Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Тришкин кафтан дорог

17.05.2006 00:00:00

Где взять деньги на ремонт действующих и строительство новых автотрасс?

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Стратегия экономического развития Сибири, принятая в 2002 году, не привела к серьезным изменениям в регионе. Об этом на совещании с главами сибирских краев и областей в Томске заявил Владимир Путин. В числе приоритетных задач президент назвал необходимость строительства и улучшения дорожного покрытия, что стимулирует деловую активность и улучшение жизни сибиряков.

Да только ли Сибирь страдает от плохих дорог?!

Министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая в Совете Федерации в рамках «правительственного часа», заявил, что поставленная президентом задача удвоения ВВП страны вряд ли может быть выполнена без создания современной и разветвленной транспортной инфраструктуры. По оценкам экспертов, ежегодные потери России в связи с неразвитостью сети автодорог оцениваются в 450–500 млрд рублей…

Мы еще вернемся к выступлению Игоря Левитина перед сенаторами, а пока поговорим о состоянии дорог в нашем городе и области.

То яма, то канава…

Немалая доля всех ДТП вызвана плохим качеством дорог. Проблема эта еще более обостряется весной, когда на автотрассах после снежной наледи появляется еще больше опасных участков — выбоин, разрытий после аварий, а также связанных с ремонтными работами кабельных линий и трубопроводов на проезжей части. Большую опасность представляют и канализационные колодцы, которые «утопают» в асфальте ниже допустимого уровня. Ежегодные обследования качества дорог инспекторами УАТИ показывают, что даже капитально отремонтированное полотно через полгода в нередких случаях испещрено широкими трещинами и усеяно ямами. Примеры на виду. Улица Сибиряков-Гвардейцев, например, капитально «закатанная» асфальтом от улицы Новой до Тульского моста в прошлом августе, сегодня имеет жалкий вид. После ремонта теплотрассы на пересечении улиц Немировича-Данченко и Сибиряков-Гвардейцев к нынешней весне появились провалы и просадка грунта. Мы уже не говорим об улицах менее значимых: Степной, Римского-Корсакова, Вертковской в Ленинском районе или о Северном проезде, улице Бурденко в Кировском. Таких дорог в каждом районе — десятки.

По официальным данным Новосибирского УГИБДД ГУВД, в январе — марте 2006 года в Новосибирской области зарегистрировано 458 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 37 и ранено 526 человек. Немалая часть ДТП вызвана плохими дорогами

Начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Андрей Ксензов говорил корреспонденту «ВН» еще в апреле, что «ямочный ремонт» в городе уже ведется, и после очередного весеннего обследования дорог решено дополнительно включить в план капитального ремонта еще 10 улиц города. Всего в список всех видов ремонта войдут 160 улиц.

Однако основные работы по ямочному и капитальному ремонту в Новосибирске начались с приходом теплой и сухой погоды, с 15 мая. По словам Ксензова, в 2006 году на ямочный ремонт в бюджете города запланировано 52 миллиона рублей и на капитальный — еще 175 миллионов. Всего текущий ремонт предполагается провести на 70–80 тысячах квадратных метров дорожного полотна. Как и в прошлом году, дорожниками будут применяться новые технологии с применением битумной эмульсии. Для этого планируется к пяти уже имеющимся дополнительно приобрести две машины «Бецема». Такие установки позволяют значительно сократить сроки ремонта и улучшить его качество.

Город мог бы ремонтировать и строить дорог значительно больше. Но…

Как сказал Андрей Ксензов, из-за нехватки средств ежегодный «недоремонт» дорог в Новосибирске составляет около 30 процентов. При необходимых 700–800 млн рублей в 2005 году город смог выделить из казны только 350 млн рублей.

650 миллионов маловато будет

С проблемами катастрофической нехватки денег на дороги сталкиваются и областные власти. Об этом на недавней пресс-конференции сказал начальник департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Владимир Никонов. По его словам, крупные и капиталоемкие программы по строительству и реконструкции дорог не позволяют в полном объеме финансировать ремонт полотна. И нынче областной бюджет выделит на ремонтные работы лишь 400 миллионов рублей. Однако большую часть этих средств потратят на укрепление капитальных сооружений, в частности, мостов. По мнению Никонова, для нормального функционирования дорожной системы Новосибирской области необходимо ремонтировать тысячу километров полотна ежегодно в течение пяти лет, но в 2006 году в бюджете запланировано выделить средств на ремонт лишь 53 километров.

По словам Никонова, из двух миллиардов рублей, заложенных в областном бюджете на дорожную отрасль, львиная доля тратится на содержание дорог, в том числе и на пресловутый ямочный ремонт. На строительство дорог в этом году направлено 650 миллионов. Выделение этой суммы, как признался руководитель профильного департамента, стало вынужденной мерой, правильнее было бы сосредоточиться на поддержании имеющейся сети дорог, а строительство и реконструкцию производить, став более богатыми. Но федеральный бюджет, как известно, финансирует регионы только при условии софинансирования, вот и пришлось области выделять большую сумму, чтобы получить дополнительные средства из Москвы.

В планах дорожного строительства те объекты, без которых области уже никак нельзя обходиться. Это окончание строительства дороги до Кыштовки, освещение и отделка дороги в Толмачево. Существенный объем средств областной бюджет направил на ускорение строительства трассы в Новосибирске по улице Ипподромской.

Максимум усилий будет предпринят для ремонта мостов, многие из которых находятся в аварийном состоянии, поскольку построены 50–60 лет назад. В течение года намечено капитально отремонтировать 12 мостов. Сократить затраты предполагается за счет возведения так называемых комбинированных мостов, у которых основание будет из металла, а перекрытия деревянными. Стоить они будут в 4–5 раз дешевле железобетонных и металлических мостов, а нагрузку смогут нести практически такую же. Правда, их нельзя определять как мосты постоянного использования, а только в качестве временных, хотя срок их эксплуатации может быть 30 и более лет.

В 2006 году областной бюджет израсходует 2 миллиарда 93 миллиона рублей на дорожно-транспортный комплекс в целом. Эта сумма формируется за счет отчислений с акциза на топливо, транспортного налога и федеральных субсидий. Владимир Никонов подчеркнул, что в последние годы расходы бюджета на дорожную отрасль снижались. Это заставляет его департамент более тщательно работать над улучшением всех видов сборов. Кроме того, Владимир Никонов пообещал очень плотно работать с федеральными министерствами для получения дополнительных субсидий на дорожно-транспортный комплекс Новосибирской области.

Реформы буксуют на дорогах

А теперь вернемся к выступлению министра транспорта. По словам Левитина, сейчас Россия пользуется транспортной инфраструктурой, построенной еще в СССР. Понятно, в каком она сейчас состоянии. В 2005 году произошло 223 тысячи дорожно-транспортных происшествий, из которых 53 тысячи были вызваны плохими дорожными условиями. Ситуация еще более усугубится к 2010 году, когда численность парка грузовых автомобилей возрастет до 5 млн, количество автобусов увеличится на 12 процентов, а легковых авто — на 60 процентов. Это, по словам министра, серьезно превышает возможности российской дорожной сети. Левитин опасается, что отечественная автотранспортная инфраструктура может оказаться не готовой к вступлению страны в ВТО. По его словам, после вступления России в эту организацию объем грузоперевозок к 2010 году составит 35–40 миллионов тонн. «Потоки грузовиков, которые хлынут в Россию, могут разрушить российские дороги, — считает Левитин.

Министр считает, что решить проблему можно путем выделения целевых источников по финансированию дорожного строительства в регионах. «Мы считаем, что этими источниками должны стать акцизы на все нефтепродукты и транспортный налог», — подчеркнул Левитин. По итогам «правительственного часа» Совет Федерации одобрил постановление, в котором обратил внимание правительства РФ на необходимость ускорения разработки законопроекта «Об автомобильных дорогах». Сенаторами также рекомендовано при разработке закона «О бюджете на 2007 год» предусмотреть зачисление в бюджеты субъектов Федерации акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла, а также увеличить субсидии на поддержку сети автомобильных дорог общего пользования.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
21.10.2021 фото
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.