Субботние встречи
Выставки в Новосибирском краеведческом в прошлом году посетили более 150 тысяч человек
В прошедшем году Новосибирским государственным краеведческим музеем установлен своеобразный рекорд: посетителям были представлены 64 различные выставки, при том что в прошлые годы их количество в среднем равнялось полусотне. Это и послужило поводом для встречи с заведующей выставочным отделом музея Раисой Кипнис. Тем более, что 62 выставки организованы именно ею.
Но, если быть до конца откровенным, наша беседа с Раисой Израилевной состоялась бы даже без этого рекорда. Дело в том, что ее имя отлично знакомо каждому местному журналисту, если тот занимается вопросами искусства и культуры. Номер ее рабочего телефона давно уже ими выучен наизусть и набирается всегда, когда возникает необходимость узнать о выставках: недавно прошедших, или проходящих сегодня, или планирующихся. Коллеги согласятся, что более доброжелательного и квалифицированного специалиста в городе нужно еще поискать. У нее уточняются детали и цифры, она помогает встретиться с художниками, фотохудожниками, дизайнерами, коллекционерами, мастерами прикладного искусства и другими авторами персональных выставок. Конечно, большинству из тех 150 тысяч посетителей, которые ежегодно приходят в музей, она знакома меньше,
О результатах работы музея в прошлом году Раиса Израилевна говорит с гордостью.
Художник гордится удачной картиной, композитор своим музыкальным произведением, врач успешно проведенной сложной операцией и т.д. А мы стремимся, чтобы каждая выставка открывала в духовном мире посетителей новую страницу и помогала
Резиновые друзья Екатерины Гудына |
Хотелось бы больше говорить сегодня о коллекционных выставках. Как вы находите коллекционеров?
А они сами меня находят, как правило. Звонят, предлагают, и чаще всего их предложения принимаются: очень редки случаи, когда приходится отказывать
Было дело. Зато и с вашей подачи на страницах «Вечерки» появлялось немало заметок о таких людях. Вспомнить хотя бы удивительнейшую коллекцию игрушек, канцелярских принадлежностей в виде мышей, картин с их изображением, которая собрана директором Института клинической иммунологии СО РАМН Владимиром Козловым.
Помню эту заметку и надеюсь, что вскоре мы сможем договориться с Владимиром Александровичем о выставке в нашем музее.
А что, договориться с коллекционерами не так просто?
Очень непросто! Они очень бережно и трепетно относятся к своему творчеству (а я не сомневаюсь, что это именно творчество), они дорожат каждым предметом, даже если он особой художественной ценности не представляет. Ну а если представляет, то тут разговор особый. Выход «в народ» может послужить, так сказать, наводкой для людей нечистоплотных. Я с пониманием отношусь к этому, хотя, пока экспонаты находятся в музее, за них можно быть спокойным. Они всегда находятся под присмотром смотрителей зала, которые в нем полные хозяева. Еще не было случая на моей памяти, чтобы пропал хоть один предмет, хоть одна
Кстати, о посетителях. Вы смогли бы обрисовать мне социальный портрет среднего посетителя музея?
Думаю, что это невозможно. Вот когда мы поднимались в выставочный зал, то вы наверняка слышали, как в гардеробе галдела детвора, это экскурсия школьников. Пока мы разговаривали, мимо прошла бабушка с внучкой. Что же, из этого делать вывод, что наши посетители дети и старики? Да ни в коем случае! Я заметила, что к нам чаще стали приходить семьями, и особенно отрадно, что больше стало молодых людей. Понимаете, даже при сегодняшней информационной насыщенности они чувствуют необходимость оторваться от компьютера, от Интернета и прийти в музей, чтобы пообщаться с историей вживую, если можно так сказать!
Тульские пряники с «одноименной» выставки |
Раиса Израилевна, сложно представить, чтобы такая энергичная женщина, как вы, с детства мечтала стать музейным работником.
А я и не мечтала. Но выбранная мною профессия
А вот тут вы правы. Начинала я работать библиотекарем в филиале ГПНТБ СО АН СССР. Потом по семейным обстоятельствам вышла замуж (муж Раисы Израилевны директор Новосибирского театра музкомедии Леонид Михайлович Кипнис. Прим. авт.) переехала в Новосибирск. И по счастливой случайности та девушка, на месте которой я потом работала в НИАП, тоже по семейным обстоятельствам перебралась в Академгородок. Короче говоря, поменялись с ней местами. В НИАП проработала семнадцать лет с 1979 по 1996 год. Но это же оборонка. Начались сокращения. Нужно было трудоустраиваться. Помог муж. В музее как раз образовалась вакансия. Я думала около двух с половиной месяцев
С новой работой освоились быстро?
Скажу откровенно: если бы не поддержка директора музея Константина Ивановича Ватутина и заведующей просветительским отделом Ларисы Григорьевны Иваненко, мне пришлось бы нелегко. Помню, как в первые дни, бывало, охватывала паника:
Раиса Израилевна, а вот народная молва уверяет, что после того, как вы освоились и заработали в полную силу, ваш муж сказал примерно следующее: «Господи, хотел же устроить тебя на тихую работу, а ты же вся «кипишь«!»
Ну, пусть уверяет
Я же повторю то, что уже говорила: каждая работа требует энергии. Когда она есть это творчество, когда нет халтура.