Новосибирск 9.2 °C

Чтоб связь времен не прервалась…

13.04.2006 00:00:00

Слово — читателю

Имя народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, организатора и создателя Новосибирского государственного академического театра, главного дирижера театра в течение 22 лет Исидора Аркадьевича Зака не известно современному зрителю молодого возраста. А старшее поколение неумолимо уходит из жизни, растеряв и не передав что-то очень важное. Та связь и преемственность поколений, которая еще сохранялась в 70-х годах прошлого века, обрывается в наше время. Этот разрыв опустошает души. И это, считаю я, является одной из главных причин падения престижа страны, слабости всех отраслей хозяйства, науки и культуры. Ведь в конечном счете преемственность знаний и мастерства, истории обеспечивает жизнеспособность и человека, и государства. Без знания традиций, как хороших, так и плохих, ничего нового — устойчивого и новаторского — не создашь, как ни пытайся.

Когда Большой театр Сибири открылся в мае 1945 года оперой Глинки «Иван Сусанин», за дирижерским пультом стоял маэстро Зак.

В последней сцене оперы, когда звучат колокола и ликующий народ поет:

«Славься, славься из рода
в род,
Славься, великий наш
русский народ!
Да будет во веки веков сильна
Могучая наша родная
страна!»
— все зрители в зале поднялись в едином порыве.


Сейчас эти слова не пробуждают патриотических чувств и настроя, а кажутся каким-то неудобным и ненужным анахронизмом. Как ненужными оказались своему государству пожилые и старые люди. Они вроде и есть, а из жизни страны вычеркнуты. И будь ты хоть самый заслуженный и достойный, с самой что ни на есть толковой инициативой, никто тебя слушать не будет. Так же как не доходит и голос народных артистов, заслуженных деятелей искусств, а главное — простых зрителей об увековечении памяти Исидора Зака.

Своим отношением к работе Зак постоянно давал урок строжайшей дисциплины, без которой не может быть искусства. Он был художественной совестью театра. Сам не расслаблялся и не позволял этого никому. Главным в его жизни был театр, все, что за пределами театра и музыки, было второстепенным и несущественным.

Новосибирского скульптора Парамонова Зак привлек неординарной, сразу же запоминающейся внешностью и той творческой энергией, не ощутить которую было нельзя. Тогда, в 1984 году, скульптор — подошел к дирижеру и спросил: «Если позволите, то буду работать над вашим портретом». Зак позволил и стал бывать в мастерской скульптора, а скульптор — на репетициях в театре. Что-то объединило дирижера и скульптора, скорее всего, бескомпромиссность и преданность своему творчеству до конца.

На выставке, посвященной 50-летию театра, в 1995 году скульптурный портрет был показан впервые и получил самую высокую оценку.

В 1998 году Исидора Аркадьевича Зака не стало. А мраморный его бюст так и находится в мастерской скульптора.

Все обращения инициативной группы и деятелей искусства об установлении мраморного бюста дирижера в созданном им театре вроде бы и находят поддержку, но дальше дело не идет.

Наверно, увековечивание памяти достойных сынов Отечества нужно в первую очередь всем нам, чтобы ощущать опору в жизни.

Такой же опорой служит все искусство и театр в частности.

Александр ДВИЗИН

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: