть в мире множество скульптурных памятников, в основе которых фигура стоящего, шагающего, сидящего Пушкина. Была, говорят, и неосуществленная попытка изобразить поэта на прогулке скачущим на коне. Но Новосибирску нужен творящий Пушкин, такой, каким пока не сохранил нам его ни один скульптурный памятник.
Я не ваятель, но о сюжетах памятника любимому поэту мечтаю. Так вот. Если бы я был скульптором, то изобразил был Пушкина в процессе работы над его первым большим произведением над «Русланом и Людмилой». Именно кропотливая, ежедневная в течение трех лет работа молодого поэта над этой поэмой «сделала Пушкина Пушкиным», по меткому выражению пушкиниста Кунина. Именно тогда Пушкин творил, руководствуясь чистейшим вдохновением, без примеси мастеровитости, которая пришла позже, с опытом. И изобразил бы я поэта в его любимой позе работающим лежа в постели. Так он поступал, ежедневно трудясь от раннего пробуждения до обеда в четыре часа пополудни. И никаких бакенбардов их еще не было. И еще я придумал бы, как изобразить возникающие в процессе творчества у поэта образы героев поэмы: летящие в облаках фигуры Черномора и Руслана, бой Руслана с Головой и т. д. Возможно, эти образы вписались бы в ажур металлической
Нашел бы я и место для памятника с таким сюжетом. Недалеко от входа в театр оперы и балета, слева и справа от главной аллеи, ведущей от площади к театру, есть очень уютные, обрамленные деревьями и кустарниками угловые газоны. На одном из них вполоборота к театру и мог бы разместиться на невысоком постаменте памятник Александру Сергеевичу, творящему поэму, ставшую основой всемирно известной оперы. А на противоположном угловом газоне я зарезервировал бы место для памятника композитору. Они дополняли бы друг друга.
Выйдя с угла газона, по узкой, «не зарастающей» тропе можно было бы пройти к постаменту памятника и возложить цветы под надписью «А.С. Пушкину. «Друзья Людмилы и Руслана».
Какой новосибирец не мечтает о такой возможности, какой гость Новосибирска не запомнит такой памятник?!
В. ЕВДАСИН