Новосибирск 9.7 °C

Скромное обаяние Персоны

23.05.2006 00:00:00

Профессор НГК, заслуженный деятель искусств России Мэри Лебензон стала «Персоной года» в номинации «Выдающаяся педагогическая деятельность».

Мэри Симховна Лебензон. Фото Сергея ПЕРМИНА

На протяжении десяти лет российская газета «Музыкальное обозрение» называет «Персонами года» выдающихся музыкантов и общественных деятелей. По итогам 2005 года в одном ряду с такими всемирно известными деятелями, как Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, «Персоной года» в номинации «Выдающаяся педагогическая деятельность» была названа профессор Новосибирской консерватории и НСМШ (колледжа) Мэри Лебензон. Никогда ранее ни один преподаватель-музыкант не удостаивался столь значительного и в высшей степени почетного звания.

Сама Мэри Симховна о всероссийском признании ее заслуг на педагогической ниве говорит с некоторым смущением, мол, не ожидала такого внимания к собственной персоне. Да, прошлый год выдался «урожайным» — тринадцать ее учеников стали лауреатами международных и всероссийских конкурсов! Вообще за сорок пять лет работы в Новосибирской консерватории профессор Лебензон воспитала более ста исполнителей, семьдесят пять из которых стали лауреатами самых престижных российских и международных конкурсов. Согласитесь, не каждый педагог может сегодня похвастаться таким «созвездием» талантливых учеников. Недаром коллеги говорят о Мэри Симховне, что она педагог от Бога.

Игрушка для маленькой девочки

Впервые к упругим черно-белым клавишам будущий профессор консерватории прикоснулась года в три. Тогда фортепиано было для малышки просто «говорящей» игрушкой. Бесконечные гаммы и этюды на инструменте играла старшая сестра, а Мэри больше нравилось импровизировать, сочинять и подбирать на слух мелодии, звучащие в их веселом одесском дворике. Мама, видя тягу своей младшенькой к вольному музицированию, отвела ее в школу Столярского. С первого захода трехлетнее дарование в школу не взяли, сказали, что мала еще. Через год четырехлетняя Мэри попала в класс педагога Берты Рейнгбальд, которая стала для девочки первой и самой любимой учительницей.

Когда началась Великая Отечественная война, семья эвакуировалась из Одессы в маленький узбекский городок. В то время в Ташкенте временно разместилась Московская консерватория, педагоги которой искали одаренных детей. Мэри попала в число тех, кого удалось найти. После окончания войны в Одессу она не вернулась, а поехала в Москву учиться в Центральной музыкальной школе. В 1949 году Мэри Лебензон окончила Московскую государственную консерваторию по классу профессора Александра Гольденвейзера. Талантливая, перспективная пианистка могла бы без проблем остаться в столице, но она предпочла отправиться вместе с мужем-военным в длительное путешествие по необъятным российским просторам. Последним пунктом этого вояжа для молодой семьи стал Новосибирск. В 1961 году Мэри Лебензон пришла работать в Новосибирскую консерваторию. Первое время, к удивлению коллег, она преподавала всего на полставки, посвящая все свое свободное время самосовершенствованию.

Как открыть новую «звезду»?

Есть мнение, что не каждый профессиональный исполнитель может стать хорошим педагогом. Мэри Симховна уточняет: стать-то может, но зачастую просто не хочет.

— Самому играть на концертной сцене намного легче, чем передавать свои знания, свой опыт ученику, — говорит профессор. — Тонко, интуитивно чувствовать музыкальное произведение — это еще не все, надо объяснить свои чувства словами. А их, при всем богатстве русского языка, к сожалению, не так-то просто найти. Помню, как-то раз мне довелось работать с итальянскими ребятишками. Объясняю очередному ученику: «В этом месте должно звучать проникновенно, хрустально, остро, прозрачно…» А итальянец переводит: «Bello, bello, bello…», что значит — прекрасно. Я тогда подумала, какое счастье, что в русском языке так много точных слов, которые могут передать даже самый тончайший нюанс. Главное, чтобы словарный запас был хорошим.

Мэри Симховна признается, что в педагогике ей больше всего нравится сам процесс. Ведь работа над музыкальным произведением сродни чтению увлекательной книги. Когда несколько раз перечитываешь одно и то же, невольно открываешь для себя что-то новое.

Опытный педагог говорит, что определить с первого взгляда, будет ли тот или иной ученик «звездой», невозможно. Мэри Симховна сначала обращает внимание на природные данные — слух, чувство ритма, музыкальную память, но этих слагаемых, по ее мнению, недостаточно. Необходимы еще такие качества, как развитый кругозор, умение увлекаться новым делом, настойчивость в достижении цели, культура общения.

— Мне нужно проработать с ребенком несколько лет, чтобы понять, станет ли он профессионалом или останется любителем, — говорит Мэри Симховна.

«Звездные» ученики профессора Лебензон ведут активную концертную и педагогическую деятельность во многих городах России, а также в США, Германии, Швеции. Конечно, Мэри Симховне немного грустно, когда ее «птенцы» покидают страну, но она всегда напутствует их словами: «Пусть тебе повезет». Педагог искренне уверена, что у ее ребят есть право на выбор своего жизненного пути, а за их профессионализм она спокойна…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: