27 февраля исполнилось 175 лет со дня рождения великого русского художника Николая Ге
Николай Николаевич Ге, один из основателей Товарищества передвижников, известен, прежде всего, как автор ставших хрестоматийными портретов русских писателей, а также знаменитой картины «Царь Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Однако если рассматривать творчество Ге в целом, то можно выделить его наиболее существенную черту страстное стремление к истине. Прекрасно сказал его современник и товарищ художник Мясоедов: «Искание истины было в его природе »
Это проявляется в первой большой картине Ге «Тайная вечеря», в которой Иуда впервые показан не корыстолюбивым предателем, а фанатиком, закосневшим в своих идеалах и не пожелавшим принять иного. Та же тема и в уже упомянутой картине, где яростному в своей правоте Петру противостоит согбенный, но не смирившийся Алексей. Художник ясно видит трагические стороны воплощения нового, однако его личные симпатии на стороне исторического и нравственного прогресса.
В этих стремлениях и сомнениях нашел одно из своих отражений духовный поиск, свойственный той эпохе. Не случайно в созданной Ге портретной галерее видное место занимают образы великих правдоискателей того времени Герцена и Некрасова,
С обращением в толстовство связано и возвращение Ге в живописи к излюбленным им евангельским сюжетам. Однако талант художника не дает ему ограничиваться только лишь иллюстрациями к религиозным догматам, а раскрывается в картинах и набросках большой общечеловеческой значимости. Христос в поздних работах Ге («Что есть истина?», «Христос и Никодим», «В Гефсиманском саду», «Суд Синедриона», «Голгофа», серия «Распятий») это, прежде всего, простой человек, истерзанный и отвергнутый, однако, несмотря на унижения, боль и смерть, уверенный и несгибаемый в своей правоте.
Очень эмоциональные картины Ге никого не оставляли равнодушными. Он подвергался подчас резкой критике как «справа», так и «слева». Так, не всегда справедливым к его творчеству был лидер демократической критики Стасов. С другой стороны, почти обо всех последних картинах
Однако, помимо обид и преследований, творчество Ге получало и самые высокие оценки современников. Очень теплые рецензии на первые две большие картины написал