Календарная дата: завтра День Нептуна
Было бы желание, а праздник всегда найдется. Наверное, так и появился День Нептуна: не все же морские офицеры, которые в этот же день отмечают свой праздник, а погулять хочется всем. Тем более что Нептун божество серьезное, покровитель и властелин всех источников и рек. Древние римляне так и считали: если что случится с судном или людьми на воде Нептун разгневался. Произошло ли крушение или по неизвестной причине корабль не вернулся из плавания одному Нептуну известно
И если верить древним,
Фото Владимира ПОЛЯКОВА |
Но у каждой тайны есть разгадка. А Сергей Иванович Поспелов, выросший, можно сказать, на реке и в свои девяносто лет заведующий музеем Новосибирского речного училища, уверен, что всем трагедиям на воде одно объяснение: либо халатность людей, либо несовершенство техники. И только
Мало кто знает, что недра сибирской реки Обь хранят множество легенд о пароходах, не вернувшихся из плавания, о речных пожарах и потопах
Заведующий музеем Новосибирского речного училища Сергей Иванович Поспелов ему сейчас за 90 лет до сих пор помнит все подробности речной навигации
В музее речного училища собраны уникальные экспонаты, модели и макеты судов, сделанные Сергеем Ивановичем и его помощниками. Поспелов собирает их более
Сергей Иванович с удивлением узнал от корреспондентов «ВН», что сегодня отмечается праздник Нептуна. Для него более важно другое событие День
Мой отец до революции был урядником, рассказал он, и в 1921 году советская власть заставила папу с его семьей перебраться сначала в Омск, а затем в Новониколаевск. Я был сыном репрессированного, но это не помешало мне заняться делом, которое я любил и люблю. Корабли, пароходы и вообще все, что связано с водой, притягивало меня с детства. Я был свидетелем многих морских сражений и неоднократно наблюдал гибель судов. Нептун, насколько я помню, хозяин водной стихии, бог, а значит, постоянно нуждается в жертвоприношениях, и, поверьте, он их немало получил. Я хоть не сторонник римской или греческой мифологий, но считаю,
По словам Сергея Ивановича, новосибирская река хранит много тайн о различных кораблекрушениях от дореволюционных времен до наших дней. Он может в подробностях рассказать о самом трагическом в истории Оби событии, произошедшем в ночь с 9 на 10 мая 1920 года под нашим железнодорожным мостом. Он считает, что это кораблекрушение очень напоминает трагедию знаменитого «Титаника».
Пароход «Совнарком» отправился рано утром из Барнаула в Новониколаевск. Это был корабль, построенный за рубежом в конце XIX века. Прежде он принадлежал иностранной компании, а затем его приобрела барнаульская предпринимательница Евдокия Мельникова владелица самой крупной в Сибири пароходной компании, которая имела десять огромных судов и шесть барж. После революции ее имущество было национализировано, и пароход, прежде называвшийся «Братья Мельниковы», получил новое имя «Совнарком».
Как оказалось, первый рейс парохода под новым советским именем стал последним. Майская ночь была темной, и, чтобы не рисковать жизнью пассажиров, экипаж корабля принял решение заночевать в Бердске. Однако на борту находились вооруженные люди (был разгар гражданской войны), которые спешили в Новониколаевск и под угрозой расправы заставили экипаж продолжить рейс. В половине второго часа ночи с 9 на 10 мая пароход подошел к железнодорожному мосту через Обь. Капитан сбавил ход, выслал на бак впередсмотрящего и приказал убрать с палубы пассажиров, которые уже начали готовиться к высадке. Мост был освещен несколькими белыми и одной красной лампочкой.
Ситуация с огнями была абсурдной, комментирует событие Сергей Иванович. Железнодорожники считали, что за судовыми огнями должны следить речники, а те в свою очередь полагали, что раз мост железнодорожный, то до него им дела нет. Неожиданно в кромешной тьме перед носом судна возникла каменная стена «быка» четвертой опоры моста, над которой горел манящий свет. Переложив руль, капитан попытался смягчить удар. Но «Совнарком»
В результате у «Совнаркома», как и у погибшего десятилетием ранее «Титаника», образовалась огромная пробоина. В нее хлынула вода, которая начала заливать машину, отчего корабль лишился хода. Затем произошел взрыв котла, и корпус корабля развалился пополам. «Совнарком» погрузился под воду буквально в течение пяти минут после столкновения в 500 метрах ниже моста, в 200 метрах от правого берега.
При ударе об опору моста снесло верхнюю палубу. Большинство из тех, кому удалось спастись, находились именно там. Деревянная палуба не затонула, поплыла дальше вниз по течению, медленно рассыпаясь на части.
Часовые, находившиеся на мосту и видевшие весь кошмар кораблекрушения, начали стрелять. После этого с пристани для спасения людей направились пароходы «Богатырь» и «Новониколаевск». В пяти километрах ниже места аварии удалось выловить самый крупный обломок верхней палубы. На нем спаслись в общей сложности около 30 пассажиров и членов экипажа, среди них капитан судна и его помощник. Потом в районе села Мочище поймали еще один крупный фрагмент палубы, на котором находилось до 20 человек. Некоторые из них были уже мертвы. Более мелкие обломки с отдельными окоченевшими пассажирами обнаруживали уже поутру. Некоторых людей доставали из ледяной вешней воды близ села Почта, в 60 километрах ниже Новониколаевска.
По неполным данным, из 400 человек, находившихся на борту «Совнаркома», удалось спасти в лучшем случае лишь около сотни.
Первым делом после крушения подняли со дна двигатели и паровые машины, которые можно было отремонтировать и пустить в эксплуатацию на других пароходах, говорит Сергей Поспелов. Сам же корпус совнаркомовского парохода еще много лет виднелся под злосчастным мостом, мешая другим судам. Удалось поднять наверх разрушенный котел, пианино и некоторые бытовые предметы.
После ввода в строй в конце
Столкновение с мостом единичный случай в истории кораблекрушений на Оби. Большинство трагедий происходили
Несмотря на то, что сегодня никто в Новосибирске конкретно не занимается поиском и поднятием из глубин Оби затонувших некогда судов и лодок, на дне нашей реки почти не осталось остовов крупных пароходов или теплоходов. Как рассказал Сергей Поспелов, самые распространенные обские «Титаники» это обычные рыбачьи лодки, изредка моторные лодки. Есть, правда, одно большое судно, которое до сих пор покоится на дне нашей реки: чуть выше села Колпашево в Новосибирской области
А что касается причастности богов или темных сил к пожарам и кораблекрушениям, то Сергей Иванович относится к этой версии скептически. Хотя некая закономерность
Вот тут и бог, и царь, говорит он, поднося палец к голове. А если там пусто, то и пенять ни на кого не надо