К 40-летию сибирских
Мне в жизни везло много раз, и каждый раз это были встречи с замечательными людьми, но, наверное, самые неожиданные из них с настоящей живой историей России ждали меня после первого курса Новосибирского государственного университета, где я учился на гуманитарном факультете. У нас были обязательные лекции по отечественному фольклору и древнерусской литературе. Но так получилось, что вместо бывшей тогда на курсах усовершенствования Елены Ивановны
И вот первая экспедиция
Результаты экспедиции 2005 года. Фото Владимира АЛЕКСЕЕВА |
Общеобязательная фольклорная. Едем за народными песнями. Собственно, как и во всякой экспедиции, сначала попадаешь из большого города в маленький, потом в совсем маленький, в село, где отдельные представители местной интеллигенции гордо носят на пиджаках значки техникумов, потом в деревню, потом в деревеньку, где, наконец,
Мы обычно размещались в актовых залах поставленных на ремонт школ и ходили по дворам за песнями, а вечерами разбирались с местными кавалерами, которые в сумерках приезжали на ревущих мотоциклах и, обильно наполняя избыточно чистый воздух парами сивухи, с храпом невыложенных боровков рвались подружить с городскими
Но вот обязательная фольклорная экспедиция закончилась, и девочки, которые умилялись, впервые в жизни увидев живых коровок, овечек и свинюшек, навсегда уехали в большой город.
Тогда-то
Мы разбились на небольшие группы
Мы встречались с теми, кто живет в настоящем прошлого, прошедшего. То ощущение открытия, которое связано с этими экспедициями, практически непередаваемо и ни с чем не сравнимо. Мне доводилось бывать и в фольклорных, и в археологических, и в геологических экспедициях, но археографические экспедиции это совершенно особый мир,
Чтобы объяснить впечатление от этих экспедиций, нужно хотя бы коротко описать, что это значило в то атеистическое время. Я провел детство в Александрове, небольшом городке в 112 км от Москвы по Ярославской железной дороге. Уже потом я узнал, что это и есть та самая Александровская слобода, которую выбрал для своего пребывания Иван Грозный, учредив опричнину. Там он служил черные мессы, там убил своего старшего сына, там он сутками постился и вымаливал прощение. (Я до сих пор горжусь тем, что подержал в своих руках тяжелый посох, которым Иван Грозный двинул своего сына Ивана, кстати говоря, обещавшего быть слишком похожим на папу.) Там позже жила в изгнании старшая сестра Петра Великого царевна Софья. За школьными принадлежностями мы ездили в Загорск ныне опять Сергиев Посад, где красуются синезвездные и золотые купола величайшей святыни России
Вообще-то
Трагедия русского народа
Надо, наверное, все же подробнее объяснить, почему речь зашла о старообрядцах. Дело в том, что болезненный и страшный процесс раскола русской церкви отвратил во второй половине XVII века значительную часть православного населения от официальной церкви (по некоторым данным, старообрядческое население России составляло перед Первой мировой войной до 30 млн человек). Непосредственным поводом к расколу стали церковные реформы патриарха Никона, мечтавшего об установлении в России православной теократии власти церкви. Символом раскола стало изменение крестного знамения двуперстие (крещение двумя поднятыми вверх пальцами), которое было заменено троеперстием («щепотью»). Старообрядцы и сейчас крестятся двумя перстами, как это показывает боярыня Морозова на знаменитой картине В. Сурикова. Раскол стал той трагедией русского народа, негативные последствия которой переоценить практически невозможно. Преследования старообрядцев, уходивших все дальше и дальше на север и в леса на востоке страны, сопровождались знаменитыми гарями, когда целые деревни при приближении царских войск сжигали себя (на карте, например, Омской области есть даже местечко с названием Гарь в память об этих событиях). Реформы в действительности начинались еще при основателе династии Романовых патриархе Филарете, за несколько десятков лет до того, как Никон стал патриархом, и связаны были с необходимостью правки книг и установления единого для всей православной Руси служения. Делалось это грамотными правщиками по греческим образцам. (Кстати обнаружилось, что и крестятся греки не так, как русские, вот и позаимствовано было то сложение пальцев, которым сейчас осеняет себя православный русский христианин. Стоит отметить, правда, что когда князь Владимир обращал Русь в христианство, греки крестились двуперстно, это и было позаимствовано вновь обращенными, но позже греки изменили способ крещения, а у русских оно оставалось неизменным на протяжении шести с половиной веков.) Затем новые книги были разосланы по церквям и монастырям, и Никон приказал служить по исправленным книгам, креститься щепотью и производить целый ряд обрядов и привычных действий
Старообрядцы почти сразу начали распадаться на отдельные толки и согласия. Сначала поповцы (те, у кого поставляются священники) отделились от беспоповцев (те, у кого никаких священников нет как же можно их поставлять, если нет епископов ), и каждое из этих направлений разделилось, в свою очередь, на много отдельных согласий Их десятки. Поморы, часовенные, австрийцы, федосеевцы Обычно чуждый религии народ согласий не различает и знает о старообрядцах только то, что они продают хорошую самогонку и что у них чужого за стол не посадят, а держат специальную «поганенькую» посуду для проходящих.
На огород повадился медведь
Знакомство со староверами ведет в прошлое, в историю, в XVII век. Иногда совершенно буквально. Где еще можно, например, увидеть такое: рубленая изба, внутри неоштукатуренная и потому небеленая. Красивая молодая женщина (как выясняется в разговоре, ей 18 лет) с четырьмя детьми один в зыбке, прикрепленной к потолку. Остальные забились в угол и осторожно посматривают на нас. В избе красный угол с почти черными иконами и полка, на которой стоят четыре книги в кожаных переплетах. Жена сердится на мужа на огород повадился медведь, а у мужа даже «ружжа» нет. На огороде действительно хорошо видны следы огромных когтистых лап. «Он ведь детей сожрет!» Через
Или еще одна встреча, которая запомнилась мне навсегда, в Горном Алтае. Солнце, вдали сияет Королевский белок («белками» на Алтае называют вершины, на которых не тает снег), высокая трава, цветы, гул и треск от громадного количества красных кузнечиков. И посреди этой красоты крошечная деревенька, пасека. Мы разговариваем с крепким сильным стариком, на столе темный текучий мед и удивительно вкусные кусочки мяса в тесте, которыми нас угощает его жена. После еды старик достает с полки книгу, аккуратно надевает очки с веревочкой на затылок и долго читает. Немного, но размеренно и привычно комментирует, показывает свою ученость. Потом просит читать нас. Я читаю, если я правильно помню, отрывки из Евангелия. Старик слушает очень внимательно. Опять комментирует. И незаметно переходит к рассказу о своей жизни. Говорит о том, как его сослали на строительство Сталинградского тракторного завода. Почти сразу после свадьбы. Конвоя и даже заборов там не было. Поработал он там, поработал и не выдержал ушел пешком к себе домой на Алтай. Уже от Барнаула прошел на юг километров сто, когда его взяли. В общем, еще двадцать лет, сначала в лагере, потом на поселении. За веру, потому что не отрекался. А к жене приставал парторг колхоза женщина была высокая, красивая. Не поддавалась, так он ее на самые тяжелые работы посылал Старуха с обидой показывает нам свои узловатые, мужские руки. Я помню голубые глаза старика и взгляд то тяжелый, то совершенно детский. Больше никогда такого удивительного взгляда я не встречал.
И еще встреча. Я пью чудесную золотистую медовуху с краснолицым худым дедом. Он устал, потому что полдня вылавливал бревна из енисейской воды неожиданно спустили воду, Енисей поднялся и затопил несколько лесхозов, по реке поплыли бревна. Власти кинули клич по сбору бревен
Встречи с другой культурой
А чего стоят встречи с настоящими начетчиками! Попадались (мне, правда, не довелось воочию с ними встретиться) такие старообрядцы, которые знали по несколько книг наизусть. И с гордостью их цитировали страницами. Дают в руки вам книгу и спрашивают, какую страницу рассказать. И на выбор рассказывают.
Каждый, кто бывал в археографических экспедициях, помнит психологическое напряжение этих встреч. Не только потому, что старообрядцы к любым контактам относятся подозрительно, и это понятно исторически. Но и потому, что это встречи с другой культурой, когда боишься сделать
Надо сказать, что не все старообрядцы прятались от власти. Были и такие, что жили отдельно от населенных мест, старались не получать паспортов и жить так, как будто их для государства не существует. Но многие покидали свои деревеньки и жили вполне советской жизнью. Но когда дело подходило годам к сорока, начинали задумываться о душе, возвращались в родные места и брались за ум. И поэтому статистика, которая показывала, что старообрядцев становится все меньше, потому что молодежь уходит в города и теряет веру, давала, как всегда, сильно искаженную картину.
И, наконец, удивление и радость от замечательных иногда находок. А находок сотни. Конечно, в основном это привычный набор книг, нужных для жизни. Чаще всего Псалтырь, богослужебные книги. Иногда в простых, вручную сделанных переплетах, а иногда в настоящих кожаных, с застежками И бумага с филигранями, из Голландии или Франции на ней на просвет видны или герб Амстердама или королевская лилия. Но наряду с обычными, повседневно необходимыми книгами попадались и редкие, совершенно замечательные, даже светские. Иногда отдельно, иногда приплетены они были к рукописям религиозного содержания. Так, уже из самых первых экспедиций археографы привезли Устав и Златоуст, изданные в начале XX в. (старообрядческие перепечатки со старопечатных книг XVII в.) и такие книги, как старопечатный «Пролог» (изданный в Москве в 1642 году), Острожская «Книжица в десяти разделах» 1598 года, «Мир с Богом человеку» Иннокентия Гизеля (Киев, 1666) и другие. Среди находок оказались рукописные тетради начала XX в. со служебными текстами. Старые же рукописные сборники включали неизвестные ранее редакции таких шедевров древнерусской словесности, как «Путешествие Косьмы Индикоплова», «Сказание о Мамаевом побоище». И уже новая история. В Красноярском крае в 1975 г. была обнаружена и несколько позднее приобретена рукопись второй половины XIX в. с неизвестной ранее повестью о бунте оренбургских казаков в 1854 г., отказавшихся служить «вашему государю Николаю Павловичу». А чего, кстати говоря, стоит один тот факт, что в Туве почти до конца XX века существовала практика издания книг по классическим средневековым образцам. Книги переписывались, переплет делался из деревянных дощечек, которые обтягивали кожей, на коже накатывали красивое тиснение с помощью специальных инструментов
Крестьянская библиотека в мешке
Но если экспедиции начинались как спасение отечественного наследия (считается, что период полураспада этого наследия, включая книги и иконы, равен 10 годам, иначе говоря, за 10 лет количество хранящихся старинных книг уменьшается примерно наполовину), то вскоре обнаружилось новое направление все больше внимания стало уделяться самой жизни разных старообрядческих общин, стал исследоваться характер их книжности и духовности, который существенно отличался в зависимости от регионов и, конечно, толков. Ведь слово «старообрядец», как уже было упомянуто, само по себе говорит очень мало существуют десятки его разновидностей и подразделений. И были обнаружены целые старообрядческие библиотеки, включавшие десятки переписываемых и читаемых книг. В одном случае был даже найден мешок книг. Легенд о таких мешках книг, лежащих на чердаках заброшенных домов, немало, но остаются они легендами, и не больше. А тут, действительно, оказался мешок с полутора десятками
приводимые в работе «Археографические исследования Сибири
второй половины 60 начала
коллекций рукописных и старопечатных книг»).