Общение c актерским составом спектакля «Мальчики» недавними студентами РАТИ и режиссером Сергеем Женовачем проходило в неформальной обстановке театральной гостиной театра «Глобус».
Пока закончился спектакль, пока переехали из одного помещения в другое (спектакль шел на сцене «Красного факела») время наступило позднее. Но усталыми никто не выглядел. Напротив, все были возбуждены, улыбчивы, воодушевлены хорошим приемом и весьма расположены к душевному общению. И это несмотря на то, что режиссер Сергей Женовач признался, что в связи с перелетом и подготовкой сцены за последние сутки спал всего полтора часа.
Спектакль был представлен в рамках VI Рождественского фестиваля искусств. В постановке, кстати, занят и новосибирец Алексей Вертков. Не случайно цель визита в наш город Сергей Женовач шутливо обозначил, как «мы приехали в гости к нашему Алеше». Алексей окончил Новосибирское театральное училище, потом РАТИ. В спектакле играет возрастную роль отца Илюшечки Снегирева. И неплохо, надо сказать, играет со всеми «безднами», свойственными героям Достоевского: гордостью и униженностью, величием души и уязвленностью, жалкостью и шутовством
«Мальчики»
После спектакля мальчики успели сменить свои сценические сюртуки на демократичные свитера и выглядели несколько иначе, чем на сцене, но все же весьма узнаваемо. Пожаловались, что в «Красном факеле» несколько холодновато. Но это с лихвой окупилось теплым приемом, оказанным им в Новосибирске. Как призналась Татьяна Людмилина, исполнительный директор Рождественского фестиваля, на просмотре она наблюдала не только за происходящим на сцене, но и за реакцией зала: «в том числе и известного товарища» «Известным товарищем» был министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, который прибыл вместе с другими высокими лицами на открытие оперного театра. Как это ни парадоксально, но московским «Мальчикам» надо было приехать в Сибирь, чтобы «попасть на глаза» московскому министру. Встречали актеров в столице Сибири, действительно, очень тепло. Одинаково громко скандировали и партер, билеты в который были недешевы, и галерка, на ступеньках которой, кстати, по трое сидели наши мальчики и девочки студенты Новосибирского театрального института.
«Мальчики» дипломный спектакль, поставленный студентами и их педагогом, который взбудоражил и заставил говорить о себе искушенную Москву и стал знаковым событием не только в пределах Садового кольца, но и далеко за его пределами. Такое, согласитесь, случается не часто.
Для спектакля режиссер выбрал одну из сюжетных линий романа Достоевского «Братья Карамазовы»: историю короткой жизни Илюши Снегирева от травли «гордого мальчика» школьниками до прихода их к состраданию и примирению. Эксперимент достаточно рискованный уже потому,
Рождение идеи
Первоначально, признался Сергей Женовач, он имел намерение поставить спектакль о Мите Карамазове «Исповедь горячего сердца». Для того, чтобы лучше вжиться в атмосферу, отправился в Старую Руссу место действия романа «Братья Карамазовы». В Старой Руссе сохранилось многое из того,
Они шли очень плотной «линейкой», обнявшись, целеустремленно, нагло и молча. А если на их пути попадалась лужа или прохожий, то, не размыкая рук, дружно, не сговариваясь, поворачивались и обходили препятствие
Так и родилась идея «погрузиться в мальчиков». По окончании спектакля Женовача мальчики, кстати, юные актеры, тоже обнявшись, «линейкой» сходят в зрительный зал как знак силы, которая может быть и угрозой, и олицетворением самого светлого начала. Это в зависимости от того, в какую веру их обратить и как приоритеты в душе расставить.
Сами мальчики в Старой Руссе не бывали, но перед началом репетиций спектакля смотрели снятый там режиссером любительский фильм
Очень, говорят, помогало вжиться. Создавая своих
Алеша Карамазов
Саша Коручеков Алеша Карамазов несколько старше остальных ребят. Он выпускник Щукинского училища, закончил его достаточно давно, в РАТИ учится на режиссерском факультете. Себя в качестве Алеши Карамазова предложил сам. Когда под конец семестра собрались на распределение ролей, написал: «Алеша это я». Поначалу это вызвало некоторое удивление, поскольку расчет был на актерскую группу. Но потом решили: почему бы и нет.
Участие в спектакле, признается Саша, для него и захватывающая актерская работа, и захватывающий
Алеша личность очень светлая. А это всегда играть сложно. Героев с червоточинкой и внутренним конфликтом играть гораздо проще. Причем если в самом романе еще можно найти
Не говоря уже о том, что личность Алеши окружена зоной молчания почти весь спектакль он молчит и только в финале, как бы собрав всю энергию, которая копится в его душе во время того, как он наблюдает за развитием этой истории и вместе с мальчиками понимает вещи очень простые и очень важные, он выплескивает ее вовне, произнося свою речь.
Несмотря на общую, достаточно трагедийную тональность, в спектакле много смеха. Больше всего его, конечно, досталось дворовой собаке Перезвону. Сережа Аброскин играет ее в мохнатом свитере, один рукав которого превращен в виляющий хвост. «Над образом работали всем миром», улыбается обаятельный, вальяжный Сережа (в одном из студенческих спектаклей он, кстати, играл Обломова). Особенно хорошо получилось выполнение команд «Умри!» и «Куси!». Именно Перезвону в спектакле достается обозначить самый трагический момент действия смерть Илюшечки, когда он начинать пронзительно выть и метаться среди собравшихся на сцене, заставляя зрителя с трудом сглотнуть комок, застрявший в горле
***
За время совместной работы студенты и преподаватель успели настолько сдружиться и стать единомышленниками, что решили не расставаться и летом этого года создали свой театр «Студию театрального искусства», где теперь играется три спектакля, которые идут на сценах Центра им. Мейерхольда и в театре «На Страстном». Но «Мальчики», конечно, остаются «Мальчиками». Это и лицо театра, и его программа, где обозначены серьезность темы, и серьезность намерений, и самая высшая планка по уровню разговора, о чем и как разговаривать.
Говорят, что режиссер не разрешает своим мальчикам сниматься в сериалах. Чтобы не размылась их душа. Для него очень важно, чтобы они как можно дольше сохраняли святое отношение к сцене, тот свет души и «тот детский сад, который в них сидит и их распирает»