Депутаты и специалисты считают, что дату начала проведения конкурсов на обслуживание жилья надо еще раз перенести
Вопросы реформирования
Жителям такого дома трудно определиться с выбором. Фото Владимира ПОЛЯКОВА |
Как мы все знаем, неотвратимо приближается 1 января 2007 года, когда каждый собственник квартиры должен определиться кто будет обслуживать его жилье. Вариантов три: либо самому единолично заключить договоры со всеми
«Вечерка» уже не раз рассказывала о преимуществах и недостатках всех трех типов управления. И все же коротко напомним.
Одному изолированно прожить в многоквартирном доме хлопотно и крайне проблематично. Такой вариант подойдет лишь тем, кто поставит в квартире все счетчики: на тепло, горячую и холодную воду, а также самостоятельно подпишет договоры с энергетиками, связистами, жилищниками. Да, оплата коммунальных услуг станет более прозрачной и, скорее всего, удастся сэкономить. Но в случаях срыва предоставления услуг (отключения электричества, тепло- и водоснабжения) придется отстаивать свои права (в том числе в суде) также самостоятельно, надеясь только на свои финансовые возможности и хорошее здоровье.
ТСЖ наиболее оптимальная форма управления. Собственники жилья имеют свой устав, счет, бюджет, выборный орган. Все вопросы по текущему содержанию и обслуживанию дома берут на себя правление и его председатель, который, представляя интересы товарищества, заключает договоры с соответствующими коммунальными организациями, принимает на работу персонал электрика, дворника, лифтера, уборщицу, плотника и пр. Ревизионная комиссия по истечении года проверяет работу правления и отчитывается перед членами ТСЖ. Решение по двум наиболее важным вопросам по использованию прилегающей территории и помещений и по капитальному ремонту здания принимается общим собранием, причем «за» должны проголосовать не менее 2/3 собственников жилья.
Третий способ управляющая компания. Она берет на себя обслуживание дома и прилегающей территории, предоставляет жилищные услуги и является посредником между жителями и поставщиками коммунальных услуг.
Вся эта базовая информация прозвучала в выступлениях руководителя департамента по строительству и ЖКХ НСО Владимира Анисимова и начальника департамента ЖКХ и энергетики мэрии Новосибирска Сергея Райхмана. Кстати, доклад Райхмана заметно отличался от других ясностью и четкостью. Возможно, именно поэтому он вызвал у присутствующих больше всего вопросов, поскольку в отведенное по регламенту время все проблемы в основном докладе осветить было невозможно.
Так, отвечая на вопрос, почему медленно идет создание ТСЖ и что тормозит этот процесс, Сергей Райхман сказал, что главная причина в разобщенности людей, неспособных соорганизоваться в единый коллектив
Для примера. В Ленинском районе, самом большом в Новосибирске, в 1367 многоквартирных домах проживает более 206 тысяч человек. Однако из занимаемых 79636 квартир приватизирован лишь 61 процент, а в целом по городу эта цифра составляет 57,3 процента (самый высокий показатель в Железнодорожном 70,6, наиболее низкий в Первомайском 42,9 процента). В то же время в Ленинском районе 286 домов
И все же, как отмечалось на слушаниях, главной проблемой остается отсутствие механизмов реализации нового Жилищного кодекса, как в свое время это произошло с монетизацией льгот. Именно поэтому срок выбора формы управления жилым домом был сдвинут с 1 марта 2006 года на 1 января 2007 года. Но уже сейчас специалисты, представители государственной власти и органов местного самоуправления говорят о том, что и в эти новые рамки вписаться не удастся. В сложившейся ситуации участники слушаний рекомендовали Федеральному собранию РФ и правительству внести изменения в действующее законодательство для создания механизмов законодательного регулирования процесса. В частности, в обращении говорится о переносе даты начала проведения конкурсов с 1 января на 1 мая 2007 года в связи со спецификой подготовки ЖКХ к очередному отопительному сезону. На федеральном уровне необходимо также определить порядок договорных отношений поставщиков коммунальных услуг с управляющими организациями, порядок массовой передачи многоквартирных домов в управление УК, порядок разрешения проблемы неплатежей
Более детальные рекомендации, касающиеся информационного сопровождения реформы и разработки нормативных документов, были подготовлены также для администрации области, органов местного самоуправления и депутатов областного Совета. В частности, депутатам предстоит утвердить механизмы страхования денежных средств на капитальный ремонт уплачиваемых собственниками помещений, порядок страхования общего имущества многоквартирного дома, а также рассмотреть возможность освобождения от налогов целевых платежей граждан на содержание, текущий и капитальный ремонт дома.
Это задачи законодательной и исполнительной власти на ближайшее будущее. А пока «рынок»
P.S. 9 июня на заседании комиссии по градостроительству депутаты решили создать рабочую группу по разработке законопроекта «О гарантиях, предоставляемых гражданам, освобождающим жилые помещения по решению органов власти Новосибирской области и местного самоуправлении города Новосибирска».
По словам председателя комиссии Вячеслава Илюхина, сейчас сложилась такая ситуация, когда застройщики и жители аварийных домов не могут найти общий язык. Известны случаи, когда собственники выставляют неадекватные требования застройщикам: взамен старой квартиры требуют новую большей площади или в другом городе, вплоть до заграницы. Застройщики, естественно, не соглашаются на эти условия, и решение о сносе аварийного дома и строительстве нового затягивается. Депутаты единогласно решили, что такой документ, регулирующий взаимоотношения собственников и застройщиков, актуален на данный момент. Но создание подобного законопроекта прерогатива субъекта РФ, поэтому сначала проект будет разрабатываться депутатами и специалистами комитета по жилищным вопросам мэрии в рабочей группе до сентября этого года. Впоследствии, после одобрения его на сессии городского Совета, он будет внесен в Новосибирский областной Совет.