Новосибирск 0.1 °C

Автобусный узел затягивается?

13.05.2006 00:00:00

Каждый день на новосибирские городские маршруты выходит около 2500 автобусов и маршрутных такси, принадлежащих 150 коммерческим организациям. В настоящее время не все частные перевозчики могут найти общий язык с департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии из-за проблем, связанных с проведением конкурсов на пассажирские перевозки по городским автобусным маршрутам. Об этом рассказывает Александр Павленко, председатель Сибирского автотранспортного союза. 26 июня этого года союз будет праздновать свой 5-летний юбилей.

— Александр Леонидович, что принесет новосибирцам реформирование городской маршрутной сети?

— В отношении пассажиров считаю, что: проводимая реформа отразится на увеличении времени ожидания транспорта, снижении комфорта езды (увеличится число стоячих мест в каждом автобусе до 80 вместо 30–40!), формировании более благоприятных условий для карманных воришек. Кроме того, при возникновении аварийных ситуаций увеличится вероятность получения травм большим количеством пассажиров из-за их возросшей общей инерционной массы. Плюс к этому ожидается увеличение количества пересадок, что повлияет на состояние семейного бюджета в сторону его уменьшения. К тому же, если в начале развития пассажирских перевозок перевозчики гонялись за пассажирами, то теперь мы вернемся к ситуации конца 80-х — начала 90-х, когда сами пассажиры гонялись за автобусами!

В отношении перевозчиков предполагаю, что: поступающие новые модели автобусов большой вместимости недостаточно проверены в наших суровых климатических условиях эксплуатации; ремонтная база вместе с квалифицированным обслуживающим персоналом для их эксплуатации в полном объеме не подготовлена; такие автобусы являются более затратными в смысле эксплуатации; потребляют больше горюче-смазочных материалов; занимают большую площадь на проезжей части; водительскому составу таких машин негде и не с кем проходить стажировку; передел маршрутов приведет, в свою очередь, к переделу рынка коммерческих пассажирских перевозок, сокращению числа рабочих мест.

Для организации парковки и стоянки автобусов большой вместимости понадобятся большие площади, которые смогут предоставить только муниципальные предприятия. Уж не направлены ли такие шаги на то, чтобы принудить частных перевозчиков, приобретающих большие автобусы, арендовать места именно там? Следовательно, это опять дополнительные затраты!

Возможно, здесь речь идет о том, чтобы вытеснить с рынка определенных перевозчиков с возможной их заменой на других… В свою очередь, это может привести к конфликтным ситуациям между перевозчиками. Уже сейчас имеются факты «разборок» между перевозчиками на конкурсном маршруте 1198! Нам что — надо увеличить количество преступлений в городе?

— Как вы относитесь к идее о переводе 44 городских маршрутов на автобусы большой вместимости?

— Знаете, я работаю в этой отрасли с 1970 года, так что могу вполне квалифицированно высказать свое мнение. Думаю, что многое здесь непонятно и, сказал бы, вообще нелогично: так, один из моих знакомых (кстати, не имеющий никакого отношения к транспорту!) не поленился и посчитал из интереса интенсивность транспортного потока в будний день на Красном проспекте в далеко не пиковое время — в 11 часов утра. Так вот, в обоих направлениях за час проходит около 5500 единиц транспорта, из них всего лишь порядка 400 автобусов, маршрутных такси и троллейбусов. Простейшие арифметические расчеты на уровне 4-го класса показывают, что их число составляет всего-то 7–8 процентов от общего числа автотранспорта! Иначе говоря, если даже убрать весь пассажирский транспорт с Красного проспекта, положение если и изменится, то незначительно и на очень ограниченный срок… Словом, зачем заниматься проведением непонятных мероприятий с переносом части маршрутов и переходом на автобусы большой вместимости? Как это повлияет на улучшение условий движения и сокращения числа пробок, абсолютно непонятно. Впрочем, вероятно, у разработчиков автобусной реформы имеется другое мнение… И последнее: если кто-то не знает, могу сказать, что у автомобилистов есть такое понятие «боковой занос». Так вот, у автобусов большой вместимости он составляет 1 метр, а у так называемых «гармошек« даже 1,5 метра! У «дальномеров»-автопоездов эта величина еще больше. Итак, теперь представьте себе дорожную обстановку в Новосибирске, где едва ли не в «лобовой атаке» сходятся такие мастодонты! На улице Островского, где проходит маршрут 1030, ширина проезжей части около 4-х метров, появление больших автобусов неминуемо приведет к ухудшению условий безопасности дорожного движения. А уж о соблюдении требований Строительных норм и правил, определяющих радиусы поворота и размеры остановочных площадок, я вообще промолчу. Хочу напомнить, что ранее говорилось о том, что «…все преобразования начнутся только после приведения проезжей части в порядок, устройства парковочных карманов и обустройства остановочных платформ» («Красный проспект» от 29.11.2005 г.). И далее там же: «…специалисты считают, что этап замены автобусов малой и особо малой вместимости продлится до 2010 года». Между тем я что-то не видел никаких работ, ведущихся в этом направлении, а ведь уже прошло два конкурса… Очень и очень сомневаюсь в компетенции тех, кто разрабатывал подобную концепцию именно для Новосибирска.

— Кстати, о конкурсах?

— Да, вопрос, что называется, интересный: начнем с того, что, с моей точки зрения (а я занимаюсь вопросами соблюдения законности в сфере транспорта и пассажирских перевозок с 1972 года), и здесь не все ясно: почему в новой редакции Положения о проведении конкурсов от 19.04.2006 года не полностью соблюдены требования Федерального закона N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»? Почему не выполнены требования п. 1 и 3 ст. 16, п. 8 ст. 26, п. 2 ст. 27 по порядку сроков размещения информации о проведении конкурса на официальном сайте и в официальном печатном издании? Почему в нарушение требований п. 4 ст. 28, который гласит: «Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи и значения таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг», — в Положении содержатся другие критерии оценок? И, наконец, почему не выполнен п. 11 той же статьи, в котором говорится: «Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте и опубликовывается в официальном печатном издании заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией соответственно в течение одного дня и пяти дней после дня подписания указанного протокола»?

Последнее: 27 марта сего года Владимир Филиппович Городецкий подписал постановление N 333 «Об организации муниципального заказа». Так вот что мне абсолютно непонятно: почему, в нарушение требований уже нашего мэра, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса совершает действия, которые нельзя логично объяснить?

В частности, п. 1 постановления гласит: «Размещение муниципального заказа осуществляется в соответствии с Гражданским и Бюджетным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Из этого следует, что новая редакция Положения о проведении конкурсов должна полностью соответствовать требованиям Федерального закона N 94-ФЗ.

Если это не выполнено, то, мне кажется, следует сделать один из трех выводов: либо специалисты, разрабатывавшие Положение, не читали федерального закона, либо они не читали постановления мэра Новосибирска, либо не читали ни того, ни другого, А если читали, то почему не выполнили?

— Как вы считаете, полностью ли равноправны участники конкурсов?

— Думаю, что об этом вообще нет речи. Я вижу явное ущемление прав частных перевозчиков: на конкурсы выставляются на протяжении нескольких лет только те коммерческие маршруты, на которых работают частные перевозчики, а муниципальные маршруты — нет. И в реестр городской маршрутной сети включены коммерческие маршруты, организованные (обкатанные) частными перевозчиками? Это разве не ущемление их прав? И таких примеров можно привести много…

Маршрут 1030, на котором работают совместно частные и муниципальные перевозчики по единому расписанию, попал на конкурс только автобусами частных перевозчиков. В их отношении почему-то структурами УПП применяется балльная система оценки сертификации услуг по перевозке пассажиров (федеральным законодательством это требование отменено), а в отношении муниципальных перевозчиков — нет. У муниципальных перевозчиков есть льготы при уплате налогов, у частных — нет. Муниципальные перевозчики получают компенсацию из городского бюджета за перевозки льготных пассажиров, частные перевозчики — нет. Кстати, на маршрутах, обслуживаемых муниципальными ПАТП, по расписанию количество автобусов меньше, чем число выходов, и здесь применяется понятие «резерв». Почему не проводятся конкурсы на этот «резерв»? Можно пока предположить, что здесь имеет место торговля «свободными местами» на маршрутах…

И вообще, соответствует ли Положение в его нынешнем виде антимонопольному законодательству Российской Федерации? Дело в том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РФ «О конкуренции…» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов.

10 мая этого года президент Владимир Путин, выступая с ежегодным Посланием, привел цитату из выступления американского президента Франклина Делано Рузвельта: «Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на «больные мозоли» и будем наступать на них впредь. Но это «мозоли« тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может, того и другого вместе, коротким путем — за счет общего блага». А далее президент отметил: «В основе этого было четкое понимание, что авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твердо добиваться их исполнения».

Думаю, что президент абсолютно прав, и мы, честные перевозчики, приложим все силы, чтобы обеспечить выполнение положений нынешнего Послания президента в отношении пассажирских перевозок. Хороший Федеральный закон N 94-ФЗ принят. Когда он будет выполняться? Мы не останемся в такой ситуации безучастными наблюдателями и пойдем по пути обжалования, в рамках правового поля, незаконных, с нашей точки зрения, решений.

Рынок пассажирских перевозок Новосибирска формировался на протяжении нескольких лет. Но если предыдущие конкурсы приводили только к конфликтам между органами власти и перевозчиками, то новые могут толкнуть их еще и на выяснение отношений между собой.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: