Новосибирск 8.1 °C

Жалуйтесь, заявляйте, предлагайте

11.05.2006 00:00:00

Новый закон более строго регламентирует работу с обращениями россиян

В «Российской газете» опубликован и, стало быть, вошел в силу Федеральный закон, с которым надо познакомиться всем. Потому что каждому из нас не раз в жизни приходится, что называется, приходить к «парадному подъезду», открывать массивные двери и нести разным должностным лицам заявление, жалобу, а изредка и предложение.

Кстати, все ли точно знают, что, собственно, это такое согласно новому Закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Предложение — это «рекомендация гражданина по усовершенствованию законов, улучшению деятельности органов власти». Заявление — «просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, либо сообщение о недостатках в работе государственных органов, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц». Жалоба — «просьба гражданина о восстановлении его нарушенных прав и свобод». Так что не путайте, ходоки, что вам надо и зачем вы идете.

Чуть ли не сорок лет в нашем государстве мы обращались к властям по закону еще 1968 года, с поправками, внесенными в него последний раз в 1988 году. Надо сказать, что в советское время требования партии и власти были достаточно строги к исполнению закона о работе с жалобами и заявлениями трудящихся. По крайней мере, в редакции «Вечерки», куда приходило в неделю до трехсот писем, в основном жалобы, нас партийно-советские органы проверяли и шерстили нешуточно. Да и «искусствоведы в штатском» тоже не оставляли своим вниманием, интересуясь, не проникает ли в редакционную почту нечто антисоветское.

Теперь вроде бы времена иные, а жалоб в различные инстанции меньше, пожалуй, не становится. Всего лишь несколько цифр из мэрии Новосибирска. В прошлом году в общественную приемную муниципалитета поступило более 45 тысяч обращений — письменных, устных, на «горячий телефон». На восемь процентов меньше года предыдущего. Поток обращений колеблется сезонно, растет, допустим, при наступлении отопительного периода. Или в связи с принятием некоторых правовых актов, например, о монетизации льгот. Заявлений по вопросам социальной сферы в прошлом году было более семи тысяч. По жилищно-коммунальному хозяйству количество обращений уменьшилось на 19 процентов, по холодной и горячей воде — на четверть. В апреле в общественной приемной мэрии зарегистрировано 3100 запросов, немного больше, чем в марте. Письменных — более четырехсот, на личном приеме побывало триста с лишним горожан. Больше двух тысяч горожан позвонили на «горячий телефон».

Нам стоит помнить, что право обращаться к власти записано в Конституции. Новый закон не может не напоминать прежний порядок, но все-таки более строго регламентирует работу государственных и местных органов с запросами населения. Например, обращение к «должностному лицу в соответствии с его компетенцией подлежит обязательному рассмотрению». На это чиновнику дается самое большее тридцать дней с момента регистрации вашего послания. В исключительных случаях, когда, например, надо посылать запросы в другие ведомства, срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, причем с обязательным уведомлением заявителя.

Обращения могут быть письменные, направленные по «информационным системам общего пользования», надо полагать, по «горячему» телефону или по электронной почте (не уточнено), а также устные — на личном приеме, на который обязательно надо приходить с документом, удостоверяющим личность. Но не на каждый запрос стоит ждать ответа, и такие случаи перечислены. Если послание анонимное — без фамилии и адреса, содержит нецензурщину, угрозы в адрес чиновника. Если текст невозможно прочитать. Если в заявлении вопрос, на который уже не раз давались разъяснения. Если ответ не может быть дан без разглашения государственной тайны.

Новшество закона в статье, согласно которой «запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления, к должностному лицу с критикой их деятельности». Важный момент: если чиновник совершил незаконное действие, сюда относится и бездействие, что бывает значительно чаще, то гражданин может обратиться в суд. И потребовать возмещения убытков и компенсации морального вреда. Например, вы жаловались на протекающую крышу, вам ее вовремя не починили, не ответили или отписались, сделанный ремонт пошел насмарку. Можете идти в суд. Пожалуй, это стоит запомнить особо — статья 15 Федерального закона об обращениях граждан.

Как известно, любой закон проверяется практикой. И тем, насколько о нем известно людям. Так что стоит познакомиться. Время есть, закон вступает в действие через полгода, то есть в начале ноября.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: