Новосибирск 14.3 °C

«Лишних» контрольных больше не будет?

03.02.2006 00:00:00

Министерство образования планирует изменить порядок аттестации учителей

Дело в том, что нынешняя система, во-первых, незаконна с формальной точки зрения. Во-вторых, по словам одного из разработчиков проекта, руководителя Центра качества образования Владимира Солдатова, очень хлопотна и затратна по части нервных клеток как для учителей, так и для учеников.

В соответствии с нынешними правилами, аттестация учителей проводится раз в пять лет. Процедура эта добровольная, почти как колхоз: хочешь — вступаешь, не хочешь — расстреляем, поскольку без аттестации выше 11-го разряда из 14 возможных учителю не подняться и высшую категорию не получить. Также раз в пять лет нужно подтверждать уже имеющуюся категорию.

Сегодня аттестация проходит следующим образом: учителя сдают экзамены и проводят открытые уроки, а дети пишут лишние контрольные работы, проводимые только ради проверки качества работы учителя. «Для детей это не что иное, как дополнительная учебная нагрузка, которой быть не должно. А для учителей лишняя трата времени. В конечном итоге на открытом уроке учитель показывает не столько свою квалификацию, сколько свою артистичность и стрессоустойчивость», — считает Владимир Солдатов.

Если порядок аттестации будет изменен, то никаких открытых уроков и внеплановых контрольных больше не будет. Главным критерием успешности учителя станут оценки, полученные его учениками на ЕГЭ. Также при присвоении очередной категории будут учитываться сертификаты об обучении на курсах повышения квалификации, авторские методразработки, дипломы победителя конкурсов. Кроме того, оценивать качество работы учителя будет преподавательский коллектив школы и общественность в лице родителей.

Как утверждает автор законопроекта, новые правила должны устроить всех: и учителей, и родителей, и школьников. Однако директора новосибирских школ говорят, что предстоящие перемены их скорее настораживают, нежели радуют.

— Для того, чтобы оценивать кого бы то ни было, нужно иметь четкие критерии оценки, — говорит директор школы N 126 Калининского района Валентина Вихорева. — У нас таких критериев нет. Я, например, много раз наблюдала: приходит из какой-нибудь школы учитель с 1-й категорией. А на фоне своих новых коллег в другой школе он и на вторую не тянет. Поэтому оценки могут быть только на уровне «нравится — не нравится». Это, как вы понимаете, не может быть объективным. Что касается родителей, то неформальные рейтинги учителей и школ они выстраивают давно. Очень многие папы и мамы, прежде чем отдать ребенка в школу, спрашивают у других: а хорошая ли эта учительница, а какое качество знаний в этой школе. В Москве, я знаю, уже проводятся эксперименты по выбору учениками учителя. Это очень хороший профессиональный стимул для учителей.

Аттестация в ее сегодняшнем виде многих педагогов не устраивает.

— Для опытных учителей это скорее формальность, — считает завуч гимназии N 12 Галина Турова. — Новых знаний или умений подготовка к аттестации не приносит. Зато надо потратить массу времени, чтобы собрать нужные бумаги, а потом массу нервов, стоя перед комиссией. Это особенно тяжело пожилым учителям, но они все равно идут на аттестацию, так как повышенный разряд прибавляет несколько сотен рублей к зарплате.

Тем не менее к идее оценивать профессиональный уровень каждого внутри коллектива Галина Павловна относится весьма скептически: «Когда люди работают вместе, дружат, вряд ли кто-то из них захочет портить отношения с коллегами высказыванием объективных оценок. Лично у меня просто рука не поднимется проголосовать против повышения разряда моей коллеге, если я знаю, как она выкладывается на работе и как ей тяжело кормить двоих детей без мужа».

Насчет родителей Галина Турова тоже не знает, насколько это может быть серьезным: «Конечно, большинство родителей стараются здраво подходить к оценке качества работы учителя и качества знаний своего ребенка. Но есть ведь и такие, для которых учитель — хороший, когда ставит хорошие отметки. А когда ставит плохие, то — плохой».

Педагоги согласны с тем, что систему аттестации надо менять. Но как? Многие с теплотой вспоминают систему «сертификатов доверия», принятых в 80–90-х годах. Подобные сертификаты выдавали выпускникам педагогических вузов, отучившимся на «4» и «5», а также тем, кто проходит курсы повышения квалификации в НИПКиПРО. Практически все педагоги высказались за то, чтобы установить возрастной ценз, после которого учителя уже не обязаны подтверждать свою категорию, так как для педагогов предпенсионного и пенсионного возраста (в новосибирских школах их большинство. — Прим. авт.) это, действительно, сильный стресс.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: