Новосибирск 4.7 °C

Сток не всегда значит слив

16.06.2006 00:00:00

Что такое сток-центры: магазины, где торгуют неликвидом, или возможность для небогатых людей приобрести дорогие вещи?

В Новосибирске открылся первый сток-центр. Судя по тому, что в первые дни работы магазина вавилонского столпотворения в нем не наблюдалось, напрашивается вывод: сибиряки прочно ассоциируют слово «сток» со словом «слив». На самом деле, это не так. Или, по крайней мере, не совсем так.

В США, где, собственно, зародилась культура «стоковой» торговли, сток-центр — это магазин распродаж старых брендовых коллекций.

По данным различных международных исследований, Америка является крупнейшим в мире потребителем швейцарских часов, немецких машин, бриллиантов из Сьерра-Леоне, одежды от французских модных домов и коллекций прет-а-порте известных марок. Весь этот товар везут в Штаты в огромных количествах. Владельцы брендовых бутиков обновляют свои коллекции два раза в год, ибо американцы, чей среднемесячный доход составляет больше трех тысяч долларов, не носят вещи дольше одного сезона. Это не то чтобы считается неприличным — американцы очень демократичны во всем, в том числе и в одежде. Просто не принято.

Разумеется, на прилавках остаются излишки, которые и попадают в конечном итоге в сток-центры. Скидки в «стоках» составляют до 80 процентов от первоначальной цены. Тем не менее покупатель может быть уверен, что даже за эти «копейки» он покупает фирменную вещь высокого качества.

В Европе и США сток-центры пользуются большой популярностью и занимают значительный сегмент рынка. Некоторые фирмы, такие как «Mexx», «Calvin Klein», «Sela», «Colins», «Reebok», имеют сеть своих сток-магазинов по всему миру. Небогатые американцы и европейцы покупают там одежду на все случаи жизни, состоятельные «буржуи» тоже иногда захаживают в сток-центры, чтобы купить одежду для домашней работы или поездок на пикники. Причина популярности американских сток-центров во всех слоях их общества: в заокеанских «стоках» продается совсем не то, что в наших.

— Мнение российского обывателя о том, что американцы — самые немодные, самые неряшливые, одеваются во что попало и как попало, не соответствует действительности. Это нам так кажется, когда мы видим американских туристов на Красной площади, — рассказывает управляющий магазином «Синтетика» Александр Осовский, часто бывающий в Штатах как по служебным, так и по личным делам. — На самом деле, в одежде деловых американцев существует строгий корпоративный стиль, в большинстве фирм принят офисный дресс-код. И ни один руководитель, в отличие от наших, не позволяет своим сотрудникам ходить на работу в шортах, брюках-капри или майках на лямках. Другое дело, большинство наших руководителей не имеют морального права требовать от сотрудников покупать специальную одежду для офиса на те зарплаты, что получают служащие нижнего звена. Я согласен с утверждением, что средний американец тратит на одежду 10 процентов своего дохода, а средний россиянин — 80 процентов. Но это не оттого, что американцы одеваются в барахло, а оттого, что среднемесячный доход среднего американца — 3 тысячи долларов, а у россиянина эта цифра едва достигает 300 долларов. Именно поэтому для американца кроссовки фирмы «Puma» и брюки «Mехх» — это одежда, которая продается в «стоках» и в которой он подстригает лужайку перед домом или красит любимую яхту, а для россиянина — верх крутизны, ведь на покупку таких кроссовок ему пришлось потратить 80 процентов своего заработка. В Штатах есть сток-центры, где продают качественные деловые костюмы, такие же, как в брендовом магазине, но по более низкой цене. Дело в том, что определенный процент американцев готов платить больше только за то, что покупает одежду, не выезжая за пределы своего фешенебельного района. Производитель же заинтересован в том, чтобы продать как можно больше товара, пусть по более низкой цене — все равно она выше себестоимости. Эти «стоки» пользуются наибольшей популярностью, поскольку мода на деловую одежду практически не меняется: английский костюм остается английским костюмом. При всем этом я заметил еще один парадокс: в России одежда известных фирм стоит на 8–10 процентов дороже, чем тот же самый товар в Европе или в Америке.

В России, к сожалению, часто бывает так, что недобросовестные продавцы скупают одежду в европейских сток-центрах и продают ее, выдавая за новые коллекции. Новосибирск — не исключение. Цены в 2–3 тысячи за брюки и 3–5 тысяч за курточку — вовсе не гарантия того, что вы покупаете действительно актуальную вещь, а не устаревшее барахло, единственное достоинство которого — наличие всемирно известного лейбла. При взгляде на товар в некоторых новосибирских бутиках возникает ощущение, что все это, только купленное на китайской барахолке, носили лет пять назад.

Новосибирский сток-центр, к сожалению, пока не соответствует своему классическому предназначению — брендовых вещей там нет. На этикетках в графе «производитель» главным образом значится все тот же Китай, хотя есть вещи и от европейских производителей. Цены? Как на барахолке: джинсы — 400–500 рублей, куртки — от 300 до 1000, простенькие летние майки — 200–300. Впрочем, в рядах китайского ширпотреба автор этих строк приметила вполне приличную французскую юбочку за 390 рублей («всего 10 евро!!!» — значилось на ценнике в качестве рекламной завлекаловки) и несколько брюк довольно оригинального фасона, производителем которых тоже значилась Франция. Возможно, конечно, что эта Франция расположена в каком-нибудь новосибирском швейном цехе. Впрочем, не будем думать плохо.

Так или иначе, сток-центр лучше секонд-хенда. В «стоке» вещи, по крайней мере, новые, и там, по крайней мере, все без обмана — устаревший ширпотреб не выдают за супермодные фирменные шмотки. Как говорят украинцы: бачат глазки, шо ручки мают. Ну, а то, что уличные барахолки нашего города помещают в торговые павильоны, где нет дождя и слякоти, зато есть хоть какая-то гарантия качества, поскольку продавцы выдают чеки, и хоть какая-то защита от карманных воров и игровых мошенников, так как на входах дежурят охранники, — это тоже хорошо.

По мнению Александра Осовского, культура стоковой торговли в России в целом, и в Новосибирске в частности, разовьется тогда, когда у нас сформируется общество потребления, такое же, как в Америке. Пока же рассчитывать на открытие брендовых сток-центров нам вряд ли стоит: во-первых, качественную и модную импортную одежду в новосибирских магазинах раскупают практически без остатка. Во-вторых, сегодняшний новосибирский потребитель не столь подкован, чтобы отличить вещь прошлого сезона от последней модели, и готов платить за то и за другое одинаково. В этом случае зачем продавцу «сток»?

Тем не менее, как говорил известный в прошлом политический лидер, главное — начать. В Москве действует уже целый ряд сток-магазинов, в которых можно купить джинсы «Colins» за 295 рублей или блузку «Max Mara» за 300. Ну и что, что мужские штаны будут застегиваться на женскую сторону, а женские — наоборот. Хотя в Новосибирске такие магазины тоже есть. Только на их вывесках почему-то отсутствует слово «сток».

У американцев, между прочим, есть одно очень хорошее качество: позиция невмешательства, даже намеком, в вопросы имиджа и внешнего вида другого человека. Это считается элементом культуры. Так что, дорогие земляки, если у вас нет денег на дорогие бутики, ступайте в сток-центр.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: