Новосибирск 3.9 °C

Владимир Верескун: Главный критерий оценки качества ВУЗа — работа отрасли, в которую идут выпускники

20.12.2005 00:00:00

Основные болезни российского высшего образования СГУПС не затронули

Фото Геннадия ЗИМИНА

Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) — один из старейших вузов нашего города. Отсчет истории университета начинается с 1932 года, когда на базе одного из факультетов Томского технологического института был открыт Путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транcпорта — будущий НИИЖТ. И уже в 1934 году состоялся первый выпуск специалистов. Дипломы инженеров получили 33 человека: 13 строителей и 20 изыскателей. В этом же году вуз был преобразован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ). И почти два десятилетия он был единственным в стране железнодорожным вузом, готовившим военных инженеров транспорта. В 1993 году НИИЖТу был присвоен статус академии, а в 1997 году — статус университета путей сообщения. За 73 года своего существования вуз подготовил более 47 тысяч специалистов. Только в 2005 году выпуск составил 2023 человека, Но это история. О сегодняшнем дне университета корреспонденту «ВН» рассказывает ректор СТУПСа Владимир Верескун.

— На сегодняшний день наш университет — мощнейший образовательный комплекс, оснащенный наиболее современным учебным и научным оборудованием, обучающий на всех формах обучения свыше 10 тысяч студентов и осуществляющий в год повышение квалификации около 5 тысяч работников различных сфер (в основном, конечно, это железная дорога). СГУПС имеет наибольший в области объем хоздоговорных научных исследований. Достаточно сказать, что в прошлом году две трети всех хоздоговорных работ, проводившихся в Новосибирской области, выполнил наш университет.

Владимир Верескун

Основное — это то, что университет был и остается вузом, готовящим кадры для железной дороги, то есть отраслевым транспортным вузом, имеющим мощного корпоративного заказчика как в области подготовки и переподготовки кадров, так и в области научных исследований. Но СГУПС — это не только железная дорога. Это университет, а значит, по законам нашей страны, должен учить студентов как минимум по семи направлениям подготовки: технической, гуманитарной, экономической, юридической, информационной и так далее. Наш университет охватывает все необходимые направления. Конечно, в большей степени они ориентированы на подготовку кадров для отрасли. Ведь железная дорога — это не только техника, но и мощное многоуровневое, многопрофильное производство. На транспорте нужны и экономисты, и юристы со специальной подготовкой. Даже такие, казалось бы, «непрофильные» специальности, как мировая экономика, сервис и туризм, психология управления, педагогика — тоже нужны на железной дороге, потому что корпорация решает множество разнообразных задач, и для каждой нужны профессионалы. И лучше всего, если будущие специалисты с самого начала будут иметь стимулы к работе в этой конкретной корпорации, будут подготовлены для нее, а следовательно, и в дальнейшем будут преданы ей.

— В последнее время часто говорят о том, что наше высшее образование оторвано от работодателя, что людям дают не профессию, а только «образование вообще». Наверное, СГУПС, нацеленный на конкретную транспортную отрасль, как раз отличается тем, что он дает не только образование, СГУПС дает и образование, и профессию. Поэтому мы больше времени уделяем вопросам конкретной практической подготовки. Если говорить о проблемах российского образования, то президент России Владимир Владимирович Путин назвал их достаточно четко: это и слабая материальная база, и существующая оторванность высшей школы от заказчика, от производства, разрыв научных исследований в вузе и на предприятии.

В целом качество образования в стране сейчас нуждается в очень серьезной модернизации.

Система отраслевого образования в стране сейчас, по сути, осталась только на транспорте, и хорошо, что ее удалось отстоять. Это позволило нам не потерять качество образования, сохранить и серьезно преумножить материальную базу. И показало правильность позиции государства, правительства и отрасли в том, чтобы сохранить свою систему образования. И какой результат? Можно говорить все, что угодно, можно выдвигать любые критерии оценки качества вузов, но есть самый главный и, как мне кажется, неоспоримый критерий. Это работа отрасли, куда идут выпускники. Железнодорожный транспорт за все последние годы, годы катаклизмов, постигших Россию, ни разу не останавливался, мы не садились на рельсы… И даже когда на рельсах сидели шахтеры, мы находили объездные пути и продолжали везти пассажиров и грузы. Ни разу «не задирали» цен, ни разу не отключали электричество. Железнодорожный транспорт работал и работает. А создание ООО «Российские железные дороги» — наверное, единственный в мире пример таких масштабов, когда государственная структура преобразуется в акционерное общество и при этом безо всякого адаптационного периода начинает сразу наращивать темпы работы по всем статьям. Кто это делает? Это делают люди, подготовленные в десяти вузах Федерального агентства железнодорожного транспорта, в том числе и в Сибирском государственном университете путей сообщения.

СГУПС в своей работе действительно ориентирован на приближение учебного процесса к производству. Недавно, например, было подписано соглашение о сотрудничестве между Западно-Сибирской железной дорогой администрацией области и вузом, по которому ЗСЖД обязуется разрабатывать и реализовывать проекты по наиболее актуальным проблемам развития железнодорожного транспорта в Новосибирской области с привлечением научного потенциала СГУПСа, осуществлять отбор и трудоустройство выпускников СГУПСа. Дорога намерена также создавать необходимые условия для целевой подготовки студентов, повышения квалификации руководителей и специалистов железной дороги. А в начале учебного года в СГУПСе состоялось открытие первой очереди натурного полигона, построенного совместно Западно-Сибирской железной дорогой и СГУПСом, на котором предполагается проводить и учебно-практические занятия, и научные исследования.

— Мы идем по пути, указанному нам президентом страны и правительством: создание более тесных связей с производством, усиление влияния производства на качество и тематику подготовки, — рассказывает Владимир Верескун. — Конечно, здесь есть особые трудности, особенно в части финансирования всех этих проектов. Когда мы были в одной структуре (государственный вуз и государственное министерство), было гораздо проще. Сейчас пути взаимодействия госструктуры и акционерного общества должны стать более «экономическими», если можно так сказать, более выгодными для обеих сторон. И эти пути находятся. Уже два года существует ООО «РЖД», два года мы не в единой структуре, однако прогресс не останавливается. И подготовка специалистов, выходящих из вуза с серьезными производственными навыками — мне кажется, это позитив. Мы сейчас много говорим о Болонском процессе, о подготовке бакалавров. Но когда на Западе готовят бакалавров, то им, как бы вы сказали, «дают образование», но не дают профессии. Профессионалов готовит фирма, у которой есть свои учебные центры, своя, корпоративная система обучения профессиональному мастерству. В России принято по-другому. У нас вуз обязан был дать и образование, и специальность, и большинство вузов в СССР было именно отраслевыми — сельского хозяйства, авиации, автомобильной промышленности. Потом эта система была разрушена. Но система обучения осталась, ее так резко изменить нельзя. И только в железнодорожном транспорте осталась совершенно четкая вертикаль: образование — профессия — выход в отрасль. Нельзя применять западные ножницы к российскому образованию, должны быть промежуточные варианты. Мы готовы выпускать бакалавров, — если они будут востребованы. Если появятся фирмы, имеющие свои учебные центры и считающие, что для работы в них достаточно бакалавриата — то есть человека образованного, но не имеющего профессии.

А мы готовим специалистов для железной дороги — и большинство наших выпускников там и работает. У нас существует система заключения договоров на подготовку специалистов, то есть определенная квота мест, выданная государством железнодорожному транспорту для решения кадровых проблем. На эти места предприятия железнодорожного транспорта (для нашего вуза это Западно-Сибирская и Красноярская железные дороги) сами формируют контингент для поступления. С этими студентами заключается контракт, и, окончив вуз, они обязаны идти работать на железную дорогу, на транспорт. К сожалению, количество таких студентов сокращается — финансирование бюджетное. Железной дороге не хватает этих специалистов. Она дополнительно приглашает на работу заканчивающих обучение студентов, обеспечивая им определенные блага и тот же уровень зарплаты, что и целевикам. Наши выпускники востребованы. И если вы хотите найти квалифицированную, хорошо оплачиваемую работу — надо поступить в СГУПС, закончить его, а работу мы вам найдем.

Наш вуз развивается, и в дальнейшем мы будем совершенствоваться во всем: в преподавании, науке, материальной базе. И предпосылки к этому есть — несмотря на грядущие реформы образования в стране. Мы считаем, что качество высшего образования должно расти — и наша задача поднять уровень подготовки. И мы знаем, как это сделать. У нас есть возможности и средства. СГУПС — один из старейших вузов области, он был, есть и будет.

Хотелось бы еще сказать несколько слов о Заельцовском районе, где мы находимся, который готовится отмечать свой юбилей. Мы хорошо и продуктивно работаем с администрацией района. Нас уважают как одну из градообразущих структур, а мы уважаем наш район как один из старейших районов Новосибирска со своими славными традициями. Надеемся, что это сотрудничество будет продолжаться еще плотней, возможно, оно затронет какие-то новые сферы и останется таким же плодотворным. Будем расти и развиваться вместе!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: