Послеперестроечная Россия открылась всем мировым ветрам. Оказалось, что за границей не так страшно, как говорили, но и не так уютно, как думали
Оказалось, что все продается самолеты, духи, путешествия, образование
И оказалось, что чем больше товаров поехало в Россию и чем больше русских поехали из России, тем меньше образовательных услуг на одну иностранную душу стала Россия оказывать.
Фото Владимира ПОЛЯКОВА
В свое время СССР обучал большое количество граждан дружественных стран: в 1990 г. иностранные студенты, стажеры, аспиранты обучались почти в 700 учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях 120 городов СССР, из них 23,5 тыс. в Москве, 16,5 тыс. в Ленинграде, 8 тыс. в Киеве, 5 тыс. в Харькове, 4 тыс. человек в Минске. Почти 80% иностранных студентов были выходцами из Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Эта традиция утратилась. Правда, несмотря на все усилия нашего родного Министерства образования и науки, не до конца пока выветрились еще традиции собственно отечественного образования и отечественной науки. И это обнадеживает. Часто говорится, что в России когда-то было лучшее в мире образование. И в этом есть своя доля правды, хотя оно переживает далеко не лучшие времена. Но сейчас ситуация такая, что без учета того, что происходит в западных университетах, говорить об образовании бессмысленно. Россия открыта. И если она хочет встать в ряды развитых стран мира, ей необходимо не только изучать разнообразный опыт других стран, но и все больше включаться в процессы международной кооперации в этой области. Здесь нужно иметь в виду, что обучение (продажа образовательных услуг) один из самых выгодных в мире бизнесов. В США, скажем, обучение иностранцев является пятой по значимости (размерам вклада в национальную экономику) статьей экспорта. Иностранные студенты принесли США в 1999 году 13 миллиардов долларов в виде платы за обучение, проживание и др., и это только прямые доходы. А сколько еще попутных. Одни языковые курсы сколько дают! Кстати говоря, лидером в этой области является Великобритания. Хотя ее доходы от продажи образовательных услуг составляют меньшую цифру 5,3 млрд долларов в год, но рост существенно выше, чем у США. Здесь обучается четверть миллиона иностранцев, что составляет одну восьмую всех иностранных студентов мира. И это при том, что там самые высокие цены так, академический курс на базе среднего образования на соискание степени бакалавра стоил для иностранцев в 2000 году от 26000 до 33700 фунтов стерлингов или от 38000 до 49000 долларов США. Да и вообще, международные цены за обучение весьма и весьма высокие в среднем 10 тыс. долларов в год. Для медиков в два раза выше. Так что обучать иностранцев очень выгодно. В Австралии с ее двадцатимиллионным населением учится примерно на 50 процентов больше иностранцев, чем в современной России. Надо заметить попутно, что едут осваивать мировое образовательное пространство в основном китайцы, индийцы и корейцы (из Южной Кореи).
Для России очень важно, что помимо экономической выгоды выход на международный рынок образования дает новые возможности и требует новых подходов: расширяется спектр образовательных услуг, совершенствуются учебные планы, повышается качество образования и научных исследований вузов. Резко повышается мобильность студентов и преподавателей. Модульное построение образовательных программ (когда отдельные курсы строятся так, чтобы не зависеть от общей программы учебы) позволяет формировать на их основе широкий спектр программ краткосрочного повышения квалификации и переподготовки кадров.
Обнаруживаются и интересные возможности, о которых раньше нельзя было и помыслить. Так, на основе двусторонних договоров может быть достигнута конвертируемость дипломов о высшем образовании. Например, заканчивая курс в каком-нибудь новосибирском вузе, студент получает (при соответствующих условиях, разумеется) и диплом одного из зарубежных вузов. Это накладывает большую ответственность на тот вуз, который заключает подобные договоры. Отсюда и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, и необходимость всерьез заниматься наукой, чтобы поддерживать определенный уровень. В то же время в вузовской среде наблюдается отчетливая тенденция сделать результаты интернационализации доступными для большинства студентов. Это подтверждает наличие в составе Европейской Ассоциации международного образования (EAIE) специальной группы, называющейся «интернационализация в домашних условиях» (Internationalisation at Home IAH). Решение этой задачи требует глубокого взаимодействия между учебными заведениями на основе двусторонних и многосторонних межвузовских соглашений. К числу таких соглашений относятся:
договоры франчайзинга, когда зарубежный вуз выдает разрешение местному учебному заведению использовать свои образовательные программы и выдавать свои дипломы на взаимно согласованных условиях;
договоры о реализации совместных образовательных программ, предусматривающие, что в обоих вузах-партнерах студенты проходят одни и те же курсы, занимаются по одинаковым учебникам и сдают одинаковые экзамены, при этом преподают им обычно местные педагоги;
договоры о взаимном признании программ, когда вузы-партнеры не разрабатывают совместных программ, студенты зачисляются на программы вуза другой страны, и все получаемые ими оценки признаются действительными в их родном учебном заведении (иногда студенты могут обучаться несколько семестров в своем вузе, а затем оставшиеся семестры в зарубежном вузе-партнере).
Именно в последнем случае может быть реализована так называемая «система двойного диплома», когда по окончании своего вуза студенты дополнительно к российскому диплому могут получить еще и диплом вуза-партнера. Обычно в этом случае вузы-партнеры после согласования своих учебных программ договариваются о выдаче своего диплома тем студентам, которые проучились у них не менее одного года. Эта система основана на двусторонних договорах, однако наличие у вуза не одного такого договора, а некоего множества договоров, фактически означает создание сети вузов-партнеров, и студент может выбирать, диплом какого вуза он получит в качестве второго диплома о высшем образовании.
Итак, образование продается: кто больше, кто лучше? Ты мне, я тебе.
Численность иностранных студентов в ряде ведущих стран мира
Страны |
1960/ 1961 |
1970/ 1971 |
1980/ 1981 |
1990/ 1991 |
1995/ 1996 |
2000/ 2001 |
США |
53,1 |
144,7 |
325,6 |
419,6 |
453,8 |
547,8 |
Великобритания |
12,4 |
24,6 |
56 |
80,2 |
198,8 |
232,8 |
Германия |
27,1 |
27,8 |
61,8 |
107,1 |
166 |
200 |
Франция |
27,1 |
34,9 |
114,2 |
136,9 |
138,2 |
160 |
Австралия |
5 |
7],1 |
17,7 |
34,4 |
102,3 |
150 |
Канада |
7,3 |
22,3 |
32,3 |
37,2 |
70 |
130 |
Испания |
3,4 |
10,8 |
11 |
12,6 |
21,4 |
100 |
СССР/Россия |
13,5 |
26,2 |
88,3 |
126,5 |
73,1 |
95,9 |
Примечание авторов
То, о чем мы написали, вовсе не голое теоретизирование по поводу гипотетически доступного новосибирцам западного образования. Это уже реальность, представленная, например, в Новосибирском государственном университете экономики и управления в виде бакалавриата экономики Государственного университета Нью-Йорка, международной программы подготовки информационных менеджеров профессиональных программистов, а также магистратской программы «Master of Business Administration».