Новосибирск 9.7 °C

Школа учит. Кто будет воспитывать?

25.02.2006 00:00:00

«Нас сразили ваши дети» — так сказали об учениках 205-й школы гости — участники всероссийского семинара

Еще недавно считалось, что это исключительно обязанность семьи. После решительного и всеобщего низвержения в начале 90-х годов идеологии и авторитетов утвердилось: дело школы — учить, а семьи — воспитывать. Уничтожали, как водится в России, «до основанья». За это время, говорят специалисты, в стране выросло целое поколение нигилистов, для которых, кроме «ближних к телу», нет никаких ценностей. Когда образовательные учреждения спохватились, оказалось, что ситуация близка к вакууму: что, а уж тем более как школа все-таки должна в наших детях воспитывать, — неизвестно.

Всероссийский научно-практический семинар «Воспитательные системы сегодня: традиции и перспективы», организованный кафедрой педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ, собрал в Новосибирске целое созвездие московских знаменитостей. Список известных имен, авторитетных для любого из наших педагогов, начинался с члена-корреспондента Российской академии образования доктора педагогических наук профессора Натальи Селивановой, возглавляющей Центр теории воспитания НИИ теории и истории педагогики РАО, который все эти годы «воспитательного безвременья» продолжал заниматься не только теорией, но и практической работой в школах. Открытием для педагогов, съехавшихся в Новосибирск из Якутии, Удмуртии, Алтая, Челябинска, Кемерова, Сургута и, естественно, городов нашей области, стали не только выступления московских педагогических звезд, но и прорыв ряда новосибирских школ. Впрочем, о работе гимназии N 2, православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского или школы N 205 сегодня говорят не как об отдельных находках, а о сложившихся воспитательных системах.

Каждая из этих школ — это целый мир со своими правилами, жизнью, традициями. 205-я, например, совсем не случайно называется «Содружество». Такое же название здесь носят детская общественная организация, школьная газета и научное общество. Содружество детей, родителей, педагогов определило саму направленность школы — было решено, что углубленное изучение английского языка и информационных технологий даст детям хорошую базу для дальнейшего обучения и профессионального выбора. «Содружество» ярче всего характеризует дух школы и то, благодаря чему в школе есть музей русской народной культуры и свои фольклорные коллективы, работают интеллектуальный клуб, турклуб и клуб юнкоров, школьный театр «Берендей» и детский театр на английском языке, выпускается компьютерный журнал «Пульс», занимаются множество кружков и секций. Все это при активном участии родителей, бывших выпускников школы, ее педагогов и находящегося рядом центра внешкольной работы «Галактика». Согласитесь, в городе не много найдется школ, куда бы дети, как в 205-ю, свободно и с удовольствием могли прийти вечером. О здешних традициях можно рассказывать бесконечно, как и о школьных заповедях, предложенных детским парламентом, о царящей в школе атмосфере доброжелательности и почти домашнего уюта. Если кто-то решит, что «Содружество» — некий отдельный счастливый мир, созданный родителями и педагогами для отдельно взятых детей, будет прав лишь отчасти. Школьникам 205-й действительно повезло, но мир их открыт всем жизненным горестям и проблемам. Здесь найдут слова сочувствия и возможность помочь, случись беда у ближнего, помогают дальним. Вся школа собирала посылки для Беслана, семей, пострадавших от землетрясения на Алтае, книги для сельских библиотек. «Содружество» сотрудничает с детской районной организацией детей-инвалидов, помогая больным детям в освоении навыков пользования компьютером.

В день, когда в 205-й принимали участников всероссийского семинара, вся школа занималась коллективным творческим делом. Пятиклашки, к примеру, выдавали свои идеи по извечно злободневной теме «если бы директором был я», ребята из школы юнкоров рассуждали, как сделать интересней школьную газету, десятиклассники ломали копья над вопросом: «Обязательно ли культура — это нравственность?», а научное общество обсуждало, как развести транспортные потоки на Красном проспекте в часы пик. Каждый вкладывал свой «кирпичик» в общий дом, решая проблемы школы, района, города. Гости обошли всю школу, переходя из кабинета в кабинет, а отреагировали дружно и неожиданно: «Нас сразили ваши дети!» Для педагогов лучшей оценки, наверное, не может и быть.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: