Вместо рецензии
Первым фильмом года стал российский блокбастер «Дневной дозор: Мел судьбы».
Просмотр фильма в новогодние каникулы оказался таким же обязательным элементом культурной программы, как посещение елочки, катание с горок и утренний опохмел. Новая работа Тимура Бекмамбетова взяла на себя функции новой «Иронии судьбы»: закрытый премьерный показ прошел в новогоднюю ночь, а на широкие экраны фильм вышел первого января, с утра пораньше. Что было, может быть, не совсем продуманно: очередной «ответ Голливуду» изобилует звуковыми и визуальными эффектами, которые тяжеловато воспринимать измученному праздниками организму. Хотя воздействие от этого, наверное, даже сильнее.
Но премьера утром нового года оказалась беспроигрышным маркетинговым ходом: мало того, что «Дневной дозор» с полным правом именуется теперь «первым фильмом года», так еще и народ, обрадовавшись свежему разрекламированному фильму, очень уместному в длинные праздники, в едином порыве обеспечил аншлаговые залы. В результате за первые четыре дня показа два миллиона зрителей России и ближнего зарубежья вывели фильм в абсолютные лидеры российского проката, раскупив билетов на девять миллионов долларов, что, по данным «Гемини Фильм», составляет абсолютный рекорд российского проката. Недаром, ох, недаром герои фильма входили в сумрак, прорывая на пути рекламные плакаты «Девятой роты» (хотя представители съемочной группы и говорили, что не было в этих кадрах особенного скрытого смысла, просто так, к слову пришлось).
Если сравнивать с «Ночным дозором», то в «Дневном» всего больше. В два раза больше кинотеатров, выпустивших фильм на экраны. Больше спецэффектов над ними трудились 17 студий (против 13 в первом фильме) и 159 специалистов. Алиса (Жанна Фриске), разъезжающая на машине по отвесной стене, а затем и коридорам гостиницы «Космос», взбесившееся колесо обозрения, лошади, несущиеся сквозь стену, и вообще полный конец света. Больше сюжета так, что «Ночной дозор» воспринимается затянувшейся экспозицией ко «второй серии». Больше запоминающейся актерской игры: главная звезда тут, безусловно, Великая волшебница Ольга (Галина Тюнина), бесподобно отыгравшая переселение в ее тело личности Антона Городецкого со всеми вытекающими комическими и мелодраматическими эффектами.
И гораздо больше любви во всех ее проявлениях. Тут вам и чувства практикантки Светланы к Городецкому, и треугольник Завулон Алиса юный вампир Костя И это еще при том, что двадцатиминутную любовную сцену между Костей (Алексеем Чадовым) и Алисой из фильма вырезали к большому неудовольствию Фриске. Но, как ни странно, движущей силой сюжета в итоге стали не взаимоотношения между полами, а любовь отцов (вампира Золотухина и Светлого Хабенского) к своим чадам, которых сами отцы и втянули во все неприятности. И, как ни смешно, мораль фильма получается направленной против криминальных абортов и магии как таковой. Вот не суйся к ведьмам, чтобы жену приворожить да от плода избавить, и мир не рухнет, и сам человеком останешься. А заодно и против алкоголизма («не пей, Антон, Темным станешь!»). Для полноты эффекта не хватает только грифа: «данный фильм рекомендован Министерством здравоохранения как прославляющий силы Света».
Одно досадно: каждый раз, когда наши кинематографисты ставят себе задачу «догнать и перегнать Голливуд», то любовь к спецэффектам пересиливает все прочие разновидности любви: и к женщине, и к детям, и к миру. Так, на заре кинематографа комедия считалась «поводом для погони» сюжет не важен, главное, чтобы была погоня как средоточие комических ситуаций. Сейчас погони, катастрофы и прочий экшн, похоже, тоже становятся поводом для использования компьютерной графики. И втискиваются в сюжет по принципу «чтобы было». В результате «Дневной дозор» производит впечатление несколько перегруженного демонстрацией нашей кинематографической мощи.
Впрочем, девять миллионов долларов за четыре дня