Новосибирск 9.7 °C

Такие хорошие мальчики…

17.12.2005 00:00:00

Общение c актерским составом спектакля «Мальчики» — недавними студентами РАТИ — и режиссером Сергеем Женовачем проходило в неформальной обстановке театральной гостиной театра «Глобус».

Пока закончился спектакль, пока переехали из одного помещения в другое (спектакль шел на сцене «Красного факела») — время наступило позднее. Но усталыми никто не выглядел. Напротив, все были возбуждены, улыбчивы, воодушевлены хорошим приемом и весьма расположены к душевному общению. И это несмотря на то, что режиссер Сергей Женовач признался, что в связи с перелетом и подготовкой сцены за последние сутки спал всего полтора часа.

Спектакль был представлен в рамках VI Рождественского фестиваля искусств. В постановке, кстати, занят и новосибирец Алексей Вертков. Не случайно цель визита в наш город Сергей Женовач шутливо обозначил, как «мы приехали в гости к нашему Алеше». Алексей окончил Новосибирское театральное училище, потом РАТИ. В спектакле играет возрастную роль отца Илюшечки Снегирева. И неплохо, надо сказать, играет — со всеми «безднами», свойственными героям Достоевского: гордостью и униженностью, величием души и уязвленностью, жалкостью и шутовством…

«Мальчики»

После спектакля мальчики успели сменить свои сценические сюртуки на демократичные свитера и выглядели несколько иначе, чем на сцене, но все же весьма узнаваемо. Пожаловались, что в «Красном факеле» несколько холодновато. Но это с лихвой окупилось теплым приемом, оказанным им в Новосибирске. Как призналась Татьяна Людмилина, исполнительный директор Рождественского фестиваля, на просмотре она наблюдала не только за происходящим на сцене, но и за реакцией зала: «в том числе и известного товарища»… «Известным товарищем» был министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, который прибыл вместе с другими высокими лицами на открытие оперного театра. Как это ни парадоксально, но московским «Мальчикам» надо было приехать в Сибирь, чтобы «попасть на глаза» московскому министру. Встречали актеров в столице Сибири, действительно, очень тепло. Одинаково громко скандировали и партер, билеты в который были недешевы, и галерка, на ступеньках которой, кстати, по трое сидели наши мальчики и девочки — студенты Новосибирского театрального института.

«Мальчики» — дипломный спектакль, поставленный студентами и их педагогом, который взбудоражил и заставил говорить о себе искушенную Москву и стал знаковым событием не только в пределах Садового кольца, но и далеко за его пределами. Такое, согласитесь, случается не часто.

Для спектакля режиссер выбрал одну из сюжетных линий романа Достоевского «Братья Карамазовы»: историю короткой жизни Илюши Снегирева — от травли «гордого мальчика» школьниками до прихода их к состраданию и примирению. Эксперимент достаточно рискованный — уже потому, что сентиментально-возвышенный язык, которым говорят герои Достоевского, это совсем не тот язык, на котором общается нынешняя молодежь. Но Женовач рискнул. И у него получилось. С «Мальчиками» случилось нечто подобное тому, что когда-то произошло с ранним Гришковцом — когда жалкий, заикающийся провинциал вдруг заговорил со сцены на совершенно забытом языке предельной открытости, и уставшая от бесконечных шоу московская публика вдруг замерла перед этим «веществом искренности». «Мальчики» — тоже спектакль очень искренний и очень пронзительный.

Рождение идеи

Первоначально, признался Сергей Женовач, он имел намерение поставить спектакль о Мите Карамазове «Исповедь горячего сердца». Для того, чтобы лучше вжиться в атмосферу, отправился в Старую Руссу — место действия романа «Братья Карамазовы». В Старой Руссе сохранилось многое из того, что когда-то было описано Достоевским. И на домах даже висят таблички: «Дом Грушеньки», «Дом Катерины Ивановны» и проч. Сохранилась и гимназия, где учились мальчики, мостик, у которого они закидывали камнями Илюшеньку Снегирева, площадь, где Дмитрий Карамазов тащил за бороду из трактира отца Илюшеньки, что привело мальчика в «страшное раздражение», после чего у него «процессик в головке пошел»… В этих местах Женовач встретил ватагу мальчиков 9–11 лет:

— Они шли очень плотной «линейкой», обнявшись, целеустремленно, нагло и молча. А если на их пути попадалась лужа или прохожий, то, не размыкая рук, дружно, не сговариваясь, поворачивались и обходили препятствие…

Так и родилась идея «погрузиться в мальчиков». По окончании спектакля Женовача мальчики, кстати, юные актеры, тоже обнявшись, «линейкой» сходят в зрительный зал — как знак силы, которая может быть и угрозой, и олицетворением самого светлого начала. Это в зависимости от того, в какую веру их обратить и как приоритеты в душе расставить.

Сами мальчики в Старой Руссе не бывали, но перед началом репетиций спектакля смотрели снятый там режиссером любительский фильм… Очень, говорят, помогало вжиться. Создавая своих 11–14-летних героев, они играют не подростков — иначе бы просто получился плохой ТЮЗ, а играют их сознание. И это очень верно.

Алеша Карамазов

Саша Коручеков — Алеша Карамазов — несколько старше остальных ребят. Он выпускник Щукинского училища, закончил его достаточно давно, в РАТИ учится на режиссерском факультете. Себя в качестве Алеши Карамазова предложил сам. Когда под конец семестра собрались на распределение ролей, написал: «Алеша — это я». Поначалу это вызвало некоторое удивление, поскольку расчет был на актерскую группу. Но потом решили: почему бы и нет.

Участие в спектакле, признается Саша, для него и захватывающая актерская работа, и захватывающий мастер-класс у Женовача. Роль Алеши Карамазова в спектакле — одна из самых сложных.

— Алеша — личность очень светлая. А это всегда играть сложно. Героев с червоточинкой и внутренним конфликтом играть гораздо проще. Причем если в самом романе еще можно найти какой-то конфликт во взаимоотношениях Алеши с той же Лизой или Грушенькой, то в этой композиции все слишком чисто, и непонятно, за что зацепиться…

Не говоря уже о том, что личность Алеши окружена зоной молчания — почти весь спектакль он молчит и только в финале, как бы собрав всю энергию, которая копится в его душе во время того, как он наблюдает за развитием этой истории и вместе с мальчиками понимает вещи очень простые и очень важные, он выплескивает ее вовне, произнося свою речь.

Несмотря на общую, достаточно трагедийную тональность, в спектакле много смеха. Больше всего его, конечно, досталось дворовой собаке Перезвону. Сережа Аброскин играет ее в мохнатом свитере, один рукав которого превращен в виляющий хвост. «Над образом работали всем миром», — улыбается обаятельный, вальяжный Сережа (в одном из студенческих спектаклей он, кстати, играл Обломова). Особенно хорошо получилось выполнение команд «Умри!» и «Куси!». Именно Перезвону в спектакле достается обозначить самый трагический момент действия — смерть Илюшечки, когда он начинать пронзительно выть и метаться среди собравшихся на сцене, заставляя зрителя с трудом сглотнуть комок, застрявший в горле…

***

За время совместной работы студенты и преподаватель успели настолько сдружиться и стать единомышленниками, что решили не расставаться и летом этого года создали свой театр — «Студию театрального искусства», где теперь играется три спектакля, которые идут на сценах Центра им. Мейерхольда и в театре «На Страстном». Но «Мальчики», конечно, остаются «Мальчиками». Это и лицо театра, и его программа, где обозначены серьезность темы, и серьезность намерений, и самая высшая планка по уровню разговора, о чем и как разговаривать.

Говорят, что режиссер не разрешает своим мальчикам сниматься в сериалах. Чтобы не размылась их душа. Для него очень важно, чтобы они как можно дольше сохраняли святое отношение к сцене, тот свет души и «тот детский сад, который в них сидит и их распирает»…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: