Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Решение принято: Новосибирск переходит на электронный проездной

2006-07-29

Сначала, с 1 августа, все желающие смогут купить транспортную карту, которая заменит общегражданские бумажные проездные, а с 1 января будущего года пенсионеры и другие категории льготников смогут ездить в транспорте по социальной карте. Об этом говорится в Постановлении мэрии Новосибирска N 716 от 26.06.2006 «О внедрении в городе Новосибирске автоматизированной системы учёта и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте«.

Что это такое?

Электронный проездной — это бесконтактная пластиковая карта с микропроцессором — чипом. Она позволяет учитывать каждую поездку с привязкой ко времени, маршруту, конкретному транспортному средству (автобусу, троллейбусу, трамваю, метро и т.д.). В социальных картах учитываются ещё категория льгот и конкретный владелец карты. Иначе говоря, транспортная карта анонимна, по ней может ездить хоть вся семья по очереди, по социальной сможет ездить только владелец. Транспортная карта устроена как электронный кошелёк: на неё вносится определённая сумма, с которой каждый раз списывается стоимость поездки. Социальная карта просто считает совершённые поездки, лимита на количество поездок нет.

Как она работает?

Вы прикладываете карту на 2–3 секунды к считывающему устройству, находящемуся у кондуктора, он нажимает кнопку, раздаётся сигнал — поездка оплачена. Ещё вы можете посмотреть остаток на карте. В метро порядок работы с картами не меняется. В наземных транспортных средствах кондуктор по окончании работы привозит считывающее устройство в парк, его подсоединяют к компьютеру и считывают информацию о произведённых владельцами карт поездках. Эта информация сначала поступает в процессинговый центр, где обрабатывается, и дальше идёт по разным адресам. Во-первых, она идёт в транспортную организацию (автобусный парк, трамвайное депо и т.д.), во-вторых, она идёт в транспортное управление мэрии, в-третьих, она идёт в расчётные центры, где переадресуется в организации, осуществляющие платежи за совершённые поездки (банки, управление соцзащиты и др.).

Зачем это нужно мэрии?

Прежде всего, для учёта поездок. Электронные проездные позволят намного более точно, чем при обследованиях, которые проводятся раз в несколько лет, определять реальные пассажиропотоки. Причём каждодневно, с точностью до минуты, до каждого автобуса и трамвая, до каждого пассажира. В результате станет понятно, какие маршруты открыть, какие усилить, какие сократить.

Точность учёта позволит решить вторую застаревшую проблему — компенсации транспортникам за провоз льготников. Сегодня никто, кроме «Экспресс-пригорода», не может доказать, какое количество льготников провозит каждый месяц. Льготные проездные, за которые сами льготники платят по 105 рублей и столько же добавляет соцзащита, не компенсируют реальных расходов и вводят транспортные предприятия в убыток.

Наконец, устраняется сегодняшняя несправедливость: частный транспорт льготников не возит (поскольку не хочет терпеть убытки из-за отсутствия механизмов учёта). А в условиях, когда такой механизм будет существовать, у частников не будет оснований от льготников отказываться — кому помешают лишние пассажиры? — а мэрия поможет технически их учёт организовать.

Зачем это нужно транспортникам?

Они наконец начнут получать компенсации за льготников и перестанут нести от этого убытки. Кроме того, с переходом на безналичные расчёты становится прозрачнее учёт, улучшатся условия труда, повышается статус кондукторов. Опыт Челябинска, где электронные проездные действуют уже несколько лет, показывает, что доходы транспортных предприятий увеличиваются примерно на 15%.

Зачем это нужно новосибирцам?

Ясно, что пенсионеры и другие льготники смогут пользоваться частным транспортом. А что изменится для тех, кто покупает проездные или ездит за наличные?

Многим из нас по роду работы приходится постоянно мотаться по городу. В конце 90-х, если кто помнит, были единые проездные, на метро и наземные виды транспорта. Они были весьма популярны. Потом почему-то исчезли. Покупать отдельно наземные проездные и проездной на метро оказалось невыгодно, многие из нас стали ездить за наличные. Теперь единый проездной появляется снова. Чем он отличается от бумажного? Во-первых, тем, что не надо в конце каждого месяца бегать по киоскам и ждать, когда он появится. Купить и пополнить транспортную карту можно будет в любое время. Во-вторых, тем, что она будет действовать и на частном транспорте.

Что удобно, понятно: не стоять в кассу, не возиться с мелочью. А насколько это выгодно? Ведь бумажный проездной покупают обычно, рассчитывая на существенно большее число поездок, чем его номинал. А тут электронный кошелёк, и каждую поездку считают. Здесь предусмотрены скидки. Кладёте на проездной 200 рублей — скидка 5%, 400 рублей — 10%, 600 рублей — 15%.

Почему сначала транспортная карта, потом социальная?

Организационно с продажей и пополнением транспортных карт проблем никаких нет. Оснастили считывающими устройствами транспортные средства, установили устройства для пополнения карт в пунктах продажи проездных — и всё.

Другое дело — социальная карта. Это персональный документ с фотографией, фамилией, именем, отчеством, личной подписью, штрихкодом, магнитной полосой для банковских приложений и т. д. Чтобы вам её выдать, вас сфотографируют специальной камерой. Потом сделают запрос в базу данных льготников, чтобы подтвердить ваши льготы и сделать в карте метку, к какой категории льготников вы относитесь. Вашу персональную карту должны изготовить, вы в ней должны расписаться и т. д. Отчасти это напоминает процесс выдачи нынешних бумажных социальных проездных, но чуть сложнее. Поэтому процесс выдачи социальных карт предполагается организовать в максимально спокойном режиме, в течение нескольких месяцев, чтобы все, кто имеет на это право, смогли их получить. Тем более что многие сейчас на дачах или в отъезде и появятся в городе только в октябре.

Кроме того, с 1 октября начнётся выдача социальной карты студента. На ней тоже будет фотография, фамилия, имя, отчество, личная подпись, штрихкод, магнитная полоса. Фактически это будет электронный студенческий билет. Он может использоваться в пропускных системах. По нему студенты смогут ездить в транспорте с 50% скидкой. Получать скидки в столовых и профилакториях. Использовать его как электронный полис в системе обязательного медицинского страхования. Получать по нему стипендию и управлять своим банковским счётом.

Вообще-то технически всеми этими возможностями можно наделить любую транспортную карту. Но не всё сразу.

Ваши вопросы, предложения и пожелания по транспортной карте и социальной карте новосибирца вы можете прислать в редакцию «ВН» с пометкой «транспортная карта» или «социальная карта». Или на e-mail: sotccarta@yandex.ru.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
23.11.2020
Вакцинацию препаратом от коронавирусной инфекции «ЭпиВакКорона» прошли первые пять добровольцев в возрасте 60 лет и старше, сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора.
Добровольцы начали доставлять льготные лекарства пациентам из группы риска в Новосибирске - пожилым людям и тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в поликлинику.
Фуд-корты, детские площадки и кинотеатры в торговых центрах попали под ограничительные меры с 16 ноября. Общепиту две недели можно работать лишь навынос. Новосибирцы стараются обхитрить систему и едят гамбургеры по углам, отворачиваясь от охранников. На самом большом фуд-корте в «Меге» посетители продолжают обедать за столиками некоторых ресторанов.
Наряду с обеспечением населения медикаментами в центре внимания и продовольственная безопасность. В правительстве региона обсудили, как помочь оптовым и розничным продуктовым рынкам в Новосибирске - они оказались в трудной ситуации из-за пандемии.
На дистанционное обучение с понедельника, 16 ноября, перешли 40% школьников региона или 140 тысяч учащихся. У многих из них возникают проблемы организационного и технического плана, а кто-то за три дня дистанционки успел получить двойку - за неподключение. Министр образования региона заявил, что так оценивать успеваемость сейчас недопустимо.
Пимокатный двор появился в Новосибирске. Открыл его умелец, который больше десятка лет делает обувь из шерсти, без каких-либо механизмов. Корреспонденты ОТС узнали, сколько времени мастер тратит на одну пару и почему носит повязку на голове.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^