Новосибирск 6.8 °C

Александр Исаевич вновь заявил о себе

04.02.2006 00:00:00

на этот раз в сотрудничестве с одним из крупнейших российских кинорежиссеров Глебом Панфиловым и целым созвездием актерских талантов

Фото RUTV.ru

«В круге первом» — первая экранизация произведений выдающегося писателя, который время от времени совершает очередной прорыв в общественном сознании и с такой силой отстаивает свои позиции, что буквально ставит человека перед выбором: или смиряться с ряской забвения того, что было в России в прошлом столетии, или все-таки признать бесчеловечность длительного периода в нашей совместной истории.

На протяжении вот уже нескольких десятилетий он — или «лютый антисоветчик», или даже пророк, сподвижник, разрушающий прежнюю систему взглядов. Масштаб этой личности таков, что не терпит никакой половинчатости. Видимо, потому и не всегда угоден официальной власти, будь то хоть партократия, хоть демократия, — приняли изгоя с почетом из высылки, уважительно выслушали и потихоньку стали забывать.

А забывать нельзя: слишком много было страшного, хотя и наряду, безусловно, с хорошим. Свободны ли мы, гарантированы ли от возвращения в этот первый круг? На мой взгляд, в этом главный пафос фильма. И не стихающие дискуссии вокруг этого вопроса продолжаются не только между нами, но и в каждом из нас.

Прошли несколько первых серий из 12. Впереди еще две недели единения с телеэкраном (если позволительно это назвать так), и размышлений, и разговоров. То, что Глеб Панфилов еще раз доказал, что мастер он выдающийся и отнюдь не иллюстратор чужих мыслей, очевидно уже сегодня. Хотя с первого знакомства с «шарашкой» ощущаешь дыхание именно Солженицына. Это даже не экранизация, а совместная большая новая работа, осмелюсь утверждать, значительно превосходящая недавние попытки перенести на экран Аксенова или Рыбакова.

Автор этих строк звонит своему другу, который родился в Норильске и отец которого жестоко пострадал в годы сталинщины.

— Ну, как?

— Отличный фильм. Наконец-то!

Звонит другому:

— Что скажешь?

— Если раньше никак не мог понять, почему Солженицына записали в антисоветчики, ведь он всего лишь правду написал, то сейчас понимаю. Скажу даже больше: его герой-дипломат, прекрасно сыгранный Певцовым, как ни крути, совершил предательство: не только выдал агентов СССР, но и подставил страну, которой позарез необходимо было атомное оружие: равновесие и прочее.

Здесь мы подошли к пониманию самой сущности творчества Александра Исаевича. Он не оставил в душе места для колебаний и выбора — принять или не принять, и твердым черным карандашом перечеркнул советское прошлое России. Что ж, это его право. Но и у нас с вами есть право судить о прошлом не столь однозначно. Хотя и признаю, что люди именно такого склада добиваются чего-нибудь в жизни, а склонные к компромиссам чаще всего оказываются между жерновами действительности и истории. Вот только одно очень важное «но»: народ в подавляющем большинстве, как мне видится, как раз и состоит из людей копромиссных. Иначе бы все мы, да и не только мы, просто не выжили.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: