Новосибирск 4.9 °C

Вперед в прошлое. Под звуки лютни и клавесина

21.07.2006 00:00:00

Музыканты подготовили не просто концерт, а шоу, воссоздающее атмосферу целой эпохи

В воскресенье ансамбль ранней музыки «INSULA MAGICA» совместно со студией исторического танца «MEDIEVAL» представит городу новую музыкально-театральную программу с названием «Летнее Ренессанс-шоу».

Пора летних отпусков создает естественную паузу в работе театров и концертных организаций. Тем заметнее каждая музыкальная или театральная программа, подготовленная в это время. Особенно если это не просто концерт, а шоу, воссоздающее атмосферу целой эпохи. На этот раз будет представлена эпоха Ренессанса. Звуки клавесина, лютни, виолы да гамба, старинных духовых и ударных инструментов перенесут зрителя во времена дам в кринолинах и галантных кавалеров, исполняющих непривычные для нас песни и диковинные танцы. Среди авторов: блистательный Джон Доулент — обладатель высшего для своего времени титула «Орфей» или несравненный Уильям Берд, сочинения которого с большим удовольствием исполняла сама королева Елизавета. А также испанский исполнитель на виоле и теоретик музыки Ортис, придворные лютнисты Каттинг и Феррабоско, учителя танцев Арбо и Плейфорд… Вокальные жанры эпохи будут представлены французскими ариями, итальянскими и английскими мадригалами, фроттолами, моресками и лютневыми песнями самого разного содержания.

Ансамбль «INSULA MAGICA» проповедует так называемое аутентичное направление в исполнении ранней музыки: музыканты стараются играть старинную музыку так, как она задумывалась и звучала во времена ее создателей, используя старинные инструменты — точные копии тех, что существовали в Европе времен Средневековья, Ренессанса или Барокко.

Музыканты ансамбля у старинного клавесина

Источники, по которым создаются эти копии, — самые разные. Это могут быть музейные экспонаты, трактаты, иконография или произведения художников разных эпох. В этом смысле картины — пособие вполне надежное. Писавшие их живописцы были, как правило, не только непревзойденными мастерами изобразительного искусства, но и великолепными музыкантами и поэтами, поэтому изображали предмет с доскональным знанием дела. К приобретению нового инструмента музыканты, бывает, идут годами — ищут мастера, определяются по цене. Точную копию двухмануального клавесина ХVIII века работы французского мастера Таскена, например, создал хранитель секретов знаменитой фламандской династии Рюккерсов — Фрэд Беттенхаузен. А точную копию тиорбы (разновидность лютни только больших размеров) музыканты получили из Швеции от Карла Ларсена. Есть замечательные мастера, владеющие этим уникальным искусством и у нас — среди них петербургский умелец Михаил Федченко или известный мастер Александр Батов (реставратор музеев истории музыкальных инструментов Москвы и Петербурга), с которым музыканты сотрудничали много лет…

В настоящее время коллекции старинных инструментов, исторических костюмов и уникального нотного материала ансамбля столь богаты, что «INSULA MAGICA» превратилась в живой музей старинного искусства. Технику игры на аутентичных инструментах музыканты осваивают в сотрудничестве с целым рядом профессоров Западной Европы, а стажировку проходят в Италии, Англии и Швеции под руководством крупнейших специалистов в области ранней музыки….

— Однако старинные музыкальные инструменты — это лишь внешняя сторона жизни музыки, — говорит художественный руководитель ансамбля Аркадий Бурханов. — Есть еще вопрос ее внутреннего духовного освоения, постижение глубинной сути, что гораздо важнее…

Конечно, многое из того, что составляло суть жизни человека эпохи Ренессанса, Средневековья или более раннего времени, нам в полной мере недоступно. Музыка тогда была частью религиозного культа и наделялась определенными функциями. И, тем не менее, при всей разнице мировоззрений, человека тогдашнего и нынешнего роднит очень многое. И, пытаясь максимально приблизиться, прочувствовать и понять, чем жил человек тогда, чему поклонялся, о чем молился и к кому взывал, мы тем самым получаем возможность лучше понять себя сегодняшних.

И, вникнув во всю эту философию, уже не задаешь вопроса, почему ансамбль назван «Волшебный остров» (так переводится «Insula Маgiса» с латыни). «Остров» — потому что музыканты творчески существуют в некотором изолированном, островном пространстве — свободном от ряда «материковых» проявлений — концертной практики современности. Кроме того, Бурханов убежден, что, только создав для себя неприкосновенный маленький островок личной жизни, духовных ценностей, куда бы человек приходил, как к себе домой, снимая будничные тяготы и оставляя их у порога, — можно выжить и выстоять в серой обыденности будней.

— Для нас таким островком является наша музыка, — говорит он, — и мы помогаем найти этот заветный «волшебный остров» всем, кто приходит к нам на концерты…

А остров «волшебный» — потому что рождение музыкального звука, вдыхание жизни в «мертвые звуки» — это всегда таинство. И разве не волшебство та машина времени, на которой постоянно путешествуют музыканты, перемещая своего зрителя «вперед в прошлое», вопреки категоричному утверждению скептиков, что «нельзя дважды войти в одну и ту же воду»?..

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: