Новосибирск 2.4 °C

Ревнитель истины

28.02.2006 00:00:00

27 февраля исполнилось 175 лет со дня рождения великого русского художника Николая Ге

Николай Николаевич Ге, один из основателей Товарищества передвижников, известен, прежде всего, как автор ставших хрестоматийными портретов русских писателей, а также знаменитой картины «Царь Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Однако если рассматривать творчество Ге в целом, то можно выделить его наиболее существенную черту — страстное стремление к истине. Прекрасно сказал его современник и товарищ художник Мясоедов: «Искание истины было в его природе…»

Николай Ярошенко. Портрет художника Николая Николаевича Ге

Это проявляется в первой большой картине Ге «Тайная вечеря», в которой Иуда впервые показан не корыстолюбивым предателем, а фанатиком, закосневшим в своих идеалах и не пожелавшим принять иного. Та же тема и в уже упомянутой картине, где яростному в своей правоте Петру противостоит согбенный, но не смирившийся Алексей. Художник ясно видит трагические стороны воплощения нового, однако его личные симпатии на стороне исторического и нравственного прогресса.

В этих стремлениях и сомнениях нашел одно из своих отражений духовный поиск, свойственный той эпохе. Не случайно в созданной Ге портретной галерее видное место занимают образы великих правдоискателей того времени — Герцена и Некрасова, Салтыкова-Щедрина и Толстого. Религиозно-этическое учение последнего оказало на Ге огромное влияние. Он даже перешел на вегетарианство и начал лично участвовать в физическом труде, освоив трудное ремесло печника.

С обращением в толстовство связано и возвращение Ге в живописи к излюбленным им евангельским сюжетам. Однако талант художника не дает ему ограничиваться только лишь иллюстрациями к религиозным догматам, а раскрывается в картинах и набросках большой общечеловеческой значимости. Христос в поздних работах Ге («Что есть истина?», «Христос и Никодим», «В Гефсиманском саду», «Суд Синедриона», «Голгофа», серия «Распятий») — это, прежде всего, простой человек, истерзанный и отвергнутый, однако, несмотря на унижения, боль и смерть, уверенный и несгибаемый в своей правоте.

Очень эмоциональные картины Ге никого не оставляли равнодушными. Он подвергался подчас резкой критике как «справа», так и «слева». Так, не всегда справедливым к его творчеству был лидер демократической критики Стасов. С другой стороны, почти обо всех последних картинах Ге обер-прокурор Синода Победоносцев (вот они, «совиные крыла»!) лично докладывал императору Александру III, после чего их запрещали как «вульгаризацию евангельской истории». Интересно отметить: просмотрев одно из «Распятий» работы Ге, царь воскликнул: «Да ведь это бойня!». Самодержцу, столь восхваляемому нашими современными «роялистами», не случайно стало не по себе. В этой картине художник хотел выразить не только идеи вселенского масштаба, но и протест против каждодневно свершаемых в Российской империи смертных казней.

Однако, помимо обид и преследований, творчество Ге получало и самые высокие оценки современников. Очень теплые рецензии на первые две большие картины написал Салтыков-Щедрин. А Толстой в письме Третьякову от 7–14 июня 1884 года назвал Ге одним «из самых выдающихся художников не только России, но и всего мира». Возможно, здесь у Льва Николаевича слишком велик личностный момент в оценке своего близкого друга и преданного единомышленника. Однако несомненно, что творчество Николая Ге как по своему художественному, так и общественному значению явилось очень крупным и своеобразным событием в культурной жизни России.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: