Новый закон более строго регламентирует работу с обращениями россиян
В «Российской газете» опубликован и, стало быть, вошел в силу Федеральный закон, с которым надо познакомиться всем. Потому что каждому из нас не раз в жизни приходится, что называется, приходить к «парадному подъезду», открывать массивные двери и нести разным должностным лицам заявление, жалобу, а изредка и предложение.
Кстати, все ли точно знают, что, собственно, это такое согласно новому Закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Предложение это «рекомендация гражданина по усовершенствованию законов, улучшению деятельности органов власти». Заявление «просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, либо сообщение о недостатках в работе государственных органов, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц». Жалоба «просьба гражданина о восстановлении его нарушенных прав и свобод». Так что не путайте, ходоки, что вам надо и зачем вы идете.
Чуть ли не сорок лет в нашем государстве мы обращались к властям по закону еще 1968 года, с поправками, внесенными в него последний раз в 1988 году. Надо сказать, что в советское время требования партии и власти были достаточно строги к исполнению закона о работе с жалобами и заявлениями трудящихся. По крайней мере, в редакции «Вечерки», куда приходило в неделю до трехсот писем, в основном жалобы,
Теперь вроде бы времена иные, а жалоб в различные инстанции меньше, пожалуй, не становится. Всего лишь несколько цифр из мэрии Новосибирска. В прошлом году в общественную приемную муниципалитета поступило более 45 тысяч обращений письменных, устных, на «горячий телефон». На восемь процентов меньше года предыдущего. Поток обращений колеблется сезонно, растет, допустим, при наступлении отопительного периода. Или в связи с принятием некоторых правовых актов, например, о монетизации льгот. Заявлений по вопросам социальной сферы в прошлом году было более семи тысяч.
Нам стоит помнить, что право обращаться к власти записано в Конституции. Новый закон не может не напоминать прежний порядок,
Обращения могут быть письменные, направленные по «информационным системам общего пользования», надо полагать, по «горячему» телефону или по электронной почте (не уточнено), а также устные на личном приеме, на который обязательно надо приходить с документом, удостоверяющим личность. Но не на каждый запрос стоит ждать ответа, и такие случаи перечислены. Если послание анонимное без фамилии и адреса, содержит нецензурщину, угрозы в адрес чиновника. Если текст невозможно прочитать. Если в заявлении вопрос, на который уже не раз давались разъяснения. Если ответ не может быть дан без разглашения государственной тайны.
Новшество закона в статье, согласно которой «запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления, к должностному лицу с критикой их деятельности». Важный момент: если чиновник совершил незаконное действие, сюда относится и бездействие, что бывает значительно чаще, то гражданин может обратиться в суд. И потребовать возмещения убытков и компенсации морального вреда. Например, вы жаловались на протекающую крышу, вам ее вовремя не починили, не ответили или отписались, сделанный ремонт пошел насмарку. Можете идти в суд. Пожалуй, это стоит запомнить особо статья 15 Федерального закона об обращениях граждан.
Как известно, любой закон проверяется практикой. И тем, насколько о нем известно людям. Так что стоит познакомиться. Время есть, закон вступает в действие через полгода, то есть в начале ноября.