Новосибирск 9.2 °C

Музыка колоколов

28.04.2006 00:00:00

Завершается Пасхальная неделя, или, по-другому, Светлая седмица. Всю эту неделю в Новосибирске «работала» уникальная мобильная звонница, единственная в Сибири и на Дальнем Востоке.

На сцене педуниверситета выставили звонницу. Будущие педагоги подготовили танцевально-музыкальную программу «Бог простит!». Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Мини-колокольня Новосибирской школы звонарей — единственная за Уралом. Мобильная звонница была отлита в прошлом году на новосибирском «Опытном заводе цветного литья». Уникальна звонница тем, что ее можно свободно перевозить по всему городу. Но у мини-колокольни есть «постоянная прописка» — это храм во имя Михаила Архангела, который находится на Большевистской улице. Там же базируется и школа звонарей.

Первые выпускники школы получили аттестаты в 1997 году. С тех пор состоялось семь выпусков — это около 30 человек. А в мае этого года официальными звонарями станут еще пять жителей Новосибирска и Новосибирской области. По словам основателя Новосибирской школы звонарей Ларисы Благовещенской, обучение занимает один год, занятия проводятся раз в неделю. Будущие звонари познают такие предметы, как «История и теория колокольного звона», «Музыкальная грамота» и «Практика звона».

На этой неделе звонница находилась в Центральном парке и на площади Гарина-Михайловского. Стать на некоторое время звонарем могли все желающие. Уроки колокольной музыки давали профессионалы. В четверг в НГПУ состоялась премьера новой концертной программы «Бог простит«, одним из главных действующих лиц которой стала передвижная колокольня. Это большая танцевально-музыкальная композиция, созданная будущими педагогами из местной театральной студии под руководством преподавателей школы звонарей.

«Звонница-путешественница»

Первый выпускник Новосибирской школы звонарей, выпускник педуниверситета Алексей Талашкин теперь сам преподает «звонарское» искусство. Он рассказал корреспонденту «ВН», что нынешние звонари совершенно не похожи на знаменитого героя «Собора Парижской Богоматери».

— Мы обычные молодые люди, — сказал он. — Любим красиво одеваться, ходить на вечеринки, влюбляться, но, несмотря на это, мы верим в Бога и все являемся православными. Я считаю, что звон колоколов способен очистить человека от грехов и заставить задуматься о смысле жизни. Поэтому наша программа называется «Бог простит»: это напоминание людям о том, что наш Господь всепрощающий, и что покаяние — верный путь к очищению. В искусстве звонарей есть определенные правила, хотя многое зависит от личной импровизации. Вообще можно звонить — как Бог на душу положит. Мы, конечно, показываем людям, как это делается, но выбор стиля исполнения все равно остается за ними. В звоне важно чувство ритма, и если оно есть, — все получится. Нужно просто иметь стремление выразить православную радость и обладать музыкальным слухом. Я стал преподавателем школы звонарей в прошлом году, и, признаюсь, окончить эти курсы было совсем непросто. Это гораздо сложнее, чем сдавать государственные экзамены в вузах: во-первых, нужно ответить по билету на два теоретических вопроса по искусству звонаря. Во-вторых, нужно пройти процедуру практического занятия. То есть «позвонарить», да так, чтобы у комиссии екнуло сердце.

Новосибирская мобильная звонница состоит из одного большого колокола и шести маленьких. Чтобы научиться играть на ней на любительском уровне, человеку с музыкальным слухом потребуется четыре часа. Но вот профессиональному искусству звонарей нужно обучаться целый год.

— Можно рассказать именно о техниках звона, продолжил Алексей Талашкин. — Ну, например, я видел, как звонарь нажимает на веревку на пульте не только ладонью, но и тыльной стороной ладони. Получается такой танец руки. Я сам по образованию режиссер пантомимы и пластического театра, и понимаю, что таким образом звонарю легче запомнить алгоритм движения руки. Это бывает нужно, когда веревок много, и они сходятся к одному круглому пульту, и рука промахивается… Или вот такая встречалась техника: веревки от зазвонок не только связывались в пучок, а еще и притягивались к горизонтальному пульту. Причем так, чтобы три веревки как раз располагались на ширине ладони. Звонарь просовывает ладонь между веревками и колебательным движением производит звон. Правда, получается не «тройка», а «двойка», но сам прием интересен… Потом разработчики программы совсем не сказали о других приемах: колено, локоть… звон стоя, сидя…

В предстоящие воскресенье и понедельник в Новосибирске состоится областной фестиваль звонарей, на котором будет звучать и передвижная колокольня. А в конце мая Алексей Талашкин с двадцатью звонарями отправится в Волгоград, где состоится российская премьера их программы «Бог простит». Правда, мобильную звонницу ребятам увезти с собой не получится.

Мини-колокольню можно перевозить даже в «Газели», — рассказала Лариса Благовещенская, — но проблема в том, что в Волгоград ребята поедут на поезде, а звонницу везти с собой не могут. Сейчас Алексей Талашкин ведет переговоры с волгоградским музеем, чтобы необходимые для спектакля колокола нам предоставили. Если этого не произойдет, то во время программы вместо «живых» колоколов будет звучать фонограмма, что, конечно, на пользу спектаклю не пойдет.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: