Новосибирск 0.5 °C

Идёт ли война креста с полумесяцем?

22.12.2005 00:00:00

«Вера. Надежда. Любовь» — страница для верующих

В Европе не существует противостояния христианства и ислама, так как христианства там давно нет, а есть ли оно в России — большой вопрос.

Время покажет, какой из этих символов наиболее приемлем для современной России

В православных периодических изданиях широко обсуждается роман-утопия Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери», ставший настоящим событием уходящего 2005 года. Действия романа развиваются в середине XXI века. По сюжету, к этому времени ислам становится государственной религией Евросоюза, а христиане, не пожелавшие принять мусульманство, загоняются в гетто. Духовным символом новой власти и новой европейской религии становится главный собор Парижа, превращённый, по подобию Константинопольского Софийского собора, в мечеть. В этих условиях небольшая горстка христиан отказывается жить по шариатским законам и ведёт борьбу с новыми хозяевами Европы за свои права. Кто бы мог тогда подумать, что события утопического романа начнут приобретать реальные черты буквально через несколько месяцев после его выхода в свет?

Европа без креста

Прокатившиеся по французским городам погромы некоторые СМИ поспешили объявить борьбой ислама с христианством. Но существует ли христианство во Франции? В прошлом году православное агентство «Радонеж» опубликовало материал под названием «Франция переживает быстрый процесс дехристианизации», в котором говорится о результатах опроса общественного мнения среди французов. Выяснилось, что влияние Католической церкви в современном французском обществе быстро падает: из 70-миллионного населения Франции ядро паствы составляет около 3,5 млн человек, большинство из которых пожилые женщины из глубинки. Франция, которая на протяжении веков считалась «старшей дочерью» и главной опорой Римско-католической церкви в Западной Европе, сейчас быстро превращается в страну номинальных христиан, а местные иерархи вообще называют французов атеистами и идолопоклонниками. Отмечалось также, что сокращение паствы Католической церкви сопровождается ростом числа мусульман в основном за счёт иммигрантов из Северной Африки.

Напомним, что информация эта была опубликована в прошлом году. И вот не прошло и года, как североафриканские выходцы решили показать французам, кто в стране хозяин. По поводу утверждений о противостоянии во Франции христианства и ислама, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев сделал следующее заявление: «Считать, что идёт война полумесяца с крестом, оснований нет — просто по той причине, что креста нет. Нет христианской цивилизации, нет христианских стран. Франция не является христианской страной». Аналогичного мнения и высокопоставленный функционер французского объединения «Национальный фронт» Ксавье де Сенанкур: «Горькая правда в том, что население старой Европы переживает не столько экспансию ислама, сколько утрату веры в Бога. А без этого нельзя, что бы там ни говорили коммунисты с социалистами». Если события, изложенные в романе «Мечеть Парижской Богоматери», и станут абсолютной реальностью, то, по словам диакона Андрея, «преимущество будет на стороне веры просто по законам психологии». По сообщению «Радонежа», в ходе презентации книги, прошедшей 9 сентября, одна из журналисток назвала это мероприятие неконституционным, считая книгу откровенно неполиткорректной. На что писательница ответила: «Мой роман не сеет религиозную рознь, а призывает христиан вернуться ко Христу». Нужно полагать, христиан не только французских, но и российских. А во что верят современные россияне?

Православные или язычники?

Два года назад мониторинговая кампания «Российское общественное мнение и исследование рынка» (РОМИР) провела глобальное исследование, задавая респондентам вопрос: «Какую религию Вы исповедуете?» 71% опрошенных ответили, что исповедуют православие, но еженедельно посещают службу из них лишь 6%. 23% вообще не исповедуют никакой религии. Выяснилось, что среди опрошенных, считающих себя верующими, только 12% верят в бессмертие души, и практически все участники исследования, как верующие, так и атеисты, в той или иной степени верят в силу оккультных и языческих символов. Так что православная Россия недалеко ушла от некогда католической Франции. Но возможен ли у нас такой сценарий противостояния, как этой осенью во Франции? Практически все аналитики это исключают по той причине, что французские погромщики — это люди, живущие в условиях, которым может позавидовать большинство российского населения, и «которые громят детские сады и школы, требуя, чтобы им дали больше денег на их безделье». На российских же территориях мусульмане живут испокон веков, и мирное сосуществование людей разных религий в нашем государстве всегда было примером для других стран. Правда, экстремистов, ищущих повода для противостояния, хватало всегда.

Кого оскорбляет Благовещенск и Троицк?

Так недавно некоторые мусульманские лидеры призвали убрать с герба России православную символику, в частности кресты, венчающие короны двуглавого орла. Высказались они также против присвоения частям МО, МВД, ФСБ имен различных святых, покровителей воинства, против строительства часовен в воинских частях, и установки поклонных крестов на въезды в города, где могут проживать мусульмане. А поскольку мусульмане проживают практически везде, то поклонные кресты не стоит устанавливать вообще. На этот выпад ответил тот же Андрей Кураев, призывая дать отпор неадекватным претензиям. По его словам, на следующем этапе эти лидеры могут потребовать, например, переименовать Санкт-Петербург, «поскольку в Коране нет святого апостола Петра, а мусульмане в этом городе, тем не менее, живут». «А сколько Благовещенских, Троицких, Воскресенских улиц и площадей надо будет переименовать в наших городах?» — спрашивает он.

Так чья же теперь «наша» земля?

Отрадно, что от такого абсурдного требования отмежевались видные российские муфтии, например, Равиль Гайнутдин. А представитель другой нехристианской конфессии, руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин по этому поводу заявил, что в государственной символике его больше устраивает крест, нежели серп и молот. Так или иначе, но звонок от экстремистов прозвучал. Звонки другого характера (более созвучные с Косово, нежели с Парижем) раздаются из российской глубинки: иные умирающие деревни постепенно начинают возрождаться за счёт прибывающих непрерывным потоком выходцев из разорённой войной северокавказской республики. И, в отличие от местного опустившегося и спившегося населения, у вновь прибывших есть одна особенность — это наличие веры. И в соответствии с религиозными установками этой веры новые хозяева российской глубинки устанавливают в ней свои правила. Например, русского работника, уличённого в потреблении спиртного, могут вызвать в контору и побить. Об этом поведал читателям журнал «Русский Дом» (N 12, 2005) в статье «Чья теперь наша земля?» В контексте статьи звучит, что земля в российской деревне в большинстве случаев уже «не наша», как «не наша» и немалая часть российского бизнеса.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: