Новосибирск 0.3 °C

РКЦ: достойный ответ на запрос времени

09.02.2006 00:00:00

В феврале начался отсчет пятого года работы МУП «Расчетно-кассовый центр г. Новосибирска» — предприятия, необычного не только для столицы Сибири, но, пожалуй, и для всей страны. Именно с этого предприятия и началась, по сути, в нашем городе реформа ЖКХ. Реформа настоящая, «без дураков», подразумевающая не бесконечный рост тарифов, а именно облегчение жизни и быта горожан и создание оптимальных условий для работы поставщиков нужных всем и каждому жилищно-коммунальных услуг.

Путь от «плохо» к «хорошо»

Благодаря РКЦ оплата жилищно-коммунальных услуг теперь занимает всего три минуты

Взрослому населению города даже и память особо не нужно напрягать, чтобы вспомнить ситуацию с оплатой жилищно-коммунальных услуг в не столь уж далеком прошлом. Началось все еще в 1997 году, в пору тотальных неплатежей, когда страну и наш город, в частности, захлестнул дефицит налички. Правили бал взаимозачеты и бартер: уголь — на масло, шило — на мыло… Именно тогда вошло в обиход поначалу всех удивившее, но быстро ставшее привычным выражение «живые деньги».

Долги бюджета перед ЖКХ были огромными, тех самых живых денег, как воздуха, не хватало нашей многострадальной коммуналке — чтобы убирать и ремонтировать дома, готовить их к зиме. От безвыходности жилищники стали придерживать живые деньги, которые жильцы приносили в кассы ЖЭУ, оплачивая услуги. А с поставщиками услуг (МУП «Энергия», Энергосбыт, МУП «Горводоканал») бюджет рассчитывался по бартерной схеме, поставляя энергетикам — уголь, водоканалу — трубы… Тоже, понятно, от безвыходности. Ведь и в бюджете живых денег не хватало: в те годы предприятия чуть ли не поголовно отдавали налоги не деньгами, а тем же «бартером» — сыром, маслом, углем, трубами…

Ясно, что у поставщиков услуг такая схема расчетов восторга не вызвала. Ситуация оказалась крайне запутанной. И тогда власти Новосибирска приняли решение передать право собирать деньги с населения самим поставщикам услуг.

Вместо одной-единственной расчетной книжки жильцы получили на руки несколько, и теперь уже недовольство стали выражать они. Людям приходилось заполнять несколько квитанций, носить с собой несколько расчетных книжек. Более того: поскольку в систему «Город» не входила оплата услуг жилищников, жителям нужно было ходить и оплачивать (читай — стоять в очередях) дважды. Сначала — в ЖЭУ, потом в Сбербанке, на почте или телеграфе, где можно было заплатить за свет, тепло, воду по системе «Город«.

Было бы странным требовать от жителей войти в положение поставщиков. Людям стало неудобно платить за жилищно-коммунальные услуги — вот и весь сказ!

Интересно, что одновременно головная боль появилась и у поставщиков — ведь приходящие к ним горы корешков от квитанций об оплате нужно было как-то обрабатывать. Это означало дополнительные издержки, дополнительные людские и временные ресурсы.

Вот на этом-то, довольно нервном фоне, в 2001 году и вышло постановление мэра Новосибирска о создании городского расчетно-кассового центра. Как говорилось в документе, с целью совершенствования системы расчетов за услуги ЖКХ, повышения качества обслуживания горожан, обеспечения полноты и целевого использования средств. В октябре муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр г. Новосибирска» было создано, а в январе следующего, 2002 года приняло от горожан первые платежи.

Учтут и льготы, и кирпичные стены

Директор МУП «РКЦ» Михаил Митяев

С первых дней работы новое предприятие возглавил и провел через все рифы и подводные камни самого трудного этапа становления Михаил Евстратович Митяев. Выбор мэра, назначившего его на эту должность, вряд ли был случайным. Заслуженный работник ЖКХ, человек, хорошо известный в отрасли, пять лет возглавлявший Горжилуправление, а затем комитет ЖКХ, имеющий немалый опыт работы в органах власти, Митяев оказался тем самым локомотивом, который уверенно начал продвигать новое для города дело.

Знаковым можно считать тот факт, что одноименная система — система «Город» — и послужила для МУП «РКЦ» отправной точкой для разработки и внедрения единой информационной системы по начислению и учету платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЕГИС). К моменту создания Расчетно-кассового центра система «Город» являлась де-факто основной платежной системой в Новосибирске, в которой принималась подавляющая часть коммунальных и других платежей, в том числе, частично, — жилищных платежей в отделениях Сбербанка, почты, телеграфа, в десятках коммерческих банков.

МУП «РКЦ» не стал ломать удобную для горожан систему, а заключил с ее создателями — группой компаний «Центр финансовых технологий» — договор на разработку программы «Центр начислений». И такой программный продукт был создан. Он позволяет обрабатывать информацию, необходимую для начисления и учета платежей за ЖКУ, льгот и субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг, в полном соответствии с действующим федеральным и местным законодательством, дает возможность вести обмен информацией в автоматическом режиме с платежными системами, и в том числе системой «Город».

Программу взяли за основу. С районными дирекциями заказчика заключили договоры на информационно-технологическое обслуживание по начислению и приему платежей на жилищно-коммунальные услуги. Так началась в Новосибирске реализация масштабного уникального проекта, который в равной степени можно назвать как социальным (поскольку облегчает он жизнь и быт сотен тысяч горожан), так и экономическим. Вот что говорит об этом сам директор МУП «РКЦ» Михаил Митяев:

— За прошедшие годы отработана и внедрена современная единая городская информационная система по начислению и учету платежей, которая позволяет качественно и быстро производить начисления за жилищно-коммунальные услуги. При этом алгоритм расчетов учитывает все данные по жильцам (льготы, субсидии, состав семьи и т.д.), действующие нормативно-правовые акты, изменения тарифов… Помимо этого учитываются технические характеристики каждого дома, также влияющие на начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги: год постройки, тип благоустройства, наличие лифта, мусоропровода, капитальность стен и др.

Отработан алгоритм начислений по каждому лицевому счету. А каналы связи, организованные между РКЦ и жилищно-эксплуатационными участками, позволяют операторам ЖЭУ получить санкционированный доступ к данным программы «Центр начислений» по домам своего участка в режиме реального времени.

Шесть часов — подарок каждой семье

Что все это означало для горожан? Прежде всего то, что начисления стали абсолютно «прозрачными». При желании любой житель может получить на руки распечатку, из которой видно, что означает та или иная цифра — например, сумма субсидии или перерасчета за недопоставленные или некачественные услуги. Отметим еще один большой плюс, который получили горожане: РКЦ дал им возможность оплатить не только жилищно-коммунальные услуги, но и пользование газом, антенной, телефоном, в том числе сотовым, интернетом, услуги охранных фирм и многое другое. И все это — в одном месте!

Всего благодаря РКЦ «в одно окно» можно оплатить сегодня разом почти 50 видов услуг. До недавнего времени в этом списке не значились тепло и горячая вода — горожане не могли оплатить их в ЖЭУ и вынуждены были делать это в других местах. В конце 2005 года долгий переговорный процесс между МУП РКЦ и Энергосбытом успешно завершился. Возобладал, как говорят в таких случаях, здравый смысл и экономический расчет, за что от нас, горожан, договорившимся сторонам отдельное спасибо.

Деньги люди вносят в кассы ЖЭУ, которые обычно находится рядом с домом. Так что времени на все про все тратится неизмеримо меньше, чем при оплате всех этих услуг в разных местах. Специалисты даже подсчитали, что в среднем оплата жилья и коммунальных услуг отнимала у человека 30–40 минут, теперь же, в кассе ЖЭУ, работающего по системе РКЦ, — две. За год, таким образом, благодаря РКЦ каждая семья экономит примерно 6 часов! Впечатляет? Еще бы. В наши-то дни, когда времени всем хронически не хватает!

А с апреля прошлого года во всех кассах ЖЭУ стало возможно купить и льготный проездной билет.

Лучшая основа для дружбы — расчет

Вряд ли РКЦ обрел бы стольких партнеров в лице поставщиков услуг, если бы последним это партнерство не было выгодно. Это так. ЕГИС позволяет сделать всю информацию о начислениях и поступлениях прозрачной и для поставщиков, дает каждому из них полную ясность о состоянии расчетов горожан — потребителей услуг по каждой квартире, о компенсациях из бюджета за предоставление льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. И уж, конечно, исключены имевшие ранее место случаи, когда деньги поставщиков «зависали». Теперь платежи населения за предоставленные услуги гарантированно и оперативно поступают на расчетные счета поставщиков. В соответствии с заключенными договорами платежи населения, независимо от того, где они были приняты, по вечерам ежедневно и в полном объеме инкассируются Новосибирским муниципальным банком, поступают в банк на транзитный счет и на следующий же день перечисляются на счета поставщиков услуг. Одновременно поставщики услуг получают из РКЦ информацию о дате и реквизитах платежного документа, по которому банк направил средства получателю. Все просто. Но это та самая простота, за которой стоит невероятно сложная гигантская рутинная работа. РКЦ научился ее делать.

Выиграла от введения понятных четких правил игры и власть. Благодаря системе, созданной РКЦ, мэрия и районные администрации могут теперь в любой момент времени получить исчерпывающие данные о количестве получателей льгот, субсидий, размерах начислений и т. п. — информацию, необходимую для принятия правильных управленческих решений, особенно связанных с бюджетным финансированием. С введением льготного проездного оперативные отчеты стали готовиться Расчетно-кассовым центром и для управления пассажирских перевозок мэрии, служб социальной защиты города и области.

Доверие завоевано делом

Первыми работу в единой городской информационной системе начали семь ЖЭУ Железнодорожного района. В том, что эксперимент «пошел» и принес очевидную для всех сторон выгоду, не осталось сомнений. В 2002 году количество ЖЭУ, подключенных к ЕГИС, возросло в четыре раза, а еще через год увеличилось почти в 10 раз. К 2006 году на современную систему расчетов за жилищно-коммунальные услуги перешли все ЖЭУ Новосибирска, а их более ста, а также ЖЭУ СО РАН. Количество пользователей услуг возросло до 1 миллиона 100 тысяч человек. А это означает, что сложившейся и на деле зарекомендовавшей себя системе доверяет сегодня практически весь город. Опыт РКЦ едут изучать представители других регионов, и это тоже показатель того, что работа с самым главным в современном мире ресурсом — информацией — идет в правильном направлении. По сути, создание РКЦ стало ответом XXI века — века технологий — на запрос времени.

Главное, чтобы не пострадали жители

Вступление в действие в 2005 году нового Жилищного кодекса открыло зеленую улицу приходу на рынок обслуживания жилья частных управляющих компаний. Активизировалось объединение жителей в товарищества собственников жилья (ТСЖ) — такой способ управления многоквартирными домами также предусмотрен законодательством. И очень важно, чтобы в начинающем складываться в этом секторе рынке не было потеряно то ценное, что уже наработано и доказало свою эффективность. Чтобы погоня за призрачной экономией не сыграла злую шутку и не обернулась против главного действующего лица, ради которого и объявлена реформа, — самого жителя.

Объединившись в ТСЖ, люди понимают: платить за все приходится из своего кармана. Многие ТСЖ «экономят на спичках» и пока настороженно относятся к возможному сотрудничеству с РКЦ. И напрасно. Те, кто уже заключили договоры на обслуживание, об этом не жалеют. За те же три процента, что прежде платились за услуги банку, РКЦ выполняет для них гораздо больший объем работы, гарантируя точность, полноту и оперативность расчетов.

И поскольку проблема эта касается (или может коснуться) абсолютно каждого жителя нашего города, к теме взаимоотношений Расчетно-кассового центра с объединениями собственников жилья мы намерены вернуться.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: