Новосибирск 5.6 °C

НЭРЗ: на пути к «Золотой Нике»

03.03.2006 00:00:00

По росту объемов производства и качеству своей продукции коллектив Новосибирского электровозоремонтного завода входит в число лучших предприятий отрасли и лидирующую группу промышленных предприятий Новосибирской области.

В руках заводчан старые электровозы рождаются заново

Свидетельство высокого уровня организации работы предприятия — приз Координационного комитета международной программы «Партнерство ради прогресса» «Хрустальная Ника» и целая коллекция «Сибирских Ник». К трем «Сибирским Никам», которых коллектив завода был удостоен как лауреат межрегионального конкурса «За успешное развитие бизнеса в Сибири», в прошлом году добавилась «Ника Серебряная». Следующая будет уже золотой. То, что она будет, в коллективе уверены. О том, как живет НЭРЗ сегодня и как готовится к дню завтрашнему, наш разговор с директором завода Владимиром Мефодьевичем Хуторненко.

— Основная производственная деятельность предприятия связана с ремонтом электровозов. Однако, насколько известно, в последние годы производственная программа предприятия претерпела существенные изменения. На чем специализируется завод сейчас?

Директор завода Владимир Хуторненко

— Изначально мощности предприятия были сориентированы на ремонт грузовых локомотивов. Но в 1996 году в ситуации падения объемов грузовых железнодорожных перевозок завод был перепрофилирован на ремонт пассажирских локомотивов серии ЧС. Это локомотивы чехословацкого производства, поэтому понятны все связанные с этим сложности. Чтобы не покупать запасные части за валюту, необходимо было наладить их выпуск у себя. Работа была очень сложной и трудоемкой, но мы справились. Сегодня в системе ОАО «Российские железные дороги» завод специализирован на модернизации с продлением срока службы и капитальном ремонте электровозов серии ЧС2, капитальном ремонте электровозов ЧС4Т. Нам пришлось вернуться к ремонту электровозов ВЛ60. По-хорошему эти локомотивы пора давно списывать, ремонтировать их было нерентабельно еще десять лет назад. Однако замены им нет. В прошлом году впервые в России освоили ремонт электровозов ЭП1, редукторов, колесных пар и тяговых двигателей вспомогательных машин для него. В планах 2006 года — перспективное освоение ремонта электровоза переменного тока чешского производства ЧС8. Так что в отличие от многих электровозоремонтных заводов, специализирующихся на какой-то одной серии, нам, что называется, пришлось стать специалистами широкого профиля. Сегодня завод восстанавливает тяговый подвижной состав и линейную продукцию для Западно-Сибирской, Московской, Юго-Восточной, Куйбышевской, Горьковской, Северо-Кавказской, Свердловской, Забайкальской и Красноярской железных дорог.

— С какими результатами коллектив закончил 2005 год? Как директор завода вы ими удовлетворены?

— Задание по ремонту подвижного состава и выпуску комплектующих выполнено полностью. Из ремонта выпущено 175 электровозов, один отремонтирован дополнительно по заявке ОАО «РЖД», изготовлено 95 ремонтных комплектов. И это не предел наших возможностей.

Вот она — «Сибирская Ника»

— Новосибирский электровозоремонтный завод был государственным предприятием, сейчас является производственным предприятием в составе ОАО «Российские железные дороги». Облегчает ли это работу в условиях рыночной экономики?

— С одной стороны, нам работать проще: находясь в составе ОАО «РЖД», мы обеспечены заказом и получаем средства на его выполнение. С другой стороны, это же составляет и сложность. При жесткой системе заказа столь же жестко устанавливаются и цены на ремонт электровозов, которые утверждаются на год. Хотя в условиях свободного рынка цены на металл, оборудование, комплектующие по году меняются порой несколько раз. Одним из наиболее сложных на сегодняшний день является вопрос экономический, в первую очередь, те его аспекты, которые позволяют снизить затраты на ремонт электровозов. Ремонтные листы, которые заполняются на прибывающие в ремонт локомотивы, с каждым годом содержат все больше позиций. Ремонтируемые электровозы эксплуатировались в течение очень длительного времени — по 30–40 лет и более. Поэтому сейчас необходимо выполнять много дополнительных работ и модернизаций, заменять большинство узлов и деталей новыми, производить увеличенный ремонт, чтобы продукция соответствовала современным требованиям эксплуатации и безопасности. На это направлена вся техническая и экономическая политика, проводимая на предприятии. За 2005 год затраты на ремонт нам удалось снизить в среднем на 8 процентов. В цифровом выражении это, может быть, и не очень значительно, но за этим стоит огромный труд всего коллектива завода по повышению производительности труда за счет снижения материалоемкости ремонта, внедрения новых технологий и материалов.

— Получается, именно в модернизации производства для вас основной источник экономии?

— Не только. Но как раз модернизация производства является ключом к сокращению трудозатрат, а значит экономии фонда оплаты труда, материалов, энергоресурсов. Модернизация идет с самого первого этапа. Электровоз примерно на 45 процентов состоит из электрических машин — они составляют около 70 процентов его стоимости. Поэтому усилия заводских технологов направлены на обеспечение качественной разборки электрических машин, что позволяет сократить материальные затраты при дальнейшем ремонте. На заводе внедрен целый ряд мероприятий по модернизации этих процессов. Специалистами завода, к примеру, были разработаны и внедрены в производство камеры для установки тягового двигателя с очисткой под высоким давлением средствами на основе неиногенных поверхностно-активных веществ, не оказывающих разрушительного воздействия на изоляцию. В прошлом году в секционном цехе внедрен автоматизированный стенд с применением ЭВМ для комплексных испытаний изоляции секций обмотки якоря тяговых двигателей и вспомогательных машин электровозов. Создана универсальная и мобильная микропроцессорная система контроля монтажа, продолжается работа по механизации труда изолировщиц. Продолжаются работы по внедрению ультразвуковых установок для очистки деталей. Большое внимание уделяется внедрению в производство полимерных материалов. Опыт показал, что использование полимеров не только экономически выгодно, но в ряде случаев только с их помощью можно восстановить работоспособность узлов и деталей в условиях нашего завода. О технической модернизации на заводе можно говорить много. Тесно сотрудничаем с Институтом неорганической химии СО РАН, на модернизацию производства нацелен весь инженерно-технический корпус предприятия.

— Но модернизация — это тоже затраты и существенные.

— Тем не менее без нее невозможно обеспечить качество ремонта электровозов, а эта задача для коллектива первостепенная. Затраты, естественно, немалые. В прошлом году мы закончили капитальный ремонт и оснастили новейшим диагностическим оборудованием центральную заводскую лабораторию. Теперь у специалистов появились дополнительные возможности проведения химико-аналитических и механических испытаний. Мы уверены, что это отразится на повышении безопасности эксплуатации отремонтированных электровозов. Ведем на заводе большой капитальный ремонт. Вынуждены его вести: многим зданиям уже по 40–50 лет. Все работы в спускаемый нам бюджет не уложить. Поэтому, кроме основных видов ремонта по заданию ОАО «РЖД», занимаемся выпуском дополнительной продукции. Ведем ремонт тягового подвижного состава для угольщиков Кузбасса, Черниговского разреза, ООО «Ратекс». В 2005 году выполняли заказ Западно-Сибирской железной дороги по выпуску малой колодки для детской железной дороги в Заельцовском парке и подобный же заказ для Забайкальской железной дороги. Освоили выпуск автомобильной рессоры для Новосибирского АРЗ. Сейчас восстанавливаем закрытый с 90-х годов участок горячего оцинкования для выполнения заказа новосибирских дорожных строителей по антикоррозийному покрытию комплектов автодорожного ограждения.

— Все, кто приходят на завод, удивляются, какой вы сделали бытовой корпус — с душевыми, саунами, кабинками для каждого рабочего. В городе последние годы это, пожалуй, единственный пример.

— Бытовые условия для роста производства значат не меньше, чем технические или организационные факторы. От них зависит настроение человека, то, как он относится к своему делу, а значит, трудовая и технологическая дисциплина, производительность, в конце концов, экономика предприятия.

Сейчас НЭРЗ имеет один из самых стабильных коллективов в рамках района и города в целом. Численность кадров корректируется только объемом производственных заданий. Общая численность завода сегодня 2350 человек, средняя заработная плата 11300 рублей. Несмотря на не самые легкие условия труда, вакансий на заводе нет. Немаловажную роль здесь играет не только высокий и стабильный заработок, но и социальный пакет, какой предлагают своим работникам социальные партнеры ОАО «РЖД» и Российский профсоюз железнодорожников. Таких социальных гарантий сегодня не имеет ни одна отрасль. За прошлый год выплаты по социальным программам выросли с 60,9 млн рублей в 2004 году до 90,8 млн рублей. Это и материальная помощь к отпускам, выплаты по фондам «Благосостояние» и «Почет», выплаты за выслугу лет. Думаю, не меньше значит и повседневная забота — от организации рабочих мест, бытовых условий до организации отдыха работников завода и их семей. В том, что в прошлом году у нас не было случаев профессиональных заболеваний, немалая заслуга нашего профилактория «Здоровье».

Все лучшее, что было у НЭРЗа, стараемся сохранять. У коллектива есть твердая экономическая и социальная основа для дальнейшей деятельности. Есть четкие долговременные задачи по модернизации производства в рамках реформирования системы железнодорожного транспорта. И уверенность, что с новыми, самыми сложными рубежами, которые будут поставлены ОАО «Российские железные дороги», мы справимся.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: