Новосибирск 4.9 °C

Цены на бензин отрывают деревню от цивилизации

13.06.2006 00:00:00

Необходимо государственное регулирование стоимости горючего

С председателем комитета по транспорту, связи и информатике областного Совета депутатов Сергеем Титковым мы встретились сразу после того, как был принят в первом чтении закон о транспортном налоге.

Сергей Титков: «Будем отстаивать нашу позицию». Фото автора

— Сергей Николаевич, проблемы дорог, автотранспорта и налогов в последнее время стали одними из самых злободневных. Выскажите, пожалуйста, вашу позицию по обсуждаемым вопросам.

— Начнем все-таки с хорошего. Вспомним Новосибирск и область всего лишь полтора десятка лет назад. Подчеркну: это были годы самого настоящего кризиса в экономике страны и области. Но нам удалось завершить строительство федеральной трассы «Байкал», соединяющей запад и восток области. Я сам барабинец и знаю, что стоило раньше моим землякам съездить в Новосибирск: это несколько дней мытарств за рулем. Сегодня можно в один день обернуться со всеми хлопотами.

Южная дорога соединила между собой Карасук, Купино, Баган, Чистоозерное и Татарку. Куйбышев связан надежной дорогой с Северным. Кыштовка, ранее отрезанная от трассы, тоже теперь связана с Венгерово и Чанами. То есть практически все районы области в настоящее время соединены надежными дорожными покрытиями с областным центром.

В Новосибирске — хотя и с трудностями финансирования — развивается метро. Созданы автомобильные эстакады на Петухова — Ватутина и в районе педуниверситета, заканчивается транспортная развязка на Ипподромской…

Нельзя отрицать очевидного: транспортные артерии города и области развиваются. Достаточно успешно? Нет, разумеется. Более того: ряд дорог из-за недостаточного финансирования в последние годы приходит в упадок. Перешла в другую, низшую категорию дорога на Сузун. Развитие сети приостановилось. Финансирование явно недостаточное. В глубинке продолжают исчезать малые и не очень малые села только потому, что там невозможно поддерживать рентабельное производство или даже просто частное товарное: чрезвычайно дорого из-за бездорожья обходится доставка грузов и невозможно продать готовую продукцию: молоко, яйца, картошку. В Новосибирске Северный объезд проблему перегруженности улиц автотранспортом не снимет. Он, конечно, отправит часть транзита мимо, но третий город страны начинает задыхаться: основные транспортные развязки решены в духе 60-х годов. Необходим третий автодорожный мост. Полтора десятка лет была возможность начать его строительство — а мы все взялись обсуждать проблемы экологии. Их, конечно же, нужно решать, но никто почему-то не принимал во внимание, что нет отдельной экологической проблемы Бугринской рощи, это проблема комплексная, и в результате мы имеем сейчас такую загазованность отдельных районов города, которая уже становится опасной.

В минувшие годы сделаны две современные остановочные платформы на железной дороге. Эту работу надо продолжать. Необходимо развивать скоростной трамвай и экологически безвредный троллейбусный парк. То есть на все нужны деньги.

— А их, разумеется, нет?

В том-то и дело, что финансирование отрасли упало. Даже в трудные 90-е в бюджете отдельно формировался Дорожный фонд, и номинально каждый четвертый рубль областного бюджета расходовался на строительство и поддержание дорог. Сейчас 5–6 процентов, чуть более двух миллиардов рублей. А нам нужно минимум в два с половиной раза больше. Правда, принципы формирования Дорожного фонда были другие. Основную нагрузку составляли налоги на юридических лиц — пользователей автотранспортом. Одна ЗСЖД, например, вносила в областную казну 150 миллионов рублей. Серьезные деньги. Сейчас остались транспортный налог, отчисления от акцизов на бензин и часть налога на прибыль.

— В народе сложилось убеждение, что власти хотят увеличением налога на транспортное средство поправить положение на дорогах…

— Это неверно, никогда транспортный налог не сможет этого сделать. Я убежден, что он может составить максимум 30 процентов дорожных расходов. Мы приняли закон о нем в первом чтении. Прежний закон был разработан сначала по максимуму, но потом его «съели» предоставляемые льготы. Инфляция также сделала свое дело. Сейчас областной Совет настроен, и в частности — наш комитет, чтобы льготников стало минимум, и налог максимально бы учитывал особенности автотранспорта владельцев. Перед вторым чтением надо будет над ним хорошо поработать. Например, неверно брать деньги просто с лошадиной силы, подразумевая, что мощный автомобиль — значит непременно дорогой. Все бывает как раз наоборот. Гранд-Чароки можно купить по цене нашей «Нивы«, а действительно дорогой «Ленд-Крузер» чуть более 100 «лошадей».

— Многие владельцы автомобилей считают, что решать проблему дорог надо через акцизы: чаще заправляешься — больше ездишь, значит, от пистолета автозаправки и надо исходить…

— Мы выступили на эту тему с законодательной инициативой: это прерогатива Госдумы. Но и тут не все так просто. Например, пробовали акцизный налог оставлять в регионах. Омск получил четыре с половиной миллиарда, мы — четыреста миллионов. Причина проста: у них нефтеперегонка. Сейчас акциз решили собирать в Москве и потом делить в зависимости от количества транспорта и протяженности дорог. Но мы считали: не получается справедливого распределения — тот, кто вверху, ему, мол, виднее. Выход один: разрабатывать систему акцизов в зависимости от того, сколько на территории наливают горючего в баки. Будем отстаивать нашу позицию.

И еще один момент я бы подчеркнул: правительство должно больше беспокоиться о селе. Недаром выходят на трассу и устраивают митинги протеста сельхозпроизводители: необычайно дорого для россиян горючее. Нечего даже сравнивать наш уровень жизни и производства с американским или западноевропейским. А там, между прочим, есть государственное регулирование цен на бензин. Как и в соседнем Казахстане, к примеру. Зимой в поездке по избирательному округу я подобрал в машину на дороге женщину: она шла километров за 15 пешком к гинекологу, чтобы получить освидетельствование, что она беременна, потому что ей надо было позаботиться о будущем декретном отпуске. Объяснила: в эту пору почти никто по этой дороге не ездит. Экономия горючего стала не просто необходимостью для селянина, он и раньше-то не швырялся копейками, а сейчас цены на бензин нередко превращают деревню в натуральное, замкнутое, оторванное от цивилизации хозяйство. Деревня — это наша боль, мы не можем забывать ее.

— Сергей Николаевич, как вы относитесь к тому, что у перевозчиков, например, существует сразу два транспортных союза — один из них защищает интересы преимущественно мелких частников, другой — крупные и муниципальные предприятия, что есть попытки создания организаций автолюбителей и автовладельцев?

— Нормально отношусь. Если у людей есть потребность объединяться в союзы, которые бы помогали им отстаивать свои интересы и если эти интересы лежат в русле развития транспорта, — хорошо. Органы власти, Совет в частности, готовы сотрудничать с ними.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: