на этот раз в сотрудничестве с одним из крупнейших российских кинорежиссеров Глебом Панфиловым и целым созвездием актерских талантов
«В круге первом» первая экранизация произведений выдающегося писателя, который время от времени совершает очередной прорыв в общественном сознании и с такой силой отстаивает свои позиции, что буквально ставит человека перед выбором: или смиряться с ряской забвения того, что было в России в прошлом столетии,
На протяжении вот уже нескольких десятилетий он или «лютый антисоветчик», или даже пророк, сподвижник, разрушающий прежнюю систему взглядов. Масштаб этой личности таков, что не терпит никакой половинчатости. Видимо, потому и не всегда угоден официальной власти, будь то хоть партократия, хоть демократия, приняли изгоя с почетом из высылки, уважительно выслушали и потихоньку стали забывать.
А забывать нельзя: слишком много было страшного, хотя и наряду, безусловно, с хорошим. Свободны ли мы, гарантированы ли от возвращения в этот первый круг? На мой взгляд, в этом главный пафос фильма. И не стихающие дискуссии вокруг этого вопроса продолжаются не только между нами, но и в каждом из нас.
Прошли несколько первых серий из 12. Впереди еще две недели единения с телеэкраном (если позволительно это назвать так), и размышлений, и разговоров. То, что Глеб Панфилов еще раз доказал, что мастер он выдающийся и отнюдь не иллюстратор чужих мыслей, очевидно уже сегодня. Хотя с первого знакомства с «шарашкой» ощущаешь дыхание именно Солженицына. Это даже не экранизация, а совместная большая новая работа, осмелюсь утверждать, значительно превосходящая недавние попытки перенести на экран Аксенова или Рыбакова.
Автор этих строк звонит своему другу, который родился в Норильске и отец которого жестоко пострадал в годы сталинщины.
Ну, как?
Отличный фильм.
Звонит другому:
Что скажешь?
Если раньше никак не мог понять, почему Солженицына записали в антисоветчики, ведь он всего лишь правду написал, то сейчас понимаю. Скажу даже больше:
Здесь мы подошли к пониманию самой сущности творчества Александра Исаевича. Он не оставил в душе места для колебаний и выбора принять или не принять, и твердым черным карандашом перечеркнул советское прошлое России. Что ж, это его право. Но и у нас с вами есть право судить о прошлом не столь однозначно. Хотя и признаю, что люди именно такого склада добиваются