Новосибирск 1.1 °C

«…Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!»

17.02.2006 00:00:00

Голосоречевые патологии вовсе не так безобидны, как считалось раньше.

В Новосибирске 55 процентов детей имеют отклонения психосоматического здоровья, в том числе голосоречевые патологии.

В 90-х годах примерно 60 процентов детей не могли освоить речь без помощи логопедов, фонопедов и других специалистов-медиков. В 2004 году детей с проблемами голосоречевого развития оказалось уже 80 процентов.

Такие данные приводит новосибирский консультативный Совет общественности по вопросам семьи, материнства и детства. Эти сведения весьма удручают, ибо речевые патологии, в особенности задержка речевого развития, «являются разрушающим фактором для психического, соматического, интеллектуального и социального здоровья», отмечают члены совета.

Немолодые папаши как фактор риска, и кое-что еще…

Диагноз

Причиной нарушений речи в раннем возрасте чаще всего является синдром дефицита внимания (СДВ), которым, по разным оценкам, страдают от 15 до 20 процентов современных детей. Причем мальчиков недуг поражает в 4–6 раз чаще, чем девочек.

Еще 25 лет назад советские врачи не знали такого диагноза. Теперь медики называют 12 изученных причин возникновения СДВ (есть еще неизученные). На сегодня достоверно известно, что СДВ — врожденное заболевание. Новосибирский неонатолог Людмила Ясюкова, в 2003 году защитившая кандидатскую диссертацию на тему «Причины возникновения органических нарушений у новорожденных», обращает внимание на печальные последствия принятой в последнее время поголовной медикализации родов и широкого применения операции кесарева сечения. Доктор Ясюкова достоверно установила, что причиной мозговых дисфункций у детей часто является отравление медикаментами, стимулирующими родовую деятельность (они применяются во время беременности при угрозе выкидыша и в качестве обезболивающих). А современная технология кесарева сечения опасна для ребенка травмами позвоночника. Между тем акушеры-гинекологи многих родильных домов применяют кесарево сечение даже в тех случаях, когда этого можно избежать. Что касается рожениц, мало кто разрешается от бремени без использования обезболивающих средств. Риск развития мозговых дисфункций у ребенка также велик, если возраст матери во время беременности был меньше 19 или больше 30 лет, а возраст отца превышал 40 лет.

Жалобы родителей детей, страдающих дефицитом внимания, очень похожи: малыш капризен, импульсивен, отвлекаем, не слушает, что ему говорят, крайне неорганизован, неаккуратен, не может сконцентрировать внимание на каком-либо занятии и бросает его, недоделав. Разумеется, в таком состоянии ему просто некогда учиться говорить. Как следствие, не развивается мыслительный аппарат. Ведь мы, как существа разумные, мыслим еще и словами.

Деревянные игрушки, прибитые к потолку

Трудное детство

Методист детского сада N 14, признанного лучшим садиком Новосибирска в части работы ясельных групп, Людмила Якубенко отмечает, что проблемы с речью у детей возникают не только вследствие родовых травм и медикализации родов: «Даже здоровый ребенок не будет говорить, если не слышит голоса мамы, если она не разговаривает с ним. Раньше считалось, что нормально развитый малыш в 1,5 года должен уже говорить предложениями. Сейчас мы нередко видим детей, которые в два года не говорят ни одного слова. Мы работаем с ними, как с грудничками — показываем пальцем и объясняем: мол, это тетя, это дядя, это мишка, это заяц. Сложно осуждать родителей за невнимание к ребенку. Большинство мам не используют декретный отпуск. Первые год-полтора, пока ребенок совсем маленький, берут какую-нибудь подработку на дом. Потом выходят на работу, потому что папа не в состоянии прокормить семью. Задача по обучению и развитию ребенка в этой ситуации ложится в лучшем случае на воспитателей в яслях, в худшем — на бабушек и дедушек, которым редко удается преуспеть в этом виде деятельности».

Важную роль в речевом развитии играет предметно-развивающая среда. Не стоит удивляться тому, что ребенок не говорит, если он живет в грязной квартире с обшарпанными стенами, убогой мебелью, а из игрушек у него только облезлый плюшевый медведь и машина без колес. Маленького человека должны окружать яркие, красивые предметы, которыми хочется манипулировать. Только тогда он начинает мыслить.

Рано заговорил — будет гением?

Мнение ученых

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Ученые Санкт-Петербургского педагогического университета исследовали 37 мальчиков и 28 девочек 6–8 лет, чтобы выявить связь между речевыми умениями и успешностью обучения.

Как оказалось, речевые и интеллектуальные способности связаны теснейшим образом. Так, речевые умения зависят от гибкости мыслительных процессов ребенка. У детей с хорошо развитой речью исследователи отметили хорошую память, развитое логическое мышление. Ребята, в совершенстве овладевшие речевыми навыками, легко идут на контакт с другими детьми, умеют общаться и взаимодействовать.

Помимо ожидаемых результатов, исследователи выявили ряд интересных взаимосвязей. Например, тесную взаимозависимость речевых способностей и креативности. Дети, овладевшие языковыми знаниями и умениями раньше и успешнее других, демонстрировали высокий творческий потенциал и нестандартное мышление. Еще один неожиданный результат исследований: чем старше дети, обучающиеся в первом классе, тем лучше их способность к восприятию речи на слух и правильной артикуляции.

Положительно влияет на речевые способности умение проявлять волевые усилия. Наименее успешны в освоении речевых навыков дети с завышенной самооценкой и малыши, постоянно находящиеся в состоянии беспокойства, подавленности, страха. Вывод, который сделали питерские педагоги: основной потенциал творческих способностей ребенка в первом классе проявляется на уроках чтения. В дальнейшем, когда точные науки займут приоритетное начало, креативность ребенка будет направлена в эту область знаний.

Опасные школьные инновации

Не навреди!

Тревожной тенденцией последних лет стало возникновение голосоречевых патологий у детей школьного возраста, которые пришли в первый класс с нормально развитой речью.

В МУЗ «Городская поликлиника N 1» разработали проект «Объективизация голосоречевой деятельности у детей», в ходе реализации которого обследовали 130 школьников Заельцовского, Октябрьского, Центрального и Кировского районов.

По словам главного врача поликлиники Сергея Дорофеева, основными причинами выявленных патологий являются функциональные и анатомические изменения голосового аппарата. Одной из причин функциональных изменений, в свою очередь, служат применяемые в сегодняшних школах сомнительные инновационные программы, такие как техника чтения на время, безотрывное письмо, раннее обучение чтению и письму, необходимость усваивать большие объемы информации в короткие сроки. Под влиянием требований учителя читать и писать как можно быстрее дети начинают «жевать» слова, «проглатывать» и коверкать звуки. Приобретенная в начальной школе искаженная техника речи усваивается на всю жизнь. Как следствие, для молодого человека, начавшего учебу по такой «инновационной программе», закрыты все профессии, связанные с умением говорить и общаться.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: