Слово читателю
Имя народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, организатора и создателя Новосибирского государственного академического театра, главного дирижера театра в течение 22 лет Исидора Аркадьевича Зака не известно современному зрителю молодого возраста. А старшее поколение неумолимо уходит из жизни, растеряв и не передав
Когда Большой театр Сибири открылся в мае 1945 года оперой Глинки «Иван Сусанин», за дирижерским пультом стоял маэстро Зак.
В последней сцене оперы, когда звучат колокола и ликующий народ поет:
«Славься, славься из родав род,
Славься, великий наш
русский народ!
Да будет во веки веков сильна
Могучая наша родная
страна!»
все зрители в зале поднялись в едином порыве.
Сейчас эти слова не пробуждают патриотических чувств и настроя, а кажутся
Своим отношением к работе Зак постоянно давал урок строжайшей дисциплины, без которой не может быть искусства. Он был художественной совестью театра. Сам не расслаблялся и не позволял этого никому. Главным в его жизни был театр, все, что за пределами театра и музыки, было второстепенным и несущественным.
Новосибирского скульптора Парамонова Зак привлек неординарной, сразу же запоминающейся внешностью и той творческой энергией, не ощутить которую было нельзя. Тогда, в 1984 году, скульптор подошел к дирижеру и спросил: «Если позволите, то буду работать над вашим портретом». Зак позволил и стал бывать в мастерской скульптора, а скульптор на репетициях в театре.
На выставке, посвященной
В 1998 году Исидора Аркадьевича Зака не стало. А мраморный его бюст так и находится в мастерской скульптора.
Все обращения инициативной группы и деятелей искусства об установлении мраморного бюста дирижера в созданном им театре вроде бы и находят поддержку, но дальше дело не идет.
Наверно, увековечивание памяти достойных сынов Отечества нужно в первую очередь всем нам, чтобы ощущать опору в жизни.
Такой же опорой служит все искусство и театр в частности.
Александр ДВИЗИН