Новосибирск 0.5 °C

О курочке Рябе и золотом яйце 975-й пробы

05.05.2006 00:00:00

Сказочки и поучительные истории от Анатолия Шалина

Тон рассказиков, собранных в новой книге с названием «Определенно тонем, господа!», преимущественно насмешливый. Мы бы даже сказали, что о своих героях автор предпочитает говорить с некоторой долей ехидства. Именно в таком, «несерьезном», формате, судя по всему, ему общаться с читающей публикой наиболее комфортно и приятно.

Обложка книги

— Серьезность обычно скрывает растерянность перед жизнью или глупость. Серьезность уже подразумевает слишком скованное отношение к жизни и всем ее проявлениям, а потому слишком серьезная личность, как правило, либо боится жизни, либо придает слишком большое значение различным жизненным обстоятельствам и, как следствие, придает очень большое значение своей особе. Отсюда один шаг до мании величия или мании преследования — и как результат: депрессии, компрессии, — говорит Анатолий Шалин устами одного из своих героев.

Герои его сказочек — знакомые с детства персонажи: Курочка Ряба, Коза и семеро козлят, затейник Емеля, Баба-яга, Кощей Бессмертный и проч. Перенесенные в реалии сегодняшнего дня, эти знакомые незнакомцы дают повод пофилософствовать на темы самые разные: от нынешнего государственного устройства до нашего мировоззрения и нашего менталитета. Разговор часто получается нелицеприятный, но тут, как говорится, неча на зеркало пенять. Сам автор называет свой сказочный цикл «новыми сказочками» или «вторыми сериями старых сказок»…

Герои его реальных историй — люди самые обыкновенные, даже слишком обыкновенные, намеренно приземленные. Тем диковиннее кажутся ситуации, в которые они попадают. Дачник Степа Калкин, например, угодил в странную зависимость от фантастических растений с названием футурия («Футурия»), которые купил у мужичонки, торгующего саженцами на привокзальной площади. Навязчивое гипнотическое растение, буквально достав Степу своими телепатическими ударами, заставило погрузиться в бездну неприятных вопросов, рождающих тоску и горечь за бездарно растранжиренные годы. Зачем ему все это? Жил бы да жил себе спокойно!

А душу молодого врача Сергея Угрюпина («Тяжелый случай»), прозябающего в Держиколдобинской районной больнице, разбередил странный пациент, который на безобидный вопрос «На что жалуетесь?» начал жаловаться на жизнь. А потом и вовсе, получив сеанс целительного гипноза, растворился в пространстве, оставив в кресле комок скомканной одежды. Смотался, как выяснилось, в иную галактику, Мир Эликато. Случится же такое!

С Федей Дерюгиным («Смысл жизни») — ничего сверхъестественного, слава Богу, не случалось, и о пресловутом смысле жизни он начал думать просто так, ни с того ни с сего. О чем он и поведал своим друзьям по преферансу — вроде, вот мы в карты режемся, а жизнь проходит мимо, на пустое годы уходят… Отыскать, однако, ответы на вечные вопросы доморощенному Сократу не удалось — отравился фальшивой водкой, купленной в подворотне. Так что оставил решать вопросы другим, «мол, бедный Йорик, и все такое»… Невеселое, в общем-то, повествование. А кому сегодня весело? Герой заключительного рассказа сборника («Доктор и пациент») вроде мог бы в корне переломить ситуацию, поскольку испытывал искренний восторг перед существующей действительностью: и страна у нас чудесная, и правительство мудрое, заботливое, и депутаты — любо взглянуть, и олигархи — бессребреники… Чем не хеппи-энд? Но его восторг опять же оказался лишь следствием хронического заболевания, да еще в запущенной форме… Так что от полного погружения в печаль автора спасают его светлые лирические рассказики, как правило, ностальгического характера («У окон дома своего», «Улица детства»), несколько уравновешивающие его горькие поучительные истории, и чувство юмора, которое никогда не изменяет автору, даже в его самых грустных повествованиях…

Чуть особняком от прочих сочинений стоит эссе «Графомания» — с подзаголовком «Обзор явления и причины недуга». Явление, действительно, занятное и еще только ждущее своего исследователя — в том числе и из числа практикующих врачей-психиатров. Анатолию Шалину — и как председателю Новосибирского отделения Союза писателей России, и как человеку, 15 лет проработавшему редактором в Западно-Сибирском книжном издательстве, — оно знакомо более чем. Болезненная страсть к сочинительству приняла в нашей стране поистине гигантские размеры, поразив все возрасты и все социальные слои — от депутатов и высокопоставленных чиновников до безработных бедняков. Если прежде на пути графоманов были некоторые препятствия, то теперь, когда издатели с распростертыми объятиями встречают любого, готового издать сочинения за собственный счет, независимо от уровня и степени таланта, болезнь достигла масштабов пандемии. В этом море дряни потонули те немногие талантливые сочинения, которые сумели опубликовать самобытные авторы. Тотальная графомания, выпущенная на свободу, размыла критерии и испортила читательский вкус. Экранная графомания — бесконечные экранизации на тысячу серий, гипнотизируя публику, — завершила общую нерадостную картину… Как тут вслед за автором не воскликнуть: «Определенно, господа, тонем!». Хотя как раз тут есть повод для оптимизма — серьезные издательства и в наших краях начинают появляться. А раз так, авось не потонем! Где наша не пропадала!

Книга увидела свет в издательском центре Новосибирского отделения Союза писателей России.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: