Новосибирск 3 °C

Путь ноги и кулака

12.01.2006 00:00:00

Из истории тхеквондо

Тхеквондо — один из самых молодых видов боевых искусств. Только в 1955 году новое направление, созданное патриотически настроенными мастерами, получило свое нынешнее название.

Однако это событие лишь подытожило многовековой период развития, начало которого восходит к периоду государства Когурё (37 год до н. э. — 668 год), занимавшего территорию Северной Кореи и Южной Маньчжурии. Там бытовала система боевого тренинга сонбэ. Благодаря ей, когурёская армия располагала прекрасно обученными солдатами. Уникальной особенностью вооружения Когурё были «боевые калоши» — массивные железные платформы с шипами, крепившиеся к сапогам. На одной из фресок в районе Цзианя изображён впечатляющий боевой эпизод, в котором суровый когурёский воин ломает этими шипами лодыжку противника. Для эффективного использования такого оружия требовалось во время тренировок уделять особое внимание ударам ногами, что впоследствии составило одну из главных отличительных черт корейских боевых искусств. Причем когда со ступней сняли утяжелители, амплитуда ударов стала равна росту человека.

Известно также, что в другом древнекорейском государстве Пэкчё (18 год до н. э. — 660 год) практиковался комплекс субак, который в усовершенствованном виде дошел до наших дней, оказав большое влияние на все иные направления.

В расположенном на юге полуострова государстве Силла (57 год до н. э. — 935 год) существовал специальный военно-религиозный институт хваранов (что означает «цветущая молодежь»). В их состав отбирались юноши 14 — 15 лет из дворянских семей. Опираясь на эти элитные подразделения, правители Силла смогли впервые объединить под своей властью всю страну. По мнению некоторых ученых, именно идеология хваранов, проникнув в Японию, оказала воздействие на формирование самурайского кодекса «бусидо».

Развитие боевых искусств Кореи опиралось на концепции даосизма, чань-буддизма и, отчасти, конфуцианства. Учение о единой энергетической субстанции ци (ки) и способности контролировать ее с помощью воли (мысли); тщательно разработанные классификационные схемы, включавшие понятия Великого Предела, пяти стихий, комбинаций из триграмм и гексаграмм; представление о статической и динамической медитации как способе обретения новых сверхспособностей; этические императивы, понимаемые и как условие, и как цель успешного обучения, — все эти теории впервые возникли в русле древнекитайской философско-религиозной традиции. Позднее они распространились в других государствах Восточной и Юго-Восточной Азии. Разработанные на их основе методики и стали той особой приметой, которая разделила западные и восточные системы боевой подготовки и обусловила жизнеспособность последних. Поэтому каждое из боевых искусств Востока (в том числе тхеквондо) имеет право начинать собственную предысторию с древнекитайских комплексов ушу, первое упоминание о которых восходит как минимум к XI веку до н. э. Именно тогда, готовясь к решающему сражению при Муе, правитель государства Чжоу У-ван (Князь Воинственный) тренировал своих воинов на основе подражательных («звериных») стилей.

Вновь обратившись к истории непосредственно корейского боевого искусства, мы обнаружим как совершенствование старых стилей (субак), так и появление многочисленных новых (тхэккён, юсуль, чхарёк, ссирым и другие). На многочисленных фресках и рисунках изображаются соревнования бойцов, которые регулярно проводились при дворах знати в годы правления династии Корё (918 — 1392 годы). Специалисты утверждают, что приемы, запечатленные на средневековых картинах, имеют прямое сходство с техникой современного тхеквондо. Известно, что крупнейшим покровителем субак был сам король Уй Ён, правивший во второй половине XII века.

После прихода к власти последней в истории Кореи королевской династии И (Ли) интерес общества к традиционным боевым искусствам ослабевает, хотя, например, все желающие поступить на службу в королевскую гвардию должны были сдать экзамен по субак. Тесные идеологические, культурные и военные контакты с императорским Китаем способствовали усвоению китайских достижений в данной области, что отразилось и на содержании первого обобщающего труда по боевым искусствам «Муё тобо тхонджи» («18 видов боевой техники»), написанного в конце XVIII века Ле Дук Мо по специальному повелению короля.

В конце XIX — начале XX века Корея попадает под власть Японии, которая в 1905 году установила режим протектората, а в 1910 году полностью аннексировала страну. Японцы целенаправленно проводили политику культурной и национальной ассимиляции, которая охватывала и область боевых искусств. Хорошо подготовленные корейские мастера успешно осваивали новые для них виды: дзюдзюцу (джиу-джитсу), дзюдо, кэндо и т. п. Разработки японских и окинавских учителей повлияли на дальнейшее развитие корейской традиции (например, на технику работы руками). Наблюдалось и обратное влияние. Достаточно сказать, что знаменитый мастер Ояма Масутацу, создатель одного из самых мощных стилей современного карате-до — Кёкусин-рю, был по происхождению корейцем (его настоящее имя Чхве Ёнъи) и до переезда в Японию в 1938 году активно осваивал национальные системы тхэккён, чаби и чхарёк.

Признанным мастером карате-до был и будущий генерал Чхве Хон Хи (Цой Хонг Хи), который еще весной 1945 года, сразу после освобождения страны, начал преподавать корейским солдатам традиционные виды единоборств. В этом он и его сподвижники видели исполнение патриотического долга. Опираясь на накопленный богатейший опыт, мастера девяти ведущих «новых» школ-кванов разработали и кодифицировали «единый стиль национального боевого искусства Кореи», получивший название тхеквондо (буквально «Путь ноги и кулака»). В 1961 году Чхве Хон Хи возглавил вновь созданную Корейскую ассоциацию тхеквондо, а в 1966 году учредил в Сеуле Международную федерацию тхеквондо (ITF). Но через несколько лет, из-за политических разногласий с правившим тогда президентом Республики Корея Пак Чжон Хи, генерал Чхве эмигрировал в Канаду и стал ориентироваться на руководство КНДР. Мастера, в основном оставшиеся на юге страны, учредили в 1973 году Всемирную федерацию тхеквондо (WTF), которую возглавил доктор Ким Ун Ён. Эта организация взяла курс на превращение тхеквондо в один из массовых видов спорта, добившись в 1988 году его включения в олимпийскую программу. Существует еще и Глобальная федерация тхеквондо (GTF), основанная известным мастером Пак Дзюн Тэ. Кроме того, в Корее продолжают развиваться и другие виды традиционных боевых искусств, из которых наиболее известен корейский вариант айкидо — хапкидо, созданный мастером Чхве Ён Солем, а также куксуль, хварандо, пульмудо и некоторые другие. Различаясь по своей организации и внешним признакам, все эти виды объединяются в единую систему квонбоп, направленную на наиболее гармоничное развитие физических и духовных сил человека.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: