Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Сток не всегда значит слив

16.06.2006 00:00:00

Что такое сток-центры: магазины, где торгуют неликвидом, или возможность для небогатых людей приобрести дорогие вещи?

В Новосибирске открылся первый сток-центр. Судя по тому, что в первые дни работы магазина вавилонского столпотворения в нем не наблюдалось, напрашивается вывод: сибиряки прочно ассоциируют слово «сток» со словом «слив». На самом деле, это не так. Или, по крайней мере, не совсем так.

В США, где, собственно, зародилась культура «стоковой» торговли, сток-центр — это магазин распродаж старых брендовых коллекций.

По данным различных международных исследований, Америка является крупнейшим в мире потребителем швейцарских часов, немецких машин, бриллиантов из Сьерра-Леоне, одежды от французских модных домов и коллекций прет-а-порте известных марок. Весь этот товар везут в Штаты в огромных количествах. Владельцы брендовых бутиков обновляют свои коллекции два раза в год, ибо американцы, чей среднемесячный доход составляет больше трех тысяч долларов, не носят вещи дольше одного сезона. Это не то чтобы считается неприличным — американцы очень демократичны во всем, в том числе и в одежде. Просто не принято.

Разумеется, на прилавках остаются излишки, которые и попадают в конечном итоге в сток-центры. Скидки в «стоках» составляют до 80 процентов от первоначальной цены. Тем не менее покупатель может быть уверен, что даже за эти «копейки» он покупает фирменную вещь высокого качества.

В Европе и США сток-центры пользуются большой популярностью и занимают значительный сегмент рынка. Некоторые фирмы, такие как «Mexx», «Calvin Klein», «Sela», «Colins», «Reebok», имеют сеть своих сток-магазинов по всему миру. Небогатые американцы и европейцы покупают там одежду на все случаи жизни, состоятельные «буржуи» тоже иногда захаживают в сток-центры, чтобы купить одежду для домашней работы или поездок на пикники. Причина популярности американских сток-центров во всех слоях их общества: в заокеанских «стоках» продается совсем не то, что в наших.

— Мнение российского обывателя о том, что американцы — самые немодные, самые неряшливые, одеваются во что попало и как попало, не соответствует действительности. Это нам так кажется, когда мы видим американских туристов на Красной площади, — рассказывает управляющий магазином «Синтетика» Александр Осовский, часто бывающий в Штатах как по служебным, так и по личным делам. — На самом деле, в одежде деловых американцев существует строгий корпоративный стиль, в большинстве фирм принят офисный дресс-код. И ни один руководитель, в отличие от наших, не позволяет своим сотрудникам ходить на работу в шортах, брюках-капри или майках на лямках. Другое дело, большинство наших руководителей не имеют морального права требовать от сотрудников покупать специальную одежду для офиса на те зарплаты, что получают служащие нижнего звена. Я согласен с утверждением, что средний американец тратит на одежду 10 процентов своего дохода, а средний россиянин — 80 процентов. Но это не оттого, что американцы одеваются в барахло, а оттого, что среднемесячный доход среднего американца — 3 тысячи долларов, а у россиянина эта цифра едва достигает 300 долларов. Именно поэтому для американца кроссовки фирмы «Puma» и брюки «Mехх» — это одежда, которая продается в «стоках» и в которой он подстригает лужайку перед домом или красит любимую яхту, а для россиянина — верх крутизны, ведь на покупку таких кроссовок ему пришлось потратить 80 процентов своего заработка. В Штатах есть сток-центры, где продают качественные деловые костюмы, такие же, как в брендовом магазине, но по более низкой цене. Дело в том, что определенный процент американцев готов платить больше только за то, что покупает одежду, не выезжая за пределы своего фешенебельного района. Производитель же заинтересован в том, чтобы продать как можно больше товара, пусть по более низкой цене — все равно она выше себестоимости. Эти «стоки» пользуются наибольшей популярностью, поскольку мода на деловую одежду практически не меняется: английский костюм остается английским костюмом. При всем этом я заметил еще один парадокс: в России одежда известных фирм стоит на 8–10 процентов дороже, чем тот же самый товар в Европе или в Америке.

В России, к сожалению, часто бывает так, что недобросовестные продавцы скупают одежду в европейских сток-центрах и продают ее, выдавая за новые коллекции. Новосибирск — не исключение. Цены в 2–3 тысячи за брюки и 3–5 тысяч за курточку — вовсе не гарантия того, что вы покупаете действительно актуальную вещь, а не устаревшее барахло, единственное достоинство которого — наличие всемирно известного лейбла. При взгляде на товар в некоторых новосибирских бутиках возникает ощущение, что все это, только купленное на китайской барахолке, носили лет пять назад.

Новосибирский сток-центр, к сожалению, пока не соответствует своему классическому предназначению — брендовых вещей там нет. На этикетках в графе «производитель» главным образом значится все тот же Китай, хотя есть вещи и от европейских производителей. Цены? Как на барахолке: джинсы — 400–500 рублей, куртки — от 300 до 1000, простенькие летние майки — 200–300. Впрочем, в рядах китайского ширпотреба автор этих строк приметила вполне приличную французскую юбочку за 390 рублей («всего 10 евро!!!» — значилось на ценнике в качестве рекламной завлекаловки) и несколько брюк довольно оригинального фасона, производителем которых тоже значилась Франция. Возможно, конечно, что эта Франция расположена в каком-нибудь новосибирском швейном цехе. Впрочем, не будем думать плохо.

Так или иначе, сток-центр лучше секонд-хенда. В «стоке» вещи, по крайней мере, новые, и там, по крайней мере, все без обмана — устаревший ширпотреб не выдают за супермодные фирменные шмотки. Как говорят украинцы: бачат глазки, шо ручки мают. Ну, а то, что уличные барахолки нашего города помещают в торговые павильоны, где нет дождя и слякоти, зато есть хоть какая-то гарантия качества, поскольку продавцы выдают чеки, и хоть какая-то защита от карманных воров и игровых мошенников, так как на входах дежурят охранники, — это тоже хорошо.

По мнению Александра Осовского, культура стоковой торговли в России в целом, и в Новосибирске в частности, разовьется тогда, когда у нас сформируется общество потребления, такое же, как в Америке. Пока же рассчитывать на открытие брендовых сток-центров нам вряд ли стоит: во-первых, качественную и модную импортную одежду в новосибирских магазинах раскупают практически без остатка. Во-вторых, сегодняшний новосибирский потребитель не столь подкован, чтобы отличить вещь прошлого сезона от последней модели, и готов платить за то и за другое одинаково. В этом случае зачем продавцу «сток»?

Тем не менее, как говорил известный в прошлом политический лидер, главное — начать. В Москве действует уже целый ряд сток-магазинов, в которых можно купить джинсы «Colins» за 295 рублей или блузку «Max Mara» за 300. Ну и что, что мужские штаны будут застегиваться на женскую сторону, а женские — наоборот. Хотя в Новосибирске такие магазины тоже есть. Только на их вывесках почему-то отсутствует слово «сток».

У американцев, между прочим, есть одно очень хорошее качество: позиция невмешательства, даже намеком, в вопросы имиджа и внешнего вида другого человека. Это считается элементом культуры. Так что, дорогие земляки, если у вас нет денег на дорогие бутики, ступайте в сток-центр.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Рыбак Антон Курдюмов похвастался трофейным уловом. Мужчине удалось поймать восьмикилограммового сазана.


13.05.2021 НАУКА
В прошлом году кровопийц в регионе было немного. Энтомолог, старший научный сотрудник лаборатории паталогии насекомых Института систематики и экологии животных СО РАН Юрий Юрченко рассказал VN.ru о предстоящем «комарином» сезоне.  
Количество бюджетных мест  в вузах Новосибирской области выросло почти на 8 сотен. В следующем учебном году оно составит 14 тысяч 847 мест. Об этом на встрече с журналистами 18 мая рассказал министр образования региона Сергей Федорчук.