Жизнь одного из крупнейших новосибирских операторов розничного рынка ГСМ ООО «Беркут» тесно связана с Заельцовским районом. Здесь находится его головной офис, здесь расположено пять «беркутовых» АЗС из восьми. Как, впрочем, и жизнь самого района очень тесно связана с ООО «Беркут». В общем-то, не секрет, что власть сегодня, при всегдашней нехватке бюджетных средств, нередко обращается к наиболее успешным компаниям и фирмам за помощью организационной, финансовой. И порой только таким способом она способна решать острейшие проблемы в сферах культуры, спорта, социальной защищенности детей, стариков, малоимущих. Раньше это называлось спонсорством, сейчас «социальной ответственностью бизнеса». И тут, видимо, ничего не поделаешь, такова наша жизнь.
Здесь можно даже не перечислять всех разовых спонсорских и благотворительных проектов, в которых «Беркуту» довелось участвовать. Достаточно перечислить хотя бы ту финансовую помощь, которую предприятие оказывает фактически ежемесячно. Это помощь в целом социально-экономическому развитию Заельцовского района. Это помощь детскому дому N 12; общественной кадетской школе-интернату «Сибирский кадетский корпус»; Фонду олимпийского чемпиона Евгения Подгорного; Центру помощи детям, оставшимся без попечения родителей; Дворцу творчества детей и учащейся молодежи «ЮНИОР» (детский автогородок); специализированному дому ребенка N 2; юношеской сборной баскетбольных команд Калининского и Октябрьского районов; муниципальному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения Заельцовского района»; специальной (коррекционной) школе-интернату N 14; новосибирской общественной организации инвалидов «Искра надежды»; это помощь в учреждении именных стипендий спортсменам, добившимся наиболее высоких результатов в горнолыжном спорте. Согласитесь, этот список впечатляет. Как впечатляют и суммы помощи. При этом, понятно, с «Беркута» никто не снимает обязанности эффективно вести бизнес и исправно отчислять налоги в бюджет.
Писать о сети АЗС «Беркут» приходилось не раз. Но каких-то особых «рыночных хитростей», объясняющих его стабильно успешную работу, так и не нашлось. Просто специалисты предприятия и, прежде всего, генеральный директор Михаил Сенчук умеют чувствовать рынок «на шаг вперед», умеют видеть его развитие как бы с высоты птичьего полета. Качество, которое, в принципе, и отличает настоящих предпринимателей. Доказывается это просто всей историей сети АЗС «Беркут».
Генеральный директор ООО «Беркут» Михаил Сенчук
На розничный рынок ГСМ «Беркут» вышел в 1994 году, на исходе бензинового кризиса переходных реформ. Государство уже успело снять с себя ответственность за обеспечение страны бензином, рынок же еще не успел эту ношу цивилизованно подхватить. Бензином торговали все кому не лень. Сначала прямо с бензовозов, затем с контейнерных АЗС, которые выглядели, как просто вкопанные в землю бензовозы. И внешне и по существу они и были «времянками», многие их хозяева только и мечтали «быстро сорвать куш да лечь на дно». Но вот по тому, как выстраивал свой бизнес «Беркут» (основательно, с перспективой), сразу можно было сказать это не временщик. Даже первая его АЗС выделялась на фоне других своей «капитальностью» (это была первая контейнерная АЗС в городе с навесом от дождя и снега). А уже строительство третьей станции «Беркута« полностью отвечало всем современным (на тот момент) требованиям. И по технической проработанности проекта, и по дизайну.
К концу прошлого века, началу нынешнего рынок ГСМ в Новосибирске практически стабилизировался. Проблемы «лишь бы чем-то заправиться» у водителей уже не существовало. Операторам рынка надо было куда-то двигаться дальше. «Беркут» почувствовал это одним из первых. Еще до стабилизации на рынке и снижения на всех АЗС объемов розничных продаж «Беркут» начал активно заниматься проблемой обеспечения качества бензина, повышением уровня обслуживания, развитием сопутствующего сервиса.
Еще в 1996 году он запустил установку по глубокой очистке дизтоплива «Дито» (в 1996-м (!), когда качество дизтоплива вообще никого не волновало). Он первым в Новосибирске применил топливные фильтры «Сепар 2000», которыми были оснащены буквально все колонки сети. С мая 2003 года «Беркут» перешел на выпуск высокооктанового бензина АИ-93. По своим эксплуатационным качествам 93-й объективно лучше, чем АИ-92, но продается он в сети АЗС «Беркут» точно по той же цене.
Параллельно шла и коренная модернизация сети АЗС. Были установлены новые колонки «Альфа» производства компании «Петролеум систем». Информационные дисплеи ТРК стали отсчитывать с точностью до одной сотой миллилитра количество отпущенного бензина, его марку, цену и набегающую сумму в рублях. А пистолеты итальянской фирмы «ZVa» обеспечивать отсечку поступления топлива при заполненном баке. Вообще все новшества на АЗС «Беркут» и те выгоды и удобства, которые они несут потребителю, можно долго перечислять
Розничный рынок нефтепродуктов один из самых динамичных, ситуация здесь может меняться едва ли не каждый день. В СМИ, например, уже не раз велся разговор о том, что в Новосибирске переизбыток АЗС, что загружены они лишь на 50 процентов, смысла строить новые нет и что чуть ли не пора закрывать уже существующие. Тем не менее в ближайших планах «Беркута», не только развитие работающих АЗС, но и строительство четырех новых станций. Решение неожиданное, однако, если послушать Михаила Сенчука, на самом деле это не «деньги на ветер», это все тот же дальновидный подход, учитывающий перспективу, который всегда был для «Беркута» характерен.
Действительно, ажиотаж на нашем рынке в 20002001 году привел к переизбытку заправочных станций, говорит Михаил Сенчук. Однако, на мой взгляд, «нет худа без добра». Уже сегодня практически все удобные площадки под строительство АЗС в Новосибирске заняты, и дальнейшее их строительство внутри города практически невозможно. Идет бурное жилищное, офисное строительство, и по тем же санитарным нормам вписать куда-либо АЗС скоро будет просто нельзя. Количество же автомобильного транспорта растет и растет. Растет примерно на десять процентов в год. Если сегодня в городе порядка полумиллиона машин, то вполне реально, что эта цифра через пять лет может удвоиться. Если бы у нас не было сейчас переизбытка АЗС, то не исключено, что через пять лет новосибирцы стали бы опять задыхаться в очередях за бензином, как это было в начале 90-х. Так что, думаю, руководство города, мэр поступили в свое время очень дальновидно, когда разрешили всем желающим строить в Новосибирске АЗС, не нарушая при этом концепцию перспективного развития города.