Новосибирск 0.2 °C

Светлое будущее даже на картине требует средств

23.03.2006 00:00:00

Работу над генпланом развития Новосибирска приходится форсировать

Разработка генерального плана развития Новосибирска — вопрос из наиболее острых. В соответствии с Градостроительным кодексом с 2010 года без генплана выделение земельных площадок под строительство будет уже невозможно.

А пока город растет без генплана. Фото Владимира ПОЛЯКОВА

По замыслу городских властей, в 2006 году технический проект генплана должен быть завершен по всем разделам, определенным Градостроительным кодексом. Параллельно должны выполняться проекты детальной планировки районов города: по законодательным нормам наличие детальных планировок территории — обязательное условие. На 2007 год планируются проведение публичных слушаний, экспертиза и согласование материалов плана, с тем чтобы уже в мае — июне генеральный план застройки Новосибирска был утвержден городским Советом. Сроки крайне жесткие, особенно если принять во внимание, что три предыдущих года ушли только на разработку концепции развития Новосибирска.

Какая организация будет заниматься разработкой генерального плана, еще не известно: по 94-му федеральному закону она должна быть определена в ходе конкурса. Без денег никто работать не будет, значит, должно быть определено финансирование. По городской целевой программе «Генеральный план Новосибирска» в 2006 году на разработку генплана из городского бюджета должно быть выделено 23 млн рублей, и 25 миллионов — в 2007 году. Утвердить ее вместе с концепцией развития Новосибирска должна ближайшая сессия городского Совета. Поскольку темпы приходится форсировать, на днях концепция была вынесена на повестку собрания депутатов городского Совета. Как объяснила присутствовавшим председатель горсовета Надежда Болтенко, «чтобы депутаты заранее имели возможность задать все интересующие их вопросы».

Основные положения концепции депутатам представил начальник главного управления архитектуры и градостроительства мэрии Новосибирска Валерий Арбатский. Нам же приходится быть краткими, поэтому прогнозируемое до 2030 года будущее Новосибирска представим в нескольких фразах. По оптимистичным прогнозам, население города в 2015 году должно составить 1 млн 430 тысяч человек, а к 2030-му — 1,5 млн человек. Новосибирск будет развиваться преимущественно в нынешних границах за счет более интенсивного использования городской территории, расширения объемов реконструкции и уплотнения существующей застройки, освоения неиспользуемых сегодня внеселитебных территорий. Существующий сегодня жилищный фонд — 26,5 млн кв. метров — к 2030 году должен возрасти в 1,7 раза. Предусматриваются активизация строительства инженерных коммуникаций, объектов энергетики (в частности, строительство ТЭЦ-6), реорганизация промышленных зон, продолжение выноса экологически вредных производств из районов жилой застройки. Одно из основных направлений плана — транспортная инфраструктура города, являющаяся на сегодня, пожалуй, самым больным его местом. Плотность улично-дорожной сети Новосибирска в данное время 0,59 км на квадратный километр, что в три раза ниже нормативов. В качестве приоритета выделяется развитие системы магистралей с большой пропускной способностью, строительство Кировского (Оловозаводского) моста и еще двух мостов через Обь, завершение строительства транспортного обходного кольца.

Вопросы депутатов касались буквально всех разделов концепции — от строительства индивидуального жилья — оно по планам должно дорасти до 100 тысяч квадратных метров в год — до учета интересов людей с ограниченными возможностями и развития Лесоперевалки, Нижней Ельцовки, других отдаленных районов Новосибирска. Включая будущую планировку городских кладбищ.

Но были и принципиальные вопросы, обнаружившие, что красивая картинка нашего светлого будущего на поверку оказалась не такой уж красивой. Депутат Анатолий Казак, к примеру, «зацепился» за социальные стандарты. Почему к 2030 году дошкольными учреждениями планируется обеспечить только 75 процентов детей, а нынешние 12 койко-мест в лечебных учреждениях на 1000 жителей сократить до десяти? Оказывается, таковы планы соответствующих департаментов мэрии, которые имеют свою программу развития, а предлагаемые социальные стандарты депутатам еще предстоит принять. Реализация громадья планов тоже, как выяснилось, достаточно проблематична. В частности, что и кто заставит предприятия с экологически вредными производствами «переезжать» из центральных частей города на окраину, если даже в интересах городского бюджета выгодней иметь их в центре — тогда больше выплачиваемые заводами суммы земельного налога. На вопрос депутата Эдуарда Кожемякина, поинтересовавшегося, насколько обеспечены финансами крайне затратные работы по дорожному строительству, ответ также прозвучал достаточно декларативно: строительство мостов должно финансироваться из федерального бюджета, а при строительстве и модернизации дорог в городской черте власти прежде всего рассчитывают на консолидацию финансов инвесторов, которые планируют строительство в данном районе. Таким образом, например, мэрия намерена продолжить до Выборной улицу Кирова.

Комментариев со стороны депутатов не последовало, хотя глобальность поставленных концепцией задач слишком явно контрастировала с предлагаемыми решениями. Впрочем, дискуссии и не предполагалось. В отличие от обсуждения архитекторами на «Сибирской ярмарке», где вокруг концепции генплана бушевали жаркие споры, задача народных избранников в данном случае была более простой и прагматичной — генеральный план нужен, значит, нужно принимать и программу его финансирования. И чем скорей, тем лучше, а соображения по поводу — для «внутреннего пользования».

Ни один из прежних генеральных планов Новосибирска не был выполнен полностью. Если взять за отсчет последний, транспортная схема была реализована только на 20–25 процентов, схема общественно-бытового обслуживания — на 30, программа жилищного строительства — на 40 процентов. Вряд ли можно надеяться, что новый генплан ждет иная участь. Однако в данном случае не менее конечного результата важно направление, сам процесс движения. Без генплана не могут быть разработаны правила землепользования и застройки городской территории, необходимые для строительного комплекса города и обязательные по Градостроительному кодексу. Так что генплан будет. А вот насколько он окажется реальным, уже другой вопрос.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: