В театре «Глобус» идут репетиции спектакля по пьесе Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»
Елена Ивакина в роли Дамы с камелиями
«Она была высокой, очень изящной брюнеткой с бело-розовой кожей, писал Дюма-сын о красавице Мари Дюплесси. Головка у нее была маленькая, продолговатые глаза казались нарисованными эмалью, как глаза японок. Вся она напоминала статуэтку из саксонского фарфора
»
Они встретились в начале весны 1844 года. Она вскружила ему голову неудивительно, Мари кружила голову всему Парижу, он сходил с ума от ее узкой талии, лебединой шеи, длинных локонов, ниспадавших на плечи на английский манер, декольтированного платья из белого атласа, ее ожерелья и жемчугов
Ее бледность (следствие болезни чахоткой) вместе с тонким, почти прозрачным, станом делали ее красоту почти неземной. Пленительную загадочность образу придавали и неизменные камелии, с которыми она появлялась повсюду: Мари не выносила запахов, розы вызывали у нее головокружение, и камелии как цветы без запаха были ее единственными цветами. Цветущими камелиями были убраны комнаты и будуары ее роскошных апартаментов.
Помимо владения наукой обольщения прекрасная куртизанка в совершенстве обладала искусством блестящего ведения беседы и определенной эрудицией. Чем выгодно отличалась от нынешних девушек по вызову. В ее личной библиотеке были собраны сочинения Рабле, Сервантеса, Мольера, Вальтера Скотта, Дюма-отца, Гюго, Ламартина
Она любила поэзию, искусно музицировала, с чувством исполняла на пианино баркаролы и вальсы
Ее общества искали знаменитые поэты, музыканты и драматурги. На ее великолепных приемах можно было встретить Эжена Сю или Альфонса де Мюссе. От страсти к ней сгорали самые блестящие мужи Парижа, к ее ногам бросались целые состояния
Роман Дюма-сына с Мари Дюплесси был шокирующим и бурным. «В ее комнате, где на возвышении стояла великолепная кровать работы Буля, ножки которой изображали фавнов и вакханок, она давала ему упоительные «пиршества плоти». Ах, как ему нравились ее огромные глаза, окруженные черными кругами, ее невинный взгляд, гибкая талия и сладострастный аромат, которым было пронизано все ее существо, писал в своем эссе «Три Дюма» Андре Моруа. Часто она не могла заснуть, выходила из спальни в пеньюаре из белой шерсти, накинутом на голое тело, «садилась на ковер перед камином и грустно следила за игрой пламени в очаге«. В такие минуты Дюма страстно любил ее. В другие он боялся оказаться обманутым. Он знал, что она часто лжет ему, возможно из деликатности».
Однако эта связь не могла длиться долго. Роскошная куртизанка была Дюма явно не по карману, к тому же столь открытые отношения явно вредили его репутации и мешали делать карьеру, что не могло не тревожить Дюма-отца. «Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам
» писал ей Дюма-сын в своем последнем письме.
Они расстались. Однако, исчезнув из его жизни, она продолжала жить в его сердце и воображении. После смерти Мари (она умерла в полном одиночестве в возрасте 23 лет) он снял комнату в отеле, перечитал ее письма (она любовно называла его Аде сократив длинное «Александр Дюма» до трех букв) и написал в ее память свой знаменитый роман «Дама с камелиями». Прекрасную куртизанку, названную в романе Маргаритой Готье, он наделил чистой душой и способностью пожертвовать собой ради любви. Написанная позже пьеса того же названия имела еще больший успех. Дюма-отец, поначалу отказавшийся ставить ее в своем театре, прочитав сочинение, растрогался и изменил решение. С тех пор эта мелодраматическая история нашла своё воплощение и в бесчисленных театральных постановках, и в кинематографе. Роль прекрасной Маргариты играли блистательные Сара Бернар и Элеонора Дузе. А великая Грета Гарбо в 1937 г. за эту роль была номинирована на «Оскар». Нашла история любви куртизанки и воплощение в музыке, в опере Джузеппе Верди «Травиата»
Такова истинная история дамы с камелиями.
***
В «Глобусе» Маргариту Готье играет талантливая и манкая Елена Ивакина.
Для режиссера-постановщика
спектакля Алексея Крикливого история
Дюма-сына это, прежде всего, история воспитания сильным чувством.
Наладить сегодня разговор о любви как-то особенно сложно, говорит он. Само слово становится трудным для произношения. То ли наше отношение к этой теме меняется, то ли само понятие испытало некую подмену
Возможно, стоит изобрести новое, свежее название, раскрепостить сознание, освежить смысл. Что мы имеем в виду, говоря сегодня «люблю». История дамы с камелиями это история становления и взросления, обретения жизненного смысла и ответственности. История простого человеческого поступка, выбора, жертвы, искупления. И опять-таки любви. Мелодрама терапевтический жанр, и хотелось бы вернуть смыслы и немного позавидовать героям, которые во всем самом лучшем немного похожи на нас.
***
Нестареющую историю необыкновенной любви зритель увидит на большой сцене «Глобуса» 13 июня.