Новосибирск 10.4 °C

Продается образование: кто больше, кто лучше?!

23.03.2006 00:00:00

Послеперестроечная Россия открылась всем мировым ветрам. Оказалось, что за границей не так страшно, как говорили, но и не так уютно, как думали… Оказалось, что все продается — самолеты, духи, путешествия, образование… И оказалось, что чем больше товаров поехало в Россию и чем больше русских поехали из России, тем меньше образовательных услуг на одну иностранную душу стала Россия оказывать.

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

В свое время СССР обучал большое количество граждан дружественных стран: в 1990 г. иностранные студенты, стажеры, аспиранты обучались почти в 700 учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях 120 городов СССР, из них 23,5 тыс. — в Москве, 16,5 тыс. — в Ленинграде, 8 тыс. — в Киеве, 5 тыс. — в Харькове, 4 тыс. человек — в Минске. Почти 80% иностранных студентов были выходцами из Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Эта традиция утратилась. Правда, несмотря на все усилия нашего родного Министерства образования и науки, не до конца пока выветрились еще традиции собственно отечественного образования и отечественной науки. И это обнадеживает. Часто говорится, что в России когда-то было лучшее в мире образование. И в этом есть своя доля правды, хотя оно переживает далеко не лучшие времена. Но сейчас ситуация такая, что без учета того, что происходит в западных университетах, говорить об образовании бессмысленно. Россия открыта. И если она хочет встать в ряды развитых стран мира, ей необходимо не только изучать разнообразный опыт других стран, но и все больше включаться в процессы международной кооперации в этой области. Здесь нужно иметь в виду, что обучение (продажа образовательных услуг) — один из самых выгодных в мире бизнесов. В США, скажем, обучение иностранцев является пятой по значимости (размерам вклада в национальную экономику) статьей экспорта. Иностранные студенты принесли США в 1999 году 13 миллиардов долларов в виде платы за обучение, проживание и др., и это только прямые доходы. А сколько еще попутных. Одни языковые курсы сколько дают! Кстати говоря, лидером в этой области является Великобритания. Хотя ее доходы от продажи образовательных услуг составляют меньшую цифру — 5,3 млрд долларов в год, но рост существенно выше, чем у США. Здесь обучается четверть миллиона иностранцев, что составляет одну восьмую всех иностранных студентов мира. И это при том, что там самые высокие цены — так, академический курс на базе среднего образования на соискание степени бакалавра стоил для иностранцев в 2000 году от 26000 до 33700 фунтов стерлингов или от 38000 до 49000 долларов США. Да и вообще, международные цены за обучение весьма и весьма высокие — в среднем 10 тыс. долларов в год. Для медиков в два раза выше. Так что обучать иностранцев очень выгодно. В Австралии с ее двадцатимиллионным населением учится примерно на 50 процентов больше иностранцев, чем в современной России. Надо заметить попутно, что едут осваивать мировое образовательное пространство в основном китайцы, индийцы и корейцы (из Южной Кореи).

Для России очень важно, что помимо экономической выгоды выход на международный рынок образования дает новые возможности и требует новых подходов: расширяется спектр образовательных услуг, совершенствуются учебные планы, повышается качество образования и научных исследований вузов. Резко повышается мобильность студентов и преподавателей. Модульное построение образовательных программ (когда отдельные курсы строятся так, чтобы не зависеть от общей программы учебы) позволяет формировать на их основе широкий спектр программ краткосрочного повышения квалификации и переподготовки кадров.

Обнаруживаются и интересные возможности, о которых раньше нельзя было и помыслить. Так, на основе двусторонних договоров может быть достигнута конвертируемость дипломов о высшем образовании. Например, заканчивая курс в каком-нибудь новосибирском вузе, студент получает (при соответствующих условиях, разумеется) и диплом одного из зарубежных вузов. Это накладывает большую ответственность на тот вуз, который заключает подобные договоры. Отсюда и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, и необходимость всерьез заниматься наукой, чтобы поддерживать определенный уровень. В то же время в вузовской среде наблюдается отчетливая тенденция сделать результаты интернационализации доступными для большинства студентов. Это подтверждает наличие в составе Европейской Ассоциации международного образования (EAIE) специальной группы, называющейся «интернационализация в домашних условиях» (Internationalisation at Home — IAH). Решение этой задачи требует глубокого взаимодействия между учебными заведениями на основе двусторонних и многосторонних межвузовских соглашений. К числу таких соглашений относятся:

— договоры франчайзинга, когда зарубежный вуз выдает разрешение местному учебному заведению использовать свои образовательные программы и выдавать свои дипломы на взаимно согласованных условиях;

— договоры о реализации совместных образовательных программ, предусматривающие, что в обоих вузах-партнерах студенты проходят одни и те же курсы, занимаются по одинаковым учебникам и сдают одинаковые экзамены, при этом преподают им обычно местные педагоги;

— договоры о взаимном признании программ, когда вузы-партнеры не разрабатывают совместных программ, студенты зачисляются на программы вуза другой страны, и все получаемые ими оценки признаются действительными в их родном учебном заведении (иногда студенты могут обучаться несколько семестров в своем вузе, а затем оставшиеся семестры — в зарубежном вузе-партнере).

Именно в последнем случае может быть реализована так называемая «система двойного диплома», когда по окончании своего вуза студенты дополнительно к российскому диплому могут получить еще и диплом вуза-партнера. Обычно в этом случае вузы-партнеры после согласования своих учебных программ договариваются о выдаче своего диплома тем студентам, которые проучились у них не менее одного года. Эта система основана на двусторонних договорах, однако наличие у вуза не одного такого договора, а некоего множества договоров, фактически означает создание сети вузов-партнеров, и студент может выбирать, диплом какого вуза он получит в качестве второго диплома о высшем образовании.

Итак, образование продается: кто больше, кто лучше? Ты — мне, я — тебе.

Численность иностранных студентов в ряде ведущих стран мира

Страны 1960/
1961
1970/
1971
1980/
1981
1990/
1991
1995/
1996
2000/
2001
США 53,1 144,7 325,6 419,6 453,8 547,8
Великобритания 12,4 24,6 56 80,2 198,8 232,8
Германия 27,1 27,8 61,8 107,1 166 200
Франция 27,1 34,9 114,2 136,9 138,2 160
Австралия 5 7],1 17,7 34,4 102,3 150
Канада 7,3 22,3 32,3 37,2 70 130
Испания 3,4 10,8 11 12,6 21,4 100
СССР/Россия 13,5 26,2 88,3 126,5 73,1 95,9

Примечание авторов

То, о чем мы написали, — вовсе не голое теоретизирование по поводу гипотетически доступного новосибирцам западного образования. Это уже реальность, представленная, например, в Новосибирском государственном университете экономики и управления в виде бакалавриата экономики Государственного университета Нью-Йорка, международной программы подготовки информационных менеджеров — профессиональных программистов, а также магистратской программы «Master of Business Administration».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: