«Вера. Надежда. Любовь» страница для верующих
Как «цыганка Настя» стала православной
В начале апреля многие прихожане собора Александра Невского были свидетелями, как к таинству причастия приступали гости нашего города, знаменитые дети легендарного Мариса Лиепы Андрис и Илзе. Истинно православных людей (то есть не просто крещёных, а посещающих богослужения и причащающихся) среди российских артистов немало. Об этом нашей газете рассказывал протоиерей Александр Новопашин, посетивший в прошлом году Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии, более известный как «Киношок» («ВН» от 6.10.05). На кинофестивале отец Александр познакомился со многими известными артистами, с некоторыми из которых отношения стали дружескими. В предпасхальные дни в Новосибирск по приглашению протоиерея Александра приехала артистка Матлюба Алимова, знакомая многим россиянам по роли цыганки Насти в телесериале «Цыган». С известной артисткой встретился наш корреспондент.
Матлюба, меня давно занимал вопрос, отчего при выборе артистов для сериала «Цыган» остановились на вас, узбечке, и молдаванине Волонтире? Неужели цыган не нашлось?
Молдавская ментальность немного схожа с цыганской, а прекрасная игра Волонтира показала, что выбор был безошибочным. Что касается меня, то я узбечка по отцу, а у моей мамы намешано пять кровей, правда, цыганской не было. Почему не нашлось цыган? Да какой цыган выдержит съёмку такого длинного фильма?
Ваша роль Лауры в «Маленьких трагедиях» не менее знаменита, чем роль цыганки Насти. В этом фильме вы снимались вместе с Владимиром Высоцким. Сейчас выходят статьи и книги, авторы которых пытаются доказать причастность творчества Высоцкого к православию.
То, что он был человеком ищущим, это без сомнения. Неугомонность, томление духа, поиск истины всё это было присуще его мятущейся душе. Он был человеком сложным, с ним было сложно, ему сложно, но поскольку личностью он был незаурядной, то и в этих сложностях был также незауряден. Я бы его назвала человеком с неугомонной православной душой, потому что всё это характерно для начальной стадии приобщения к православию. Это потом, когда приходят знания, когда явственно ощущаешь присутствие Бога везде, когда осознаёшь, что православие единственная истинная религия, то все поиски теряют смысл.
Кадр из фильма «Цыган» |
А ваш путь в православие был тернист?
Скажу так: он был непростой. Сейчас по прошествии пятнадцати лет, как я приняла православную веру, мне видится, как Господь мудро вёл меня к Себе. Вопрос жизни и смерти меня интересовал с детства. Что там, за гранью жизни? Что об этом говорит каждая из религий? Прочитала много: Библию, Коран, «Книгу мёртвых». Читала, сравнивала. Многие из моих знакомых всерьёз увлекались оккультизмом. Из любопытства интересовалась оккультизмом и я. А однажды эти мои поиски прекратились, прекратились чудесным образом, причём в один момент.
Я лично к чудесам отношусь скептически.
Я тоже, но тогда это было именно чудо. Однажды я оказалась под оккультным воздействием одного экстрасенса, причём длилось это некоторое время, и время это было для меня страшным. Пользуясь случаем, скажу вашим читателям: избегайте контактов с экстрасенсами, не поддавайтесь на предложения «полечить», «зарядить энергией» и т.п., это может очень плохо закончиться. Мне же тогда повезло, Господь меня хранил и протянул Свою руку. Как это произошло? В то время, когда ужас леденящего неописуемого страха сковал всё моё тело, мои пальцы вдруг непроизвольно сложились в троеперстие, и я троекратно наложила на себя крестное знамение, справа налево, как это делают православные христиане. Пришедшие чувства облегчения и духовной радости как бы мне сказали: всё, на этом твои духовные поиски закончились. Вскоре я приняла крещение.
Имени Матлюба в православных святцах нет, какое имя вам дали при крещении?
Отец Борис, который меня крестил, хотел дать мне имя Люба, но мне всегда нравилось имя Мария, я упросила батюшку и стала по крещению Марией.
Вы жительница исламской страны. Как к вашему крещению отнеслись
Я выросла в Андижане, на нашей улице был настоящий интернационал, и все мы жили дружно и уважительно к чужой нации и чужой религии. Такое же взаимоуважение существует и в других местах, а в Узбекистане проживает около сорока национальностей. Православие же у нас одна из уважаемых и древних религий. В Ташкенте, конечно, много
А как же резня
Это была спланированная провокация экстремистов. В Узбекистане суннитская ветвь ислама, и одно время, особенно после распада СССР, влияние ваххабитских организаций было очень сильным. Но Господь хранит нашу страну, и сейчас положение в корне изменилось, особенно после неудавшегося покушения на Ислама Каримова 16 февраля 1999 года.
Вы даже дату помните.
Для Узбекистана 16 февраля как 11 сентября для Америки. Тогда погибло несколько десятков человек, но сам президент, на которого готовилось покушение, не пострадал, так как поехал на предстоящее совещание другой дорогой и задержался почти на час. Это было удивительно: маршрут Каримова всегда утверждался спецслужбами, предоставлялся коридор для президентского кортежа, и везде стояла охрана. А он взял да поехал совсем другой дорогой. Ваххабиты взорвали чуть ли не весь центр. Я видела этот взрыв со своего балкона, это было нечто страшное. После этого случая симпатии президента к исламистам как рукой сняло. И может, именно в тот день президент Каримов понял, как сильна молитва православных «о властех и воинства ея». Да и наш митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир всегда подчёркивает, что он молится за своего президента. И президент не остаётся в долгу. По крайней мере, сейчас идут большие работы по восстановлению епархиального подворья, и половину затрат взял на себя президент.
Если идёт восстановление, значит, есть в том нужда. Много ли православных в Ташкенте?
Число наших прихожан растёт ото дня на день. В большие праздники в храмах вообще стоять негде. И это не только русские, хотя, конечно же, среди православных русских больше. В своё время из страны русских уехало много, но и сейчас процент русского населения в Узбекистане очень высок.
Уезжали, потому что трудно жилось?
В Узбекистане и сейчас жить нелегко. Конечно, стабильность власти, отсутствие экстремизма всё это большие плюсы, но творческая интеллигенция во многом оказалась невостребованной. Поэтому уезжали и уезжают не только русскоязычные, но и узбеки, в частности, мои коллеги по киноискусству. Я тоже вот уже полтора года как живу в Москве, пытаюсь адаптироваться в новых условиях российского столичного бытия.
И удаётся?
С трудом. За двадцать лет, пока я прожила в Ташкенте, в России многое изменилось, особенно в Москве. Москва город специфичный, но для всей России есть одно общее.
Это интересно. Что же?
Вы все не понимаете, как хорошо живёте. Россия великая страна, у вас замечательный президент, верующий человек, это видно по всему. Нам, артистам, свойственно замечать, искренен человек или фальшивит. Путин, когда стоит на службе, когда крестится, когда ставит свечу и берёт благословение у священнослужителей, не фальшивит, он православный, а это очень много значит. Ему, конечно, трудно, ему досталось жуткое наследие, но с Божьей помощью страна идёт вперёд. К сожалению, российское телевидение буквально вдалбливает народу обратное. Мы с друзьями в Ташкенте, когда смотрели российское телевидение, буквально кричали: «Хватит хаять Россию!» И не нужно хныкать и впадать в уныние. Прошедшие пятнадцать лет это миг в истории. Россия переживала и не такие катаклизмы, и Господь не оставлял её. Не оставит он Россию и сейчас. Только нужно верить и свято чтить свою веру, веру истинную православную.