Голосоречевые патологии вовсе не так безобидны, как считалось раньше.
В Новосибирске 55 процентов детей имеют отклонения психосоматического здоровья, в том числе голосоречевые патологии.
В 90-х годах
Такие данные приводит новосибирский консультативный Совет общественности по вопросам семьи, материнства и детства. Эти сведения весьма удручают, ибо речевые патологии, в особенности задержка речевого развития, «являются разрушающим фактором для психического, соматического, интеллектуального и социального здоровья», отмечают члены совета.
Немолодые папаши как фактор риска, и кое-что еще
Диагноз
Причиной нарушений речи в раннем возрасте чаще всего является синдром дефицита внимания (СДВ), которым, по разным оценкам, страдают от 15 до 20 процентов современных детей. Причем мальчиков недуг поражает
Еще 25 лет назад советские врачи не знали такого диагноза. Теперь медики называют 12 изученных причин возникновения СДВ (есть еще неизученные). На сегодня достоверно известно, что СДВ врожденное заболевание. Новосибирский неонатолог Людмила Ясюкова, в 2003 году защитившая кандидатскую диссертацию на тему «Причины возникновения органических нарушений у новорожденных», обращает внимание на печальные последствия принятой в последнее время поголовной медикализации родов и широкого применения операции кесарева сечения. Доктор Ясюкова достоверно установила, что причиной мозговых дисфункций у детей часто является отравление медикаментами, стимулирующими родовую деятельность (они применяются во время беременности при угрозе выкидыша и в качестве обезболивающих). А современная технология кесарева сечения опасна для ребенка травмами позвоночника. Между
Жалобы родителей детей, страдающих дефицитом внимания, очень похожи: малыш капризен, импульсивен, отвлекаем, не слушает, что ему говорят, крайне неорганизован, неаккуратен, не может сконцентрировать внимание
Деревянные игрушки, прибитые к потолку
Трудное детство
Методист детского сада N 14, признанного лучшим садиком Новосибирска в части работы ясельных групп, Людмила Якубенко отмечает, что проблемы с речью у детей возникают не только вследствие родовых травм и медикализации родов: «Даже здоровый ребенок не будет говорить, если не слышит голоса мамы, если она не разговаривает с ним. Раньше считалось, что нормально развитый малыш в 1,5 года должен уже говорить предложениями. Сейчас мы нередко видим детей, которые в два года не говорят ни одного слова. Мы работаем с ними, как с грудничками показываем пальцем и объясняем: мол, это тетя, это дядя, это мишка, это заяц. Сложно осуждать родителей за невнимание к ребенку. Большинство мам не используют декретный отпуск. Первые
Важную роль в речевом развитии играет
Рано заговорил будет гением?
Мнение ученых
Ученые
Как оказалось, речевые и интеллектуальные способности связаны теснейшим образом. Так, речевые умения зависят от гибкости мыслительных процессов ребенка. У детей с хорошо развитой речью исследователи отметили хорошую память, развитое логическое мышление. Ребята, в совершенстве овладевшие речевыми навыками, легко идут на контакт с другими детьми, умеют общаться и взаимодействовать.
Помимо ожидаемых результатов, исследователи выявили ряд интересных взаимосвязей. Например, тесную взаимозависимость речевых способностей и креативности. Дети, овладевшие языковыми знаниями и умениями раньше и успешнее других, демонстрировали высокий творческий потенциал и нестандартное мышление. Еще один неожиданный результат исследований: чем старше дети, обучающиеся в первом классе, тем лучше их способность к восприятию речи на слух и правильной артикуляции.
Положительно влияет на речевые способности умение проявлять волевые усилия. Наименее успешны в освоении речевых навыков дети с завышенной самооценкой и малыши, постоянно находящиеся в состоянии беспокойства, подавленности, страха. Вывод, который сделали питерские педагоги: основной потенциал творческих способностей ребенка в первом классе проявляется на уроках чтения. В дальнейшем, когда точные науки займут приоритетное начало, креативность ребенка будет направлена в эту область знаний.
Опасные школьные инновации
Не навреди!
Тревожной тенденцией последних лет стало возникновение голосоречевых патологий у детей школьного возраста, которые пришли в первый класс с нормально развитой речью.
В МУЗ «Городская поликлиника N 1» разработали проект «Объективизация голосоречевой деятельности у детей», в ходе реализации которого обследовали 130 школьников Заельцовского, Октябрьского, Центрального и Кировского районов.
По словам главного врача поликлиники Сергея Дорофеева, основными причинами выявленных патологий являются функциональные и анатомические изменения голосового аппарата. Одной из причин функциональных изменений, в свою очередь, служат применяемые в сегодняшних школах сомнительные инновационные программы, такие как техника чтения на время, безотрывное письмо, раннее обучение чтению и письму, необходимость усваивать большие объемы информации в короткие сроки. Под влиянием требований учителя читать и писать как можно быстрее дети начинают «жевать» слова, «проглатывать» и коверкать звуки. Приобретенная в начальной школе искаженная техника речи усваивается на всю жизнь. Как следствие, для молодого человека, начавшего учебу по такой «инновационной программе», закрыты все профессии, связанные с умением говорить и общаться.