Новосибирск 9.2 °C

Тришкин кафтан дорог

17.05.2006 00:00:00

Где взять деньги на ремонт действующих и строительство новых автотрасс?

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Стратегия экономического развития Сибири, принятая в 2002 году, не привела к серьезным изменениям в регионе. Об этом на совещании с главами сибирских краев и областей в Томске заявил Владимир Путин. В числе приоритетных задач президент назвал необходимость строительства и улучшения дорожного покрытия, что стимулирует деловую активность и улучшение жизни сибиряков.

Да только ли Сибирь страдает от плохих дорог?!

Министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая в Совете Федерации в рамках «правительственного часа», заявил, что поставленная президентом задача удвоения ВВП страны вряд ли может быть выполнена без создания современной и разветвленной транспортной инфраструктуры. По оценкам экспертов, ежегодные потери России в связи с неразвитостью сети автодорог оцениваются в 450–500 млрд рублей…

Мы еще вернемся к выступлению Игоря Левитина перед сенаторами, а пока поговорим о состоянии дорог в нашем городе и области.

То яма, то канава…

Немалая доля всех ДТП вызвана плохим качеством дорог. Проблема эта еще более обостряется весной, когда на автотрассах после снежной наледи появляется еще больше опасных участков — выбоин, разрытий после аварий, а также связанных с ремонтными работами кабельных линий и трубопроводов на проезжей части. Большую опасность представляют и канализационные колодцы, которые «утопают» в асфальте ниже допустимого уровня. Ежегодные обследования качества дорог инспекторами УАТИ показывают, что даже капитально отремонтированное полотно через полгода в нередких случаях испещрено широкими трещинами и усеяно ямами. Примеры на виду. Улица Сибиряков-Гвардейцев, например, капитально «закатанная» асфальтом от улицы Новой до Тульского моста в прошлом августе, сегодня имеет жалкий вид. После ремонта теплотрассы на пересечении улиц Немировича-Данченко и Сибиряков-Гвардейцев к нынешней весне появились провалы и просадка грунта. Мы уже не говорим об улицах менее значимых: Степной, Римского-Корсакова, Вертковской в Ленинском районе или о Северном проезде, улице Бурденко в Кировском. Таких дорог в каждом районе — десятки.

По официальным данным Новосибирского УГИБДД ГУВД, в январе — марте 2006 года в Новосибирской области зарегистрировано 458 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 37 и ранено 526 человек. Немалая часть ДТП вызвана плохими дорогами

Начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Андрей Ксензов говорил корреспонденту «ВН» еще в апреле, что «ямочный ремонт» в городе уже ведется, и после очередного весеннего обследования дорог решено дополнительно включить в план капитального ремонта еще 10 улиц города. Всего в список всех видов ремонта войдут 160 улиц.

Однако основные работы по ямочному и капитальному ремонту в Новосибирске начались с приходом теплой и сухой погоды, с 15 мая. По словам Ксензова, в 2006 году на ямочный ремонт в бюджете города запланировано 52 миллиона рублей и на капитальный — еще 175 миллионов. Всего текущий ремонт предполагается провести на 70–80 тысячах квадратных метров дорожного полотна. Как и в прошлом году, дорожниками будут применяться новые технологии с применением битумной эмульсии. Для этого планируется к пяти уже имеющимся дополнительно приобрести две машины «Бецема». Такие установки позволяют значительно сократить сроки ремонта и улучшить его качество.

Город мог бы ремонтировать и строить дорог значительно больше. Но…

Как сказал Андрей Ксензов, из-за нехватки средств ежегодный «недоремонт» дорог в Новосибирске составляет около 30 процентов. При необходимых 700–800 млн рублей в 2005 году город смог выделить из казны только 350 млн рублей.

650 миллионов маловато будет

С проблемами катастрофической нехватки денег на дороги сталкиваются и областные власти. Об этом на недавней пресс-конференции сказал начальник департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Владимир Никонов. По его словам, крупные и капиталоемкие программы по строительству и реконструкции дорог не позволяют в полном объеме финансировать ремонт полотна. И нынче областной бюджет выделит на ремонтные работы лишь 400 миллионов рублей. Однако большую часть этих средств потратят на укрепление капитальных сооружений, в частности, мостов. По мнению Никонова, для нормального функционирования дорожной системы Новосибирской области необходимо ремонтировать тысячу километров полотна ежегодно в течение пяти лет, но в 2006 году в бюджете запланировано выделить средств на ремонт лишь 53 километров.

По словам Никонова, из двух миллиардов рублей, заложенных в областном бюджете на дорожную отрасль, львиная доля тратится на содержание дорог, в том числе и на пресловутый ямочный ремонт. На строительство дорог в этом году направлено 650 миллионов. Выделение этой суммы, как признался руководитель профильного департамента, стало вынужденной мерой, правильнее было бы сосредоточиться на поддержании имеющейся сети дорог, а строительство и реконструкцию производить, став более богатыми. Но федеральный бюджет, как известно, финансирует регионы только при условии софинансирования, вот и пришлось области выделять большую сумму, чтобы получить дополнительные средства из Москвы.

В планах дорожного строительства те объекты, без которых области уже никак нельзя обходиться. Это окончание строительства дороги до Кыштовки, освещение и отделка дороги в Толмачево. Существенный объем средств областной бюджет направил на ускорение строительства трассы в Новосибирске по улице Ипподромской.

Максимум усилий будет предпринят для ремонта мостов, многие из которых находятся в аварийном состоянии, поскольку построены 50–60 лет назад. В течение года намечено капитально отремонтировать 12 мостов. Сократить затраты предполагается за счет возведения так называемых комбинированных мостов, у которых основание будет из металла, а перекрытия деревянными. Стоить они будут в 4–5 раз дешевле железобетонных и металлических мостов, а нагрузку смогут нести практически такую же. Правда, их нельзя определять как мосты постоянного использования, а только в качестве временных, хотя срок их эксплуатации может быть 30 и более лет.

В 2006 году областной бюджет израсходует 2 миллиарда 93 миллиона рублей на дорожно-транспортный комплекс в целом. Эта сумма формируется за счет отчислений с акциза на топливо, транспортного налога и федеральных субсидий. Владимир Никонов подчеркнул, что в последние годы расходы бюджета на дорожную отрасль снижались. Это заставляет его департамент более тщательно работать над улучшением всех видов сборов. Кроме того, Владимир Никонов пообещал очень плотно работать с федеральными министерствами для получения дополнительных субсидий на дорожно-транспортный комплекс Новосибирской области.

Реформы буксуют на дорогах

А теперь вернемся к выступлению министра транспорта. По словам Левитина, сейчас Россия пользуется транспортной инфраструктурой, построенной еще в СССР. Понятно, в каком она сейчас состоянии. В 2005 году произошло 223 тысячи дорожно-транспортных происшествий, из которых 53 тысячи были вызваны плохими дорожными условиями. Ситуация еще более усугубится к 2010 году, когда численность парка грузовых автомобилей возрастет до 5 млн, количество автобусов увеличится на 12 процентов, а легковых авто — на 60 процентов. Это, по словам министра, серьезно превышает возможности российской дорожной сети. Левитин опасается, что отечественная автотранспортная инфраструктура может оказаться не готовой к вступлению страны в ВТО. По его словам, после вступления России в эту организацию объем грузоперевозок к 2010 году составит 35–40 миллионов тонн. «Потоки грузовиков, которые хлынут в Россию, могут разрушить российские дороги, — считает Левитин.

Министр считает, что решить проблему можно путем выделения целевых источников по финансированию дорожного строительства в регионах. «Мы считаем, что этими источниками должны стать акцизы на все нефтепродукты и транспортный налог», — подчеркнул Левитин. По итогам «правительственного часа» Совет Федерации одобрил постановление, в котором обратил внимание правительства РФ на необходимость ускорения разработки законопроекта «Об автомобильных дорогах». Сенаторами также рекомендовано при разработке закона «О бюджете на 2007 год» предусмотреть зачисление в бюджеты субъектов Федерации акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла, а также увеличить субсидии на поддержку сети автомобильных дорог общего пользования.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: