Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

С учёным не пошпоришь!

2006-07-06

Новосибирский ученый, доктор философских наук Юрий Ивонин написал «Трактат о шпаргалках»

Юрий Ивонин, доктор философских наук, профессор, директор Института международных отношений и права НГУиУ. В силу широты интересов Юрий Перфильевич однажды заинтересовался шпаргалками (в смысле идеологией и методологией). Плод интереса и выразился в довольно объемном полушутливом трактате, отдельные тезисы которого мы решили опубликовать в преддверии вступительных экзаменов в вузы

Свобода — это право на несовершенство
(Николай Бердяев)

Определение. Шпаргалка — совокупность средств, содержащих материал сдаваемого учебного курса в форме, пригодной для конфиденциального использования во время зачета или экзамена.

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Это определение нуждается в пояснении. Я сознательно упомянул о конфиденциальности, а не противозаконности шпаргалок, поскольку не нашел в законодательстве ни запрета на ее использование, ни даже упоминания о ней.

Означает ли это, что к использованию шпаргалки применимо правило «что не запрещено, то разрешено», а преподаватель, преследующий пользователей шпаргалок, превышает свои полномочия?

Здравый смысл и руководящие указания властей позволяют утверждать противозаконность шпаргалки, а значит, с репрессиями всё в порядке.

Именно в этой ситуации как никогда актуально применение усиленной формулы Максима Горького — Генриха Ягоды: «Если враг обнаружен, его уничтожают».

Социология шпаргалки

Исследование шпаргалки зависит от его принципа (подхода). Сложилось два: аксиологический (ценностный) и социологический (ценностно-нейтральный).

Сам автор придерживается мнения, что массовые процессы не есть продукт произвола, а представляют собой необходимую составляющую общества. Эта точка зрения присутствует в науке и обычно называется «концепцией скрытой рациональности», но она находит поддержку в поэтической («если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно») и народной («нет дыма без огня») мудрости. Как это ни покажется странным, но использование шпаргалок столь же необходимо для учебного процесса, как и борьба с ними.

Написание шпаргалки — это заявка на серьезное отношение к учебе, демонстрация мотивации к учебе в экстремальной ситуации повышенного риска для воспроизводства себя как студента.

Общеизвестно, что студенту для подготовки к экзамену не хватает одной ночи. Доведение каши в голове до состояния упорядоченной системы знаний часто происходит в следующее мгновение после того, как студент выходит с оценкой из экзаменационной аудитории.

Таким образом, использование шпаргалок — это управление рисками в учебном процессе, сведение таковых до приемлемого уровня.

Итак, шпаргалка — это способ воспроизводства студента как агента образовательного процесса.

Шпаргалка не нужна, если студент должен показать не репродуктивные, а креативные (творческие) способности как итог своего обучения — пишет эссе, а не отвечает по билетам. Шпаргалка бессмысленна в случае компьютерного тестирования с фиксированным интервалом смены тестовых заданий.

Можно без преувеличения сказать, что шпаргалка — пережиток докапиталистического прошлого системы российского образования. По единодушному впечатлению тех, кто посещал западные университеты, там студенты не списывают.

В тамошних университетах большинство обитателей — павлики морозовы. Они не сочтут предательством «сдачу» шпаргальщика факультетскому начальству. Студенты ревниво следят за успехами друг друга, т. к. от их рейтинга (суммы баллов за предметы) зависит предложение работодателей, престижность будущего места работы.

В России всего этого нет. Первоначальный карьерный рост выпускника зависит не столько от рейтинга, сколько от возможностей родителей, их связей и знакомств. Вот почему на Руси терпимое отношение к шпаргальщикам. Здесь лишь одинокая трагическая фигура преподавателя противостоит этому всеобщему надувательству.

Откуда берутся шпаргалки?

Шпаргалка есть логическое продолжение добросовестной подготовки к экзамену.

Недобросовестный студент шпаргалку не создаст.

Создание шпаргалки включает в себя логически-познавательные и художественно-ремесленные действия.

Написание шпаргалки — это преодоление информационной избыточности конспекта лекций. Шпаргалка — это компактификация знаковых средств учебного материала, попросту — преобразование одного текста в другой, менее громоздкий. Компьютерные технологии, изменение размеров шрифтов и прочие игры с форматированием текста позволяют «упаковывать» в маленькие листочки такое количество информации, которое невозможно при создании шпаргалки вручную.

Мало сформировать содержание шпаргалки, надо ее оформить. Оформление шпаргалки — действие индивидуальное, штучное. Каждый мастер создает шпаргалку «под себя», подыскивая материал, цвет чернил, шрифт, размер и т. д. Главный индивидуализирующий фактор — это острота зрения. В этом смысле физиология студента может сильно влиять на эргономические свойства шпаргалки.

Однако есть общие параметры этого изделия, не зависящие от индивидуальности автора. Эти параметры подчинены требованию конфиденциальности.

1. Компактность. Шпаргалка не должна оттопыривать карман или придавать необычный вид иным средствам доставки ее в аудиторию.

2. Маскируемость. Шпаргалка должна сливаться с интерьером аудитории. Еще никто не писал шпаргалок на красных или зеленых листках.

3. Извлекаемость и заметаемость. Шпаргалка должна свободно появляться и исчезать в случае опасности и по окончании подготовки к ответу. Попасться со шпаргалкой или демонстративно оставить ее — дурной тон.

4. Читаемость. Изделие должно читаться под любым углом и в любом самом неудобном положении, например, в складках юбки или между штанинами брюк.

Классификация шпаргалок

1. По особенностям получения и формам собственности:

1.1. Свои. 1.2. Заемные. 1.3. Купленные.

2. По степени обработанности содержания:

2.1. Артефакт. 2.2. Разодранный конспект. 2.3. Разодранный учебник.

3. По типу форматирования материала:

3.1. Малоформатные изделия (классический вариант). 3.2. «Бомба». Это заранее написанные, развернутые ответы на листах, предлагаемых экзаменатором для подготовки ответа в аудитории после получения билета. Как правило, это листы формата А4 из старых курсовых работ, на чистой стороне которых подозрительный экзаменатор ставит личную подпись или печати деканата.

4. По полноте изложения материала: 4.1 Полные (включают все экзаменационные вопросы). 4.2. Демоверсии, содержащие ответы на несколько сложных вопросов.

5. По материалу носителя:

5.1. Бумажные (классический вариант). 5.2. Соматические (шпаргалка нанесена на тело, например, ладонь, запястье). 5.3. Звуковые (коллеги бубнят вам на ухо ответ). 5.4. Предметы двойного назначения («Левша-предметы»). Их изготовление требует особого мастерства, и потому они обычно еще и произведения искусства. Такова шариковая ручка, на поверхности которой наносят (обычно иглой) математические формулы. 5.5. Технические (располагаются на электронных приборах) — пейджер, мобильный телефон и смартфон, карманный персональный компьютер.

Использование шпаргалки

Мало изготовить шпаргалку, важно ее пронести и достать.

Как дорогостоящая кукла Барби, шпаргалка требует множества аксессуаров.

1. Одежда. Для мужчин — костюм-тройка, даже в летнюю жару. Неудобства компенсируются обилием карманов. Идеален костюм на размер больше носимого. Для дам — длинная юбка со складками. Желателен бабушкин свитер «кенгуру» с гигантским сквозным карманом, но сгодится и клубный пиджак.

2. Головной убор (зимой). Лучше всего — объемное, высокое и меховое. Складывается на парту перед собой и ограничивает экзаменатору обзор вашего рабочего места.

3. Черные очки, футляр для очков, сумка дамская, сумочка геев. Размещаются так же, как шапки, при совместном использовании увеличивают маскирующий эффект.

4. Носовые платки. Их должно быть много. Хорошо подходят для хранения шпаргалок на столе.

6. Обувь. Требования к ней минимальны; она не должна быть слишком высокой и узкой (извлечение шпаргалок из таких сапог может привести к неестественному изгибу фигуры и перемещению значительной части тела под парту, что будет выглядеть неестественно). Для шпаргалки типа 2.3 подходят валенки, но они крайне коварный инструмент транспортировки, поскольку изделие обычно проваливается на самый низ по скользкой внутренней поверхности.

7. Галстук (идеальное хранение шпаргалки, свернутой в рулон и разворачиваемой при помощи резинки).

8. Специальное нижнее белье. Одно из самых удобных и безопасных (в смысле посягательств преподавателя) мест для хранения.

Извлечение шпаргалки

Эта ответственная часть операции проводится в момент ослабления бдительности экзаменатора. Легче всего тем счастливчикам, которые располагаются сбоку от него и пользуются естественной ограниченностью бокового зрения. Для тех, кому повезло меньше и они разместились прямо против преподавателя, важна правильная геометрия посадки. Обычно используется технология рассадки «лицо в лицо, затылок в затылок». Это ограничивает его обзор.

Использование шпаргалки сродни входу дрессировщика в клетку с тиграми. Это опасно и непредсказуемо. Важны интуиция, актерские данные, спортивный азарт, склонность к риску и умение действовать на опережение. Начало списывания сопровождается, как правило, имитацией бурной умственной деятельности. Шпаргальщик морщит лоб, время от времени поднимая к потолку глаза, что-то шепчет, якобы вспоминая.

Компьютеризированный вариант — это применение шпаргалки с помощью электронных устройств непосредственно в аудитории.

Всё начиналось с пейджеров. Например, несколько лет назад был популярен 8-строчный пейджер, желательно Filips, на который мастер загодя сбрасывал материал по электронной почте.

Сейчас электронное оборудование становится и более изощренным, и более удобным. Осваиваются карманные компьютеры. Они удобны, но обладают демаскирующим признаком — издают слишком громкие и характерные звуки при нажатии клавиш.

До недавнего времени использование мобильного телефона было затруднено ввиду демаскирующего признака — тянущегося от уха шнура гарнитуры. Однако уже в январе 2004 года я наблюдал изрядное количество студентов (преимущественно девушек), перешедших на использование передовой (т. е. беспроводной) технологии bluetooth. Огромное преимущество «голубого зуба» в том, что приемно-передающее устройство не имеет предательских проводков и его можно скрыто поместить в ушной раковине. Правда, пользоваться этим устройством могут преимущественно девушки, так как у кавалеров часто нет волос такой длины, чтобы замаскировать в оных приемно-передающий модуль.

«Голубой зуб» — не общедоступная беспонтовая звонилка, а солидный бизнес-сотик за столь же солидную цену. Сюда следует прибавить и оплату трафика за несколько минут. Так что шпаргалка выйдет дороговатая. Помимо финансового бремени, мобильник-шпаргалка требует работы в команде: нужен оператор-диктовальщик.

Телефон может быть использован и в режиме радиомолчания. Важно только добиться беспрепятственного нахождения устройства на парте. Нужен телефон со сравнительно большим экраном, памятью и программкой Java. Способ трудоемкий, поскольку требует переработку компьютерной версии шпаргалки в указанной программной среде почти «вручную».

Всё большую популярность приобретают смартфоны, сглаживающие различия мобильника и КПК и не требующие обращения к Java. Смартфон наиболее удобен как носитель шпаргалки.

Ценность шпаргалки

Реальная ценность шпаргалки не столько информационная, сколько предохранительно-релаксационная и мнемоническая. Ситуация со шпаргалками примерно такая, как в фильме «Место встречи изменить нельзя»: «Зачем тебе сберкнижка?» — «Она мне душу согреет, когда я с вами в подвал полезу». Очень часто студент не использует шпаргалку до конца. Беглый взгляд на краешек шпаргалки «оживляет» память, и шпаргалка становится ненужной для сдачи экзамена. Об этом эффекте шпаргалки мне часто говорили выпускники.

Приемы борьбы со шпаргалкой

Приемы борьбы со шпаргалками различаются по последствиям для настигнутых «шпаргальщиков».

1. Барско-либеральный. «Кто подготовил полный комплект качественных шпаргалок, подходите, я сразу ставлю четверку, шпоры получите после сессии». В мире компьютерных технологий такой прием сработает только на экзамене в одной группе.

2. Либерально-иронический. «Списывайте, списывайте! Я все вижу. Буду задавать дополнительные вопросы». Такой прием основан на главном принципе экзамена: «Нет студента, которому нельзя будет поставить двойку».

3. Превентивный. Экзаменатор время от времени проходит между столами, не допуская списывания.

4. Конфискационный. Экзаменатор изымает шпаргалки у студентов.

5. Конфискационно-назидательный. Экзаменатор изымает шпаргалку, произносит по этому поводу назидательный спич и заменяет экзаменационный билет у неудачника.

6. Репрессивный. Экзаменатор изымает шпаргалку и ставит неудовлетворительную оценку.

Мораль, или resume

Принятый в «Трактате» исследовательский подход позволяет доказать, что и шпаргальный процесс на Руси подчиняется правилу «хотели как лучше, получилось как всегда» (рафинированно-европейский аналог — «благими пожеланиями вымощена дорога в ад»): мотивация шпаргальщика безупречна — он хочет остаться студентом, цель — уже сомнительна (сдача экзамена с меньшим объемом запоминания и уяснения материала без снижения оценки), средства — совсем недопустимые.

Использование шпаргалок — дело малопочтенное, конфликтное, портящее нервы как студенту, так и преподавателю, а также угрожающее академической карьере студента. Оно не должно оставаться безнаказанным, но и не должно становиться предметом надрывного морализирования и причитания и тем более превращаться в преследование на переэкзаменовке. Как никогда уместна рекомендация: «Осуди грех и прости грешника».

В целом же, шпаргаление — подчеркнем еще раз — процесс социальный, а не индивидуальный, и потому противодействие ему должно носить институциональный характер — т.е. необходимо сделать шпаргалку ненужной для выживания студента. Будем помнить совет М. Е.Салтыкова-Щедрина: «Внедряй просвещение с возможно меньшим пролитием крови».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Непростая, но контролируемая ситуация наблюдается в России в условиях пандемии COVID-19. Количество новых случаев заболевания растет, нагрузка на медиков сохраняется, а в отдельных регионах возрастает. В этих реалиях выплаты врачам и медицинскому персоналу должны быть сохранены, заявил Президент России Владимир Путин 18 ноября в эфире телеканала «Россия 24».

Добровольцы начали доставлять льготные лекарства пациентам из группы риска в Новосибирске - пожилым людям и тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в поликлинику.
Фуд-корты, детские площадки и кинотеатры в торговых центрах попали под ограничительные меры с 16 ноября. Общепиту две недели можно работать лишь навынос. Новосибирцы стараются обхитрить систему и едят гамбургеры по углам, отворачиваясь от охранников. На самом большом фуд-корте в «Меге» посетители продолжают обедать за столиками некоторых ресторанов.
Наряду с обеспечением населения медикаментами в центре внимания и продовольственная безопасность. В правительстве региона обсудили, как помочь оптовым и розничным продуктовым рынкам в Новосибирске - они оказались в трудной ситуации из-за пандемии.
На дистанционное обучение с понедельника, 16 ноября, перешли 40% школьников региона или 140 тысяч учащихся. У многих из них возникают проблемы организационного и технического плана, а кто-то за три дня дистанционки успел получить двойку - за неподключение. Министр образования региона заявил, что так оценивать успеваемость сейчас недопустимо.
Пимокатный двор появился в Новосибирске. Открыл его умелец, который больше десятка лет делает обувь из шерсти, без каких-либо механизмов. Корреспонденты ОТС узнали, сколько времени мастер тратит на одну пару и почему носит повязку на голове.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^