Музыканты подготовили не просто концерт, а шоу, воссоздающее атмосферу целой эпохи
В воскресенье ансамбль ранней музыки «INSULA MAGICA» совместно со студией исторического танца «MEDIEVAL» представит городу новую
Пора летних отпусков создает естественную паузу в работе театров и концертных организаций. Тем заметнее каждая музыкальная или театральная программа, подготовленная в это время. Особенно если это не просто концерт, а шоу, воссоздающее атмосферу целой эпохи. На этот раз будет представлена эпоха Ренессанса. Звуки клавесина, лютни, виолы да гамба, старинных духовых и ударных инструментов перенесут зрителя во времена дам в кринолинах и галантных кавалеров, исполняющих непривычные для нас песни и диковинные танцы. Среди авторов: блистательный Джон Доулент обладатель высшего для своего времени титула «Орфей» или несравненный Уильям Берд, сочинения которого с большим удовольствием исполняла сама королева Елизавета. А также испанский исполнитель на виоле и теоретик музыки Ортис, придворные лютнисты Каттинг и Феррабоско, учителя танцев Арбо и Плейфорд Вокальные жанры эпохи будут представлены французскими ариями, итальянскими и английскими мадригалами, фроттолами, моресками и лютневыми песнями самого разного содержания.
Ансамбль «INSULA MAGICA» проповедует так называемое аутентичное направление в исполнении ранней музыки: музыканты стараются играть старинную музыку так, как она задумывалась и звучала во времена ее создателей, используя старинные инструменты точные копии тех, что существовали в Европе времен Средневековья, Ренессанса или Барокко.
Музыканты ансамбля у старинного клавесина |
Источники, по которым создаются эти копии, самые разные. Это могут быть музейные экспонаты, трактаты, иконография или произведения художников разных эпох. В этом смысле картины пособие вполне надежное. Писавшие их живописцы были, как правило, не только непревзойденными мастерами изобразительного искусства, но и великолепными музыкантами и поэтами, поэтому изображали предмет с доскональным знанием дела. К приобретению нового инструмента музыканты, бывает, идут годами ищут мастера, определяются по цене. Точную копию двухмануального клавесина ХVIII века работы французского мастера Таскена, например, создал хранитель секретов знаменитой фламандской династии Рюккерсов Фрэд Беттенхаузен. А точную копию тиорбы (разновидность лютни только больших размеров) музыканты получили из Швеции от Карла Ларсена. Есть замечательные мастера, владеющие этим уникальным искусством и у нас среди них петербургский умелец Михаил Федченко или известный мастер Александр Батов (реставратор музеев истории музыкальных инструментов Москвы и Петербурга), с которым музыканты сотрудничали много лет
В настоящее время коллекции старинных инструментов, исторических костюмов и уникального нотного материала ансамбля столь богаты, что «INSULA MAGICA» превратилась в живой музей старинного искусства. Технику игры на аутентичных инструментах музыканты осваивают в сотрудничестве с целым рядом профессоров Западной Европы, а стажировку проходят в Италии, Англии и Швеции под руководством крупнейших специалистов в области ранней музыки .
Однако старинные музыкальные инструменты это лишь внешняя сторона жизни музыки, говорит художественный руководитель ансамбля Аркадий Бурханов. Есть еще вопрос ее внутреннего духовного освоения, постижение глубинной сути, что гораздо важнее
Конечно, многое из того, что составляло суть жизни человека эпохи Ренессанса, Средневековья или более раннего времени, нам в полной мере недоступно. Музыка тогда была частью религиозного культа и наделялась определенными функциями. И, тем не менее, при всей разнице мировоззрений, человека тогдашнего и нынешнего роднит очень многое. И, пытаясь максимально приблизиться, прочувствовать и понять, чем жил человек тогда, чему поклонялся, о чем молился и к кому взывал, мы тем самым получаем возможность лучше понять себя сегодняшних.
И, вникнув во всю эту философию, уже не задаешь вопроса, почему ансамбль назван «Волшебный остров» (так переводится «Insula Маgiса» с латыни). «Остров» потому что музыканты творчески существуют в некотором изолированном, островном пространстве свободном от ряда «материковых» проявлений концертной практики современности. Кроме того, Бурханов убежден, что, только создав для себя неприкосновенный маленький островок личной жизни, духовных ценностей, куда бы человек приходил, как к себе домой, снимая будничные тяготы и оставляя их у порога, можно выжить и выстоять в серой обыденности будней.
Для нас таким островком является наша музыка, говорит он, и мы помогаем найти этот заветный «волшебный остров» всем, кто приходит к нам на концерты
А остров «волшебный» потому что рождение музыкального звука, вдыхание жизни в «мертвые звуки» это всегда таинство. И разве не волшебство та машина времени, на которой постоянно путешествуют музыканты, перемещая своего зрителя «вперед в прошлое», вопреки категоричному утверждению скептиков, что «нельзя дважды войти в одну и ту же воду»?..