Новосибирские ученые разошлись во мнениях, дискуссия была острой
В Институте философии и права СО РАН прошел круглый стол на тему «Положение и перспективы России и Сибири в глобализирующемся мире». Сибирские философы разошлись во мнениях, считать ли глобализацию объективным процессом или субъективной политикой США, а также по поводу возможных стратегий России в эпоху глобализации.
Направление дискуссии задал академик Юрий Ершов, он выразил недоумение по поводу того, что общество недостаточно активно откликнулось на книги известного политолога Александра Панарина. Согласившись с выводами философа, Ершов призвал противостоять гегемонистской политике США, объединив вокруг России все недовольные глобализацией страны.
Неясность возникла и с самим термином «глобализация». Как пояснил декан философского факультета НГУ Владимир Диев, этим термином зачастую объединяют совершенно разные процессы неолиберальные реформы, экспансию западных стран, распространение западной культуры, усиление международного разделения труда и пр. Поэтому, по словам Диева, самому термину «глобализация» грозит судьба термина «дискурс». Декан процитировал Виктора Пелевина, который в одном из последних своих романов написал: « когда я слышу про дискурс, рука сразу тянется к моему симулякру». В то же время, глобализация, по мнению Диева, является объективным процессом, характеризуя собой приоритет прогресса и эффективности, дезинтеграция из мирового экономического процесса сейчас просто никому не выгодна. А объекты нападений противников глобализации выбираются произвольно: «Почему громят «Макдональдсы« и не трогают китайские рестораны, которые появились повсеместно и являются таким же признаком глобализации?»
Отвечая на вопрос, является глобализация объективным процессом или интеллектуальной модой, Владимир Диев подчеркнул, что глобализация, безусловно, объективна. Возникновение этого процесса стоит отнести к началу
Руководитель центра макросоциологии НГУ, доктор философских наук Николай Розов термин «глобализация» понимает согласно классическим работам Робертсона, где она характеризовалась возникновением «глобального Вавилона», в котором есть
Он отметил неоднородность американского общества и предложил солидаризироваться с теми американцами, которые протестуют против агрессивной политики США. Платформой такой солидарности должны стать, по мнению философа, универсалистские ценности Просвещения и гуманизм.
Как заметил Николай Розов, России более предпочтительна многополярная модель глобализации, возникновению которой может помочь создание региональных коалиций, где вес и влияние России будут зависеть от нашей геополитической силы, но не менее важно и присутствие на международных рынках. «Я считаю национальным позором, что Россия продает только сырье и лес. Нам нужны перерабатывающие предприятия», заключил новосибирский философ.