Новосибирск 9.9 °C

Турникеты «на выход» вне закона?

03.08.2006 00:00:00

Суд решил, что для того, чтобы выйти с перрона, билет не нужен

За работу на остановочных платформах для электричек, которые оборудованы турникетами, нужно давать компенсацию за вредность. «Каждый день мы выслушиваем целый поток ругани из-за того, что контролируем проход граждан в электропоезда и им приходится пересекать штанги турникетов, — говорит работник вокзала Новосибирск-Западный Валентина. — Тем более, что сейчас введено правило, по которому мы проверяем наличие билетов у всех людей, переходящих через турникеты после прибытия поезда. По-моему, это нонсенс».

Такого же мнения придерживался и Мещанский районный суд города Москвы, когда принял решение объявить турникеты «на выход» вне закона. Как сообщает «Время новостей», суд признал противоправным принудительное взимание ОАО «Российские железные дороги» 50 руб. с пассажиров электричек, не имеющих билета, за выход. Истец, председатель организации «Общественный контроль» Михаил Аншаков сказал после заседания, что суд обязал железнодорожников, пытавшихся таким образом бороться с «зайцами» в пригородных поездах, не только убрать сами турникеты, но и довести информацию о судебном решении до сведения пассажиров электричек как через средства массовой информации, так и объявлениями на специальных информационных стендах на вокзалах и непосредственно у касс «на выход».

«С этой проблемой мы бились несколько лет, — рассказал г-н Аншаков. — По законодательству пассажиром называется только тот, кто едет на транспорте. Как только человек вышел из вагона, он уже не пассажир. Неважно, как он мог попасть на перрон или на территорию вокзала, но если ему приходится преодолевать препятствия, чтобы выйти на улицу, — это уже нарушение его конституционного права на свободу передвижения». Сейчас пассажиры вынуждены сохранять билет до выхода с перрона, чтобы турникет еще раз проверил его наличие. «Но пассажир не обязан заботиться о сохранности билета! — возмущается Михаил Аншаков. — Он мог потерять его, он мог отдать приятелю, если едет не один. Сейчас же, если приятель отошел за сигаретами или отстал в толпе, пассажир уже не сможет выйти! К тому же билет представляет собой тонкий бумажный талончик, который может намокнуть под дождем, смяться в кармане, с него может стереться штрих-код, да, в конце концов, турникеты иногда «глючат» и просто эти билеты не «читают«. В результате всего этого на выходе с перрона создается давка, солидные люди перебираются через ограждение, другие толпятся у касс, опаздывают на работу и вообще теряют время и нервы».

Железнодорожники, пытаясь оправдать взимание платы за выход с перрона с безбилетников, ссылались на некую «услугу по оформлению билетов». Но этот ход оказался опрометчивым. В ОЗПП сочли, что тем самым ОАО «РЖД» навязывает пассажирам платные услуги, что противоречит ст. 16 закона «О защите прав потребителей». Кроме того, организации «Общественный контроль», действовавшей «в защиту неопределенного круга потребителей», удалось добиться того, что после вступления решения суда в законную силу в соответствии со ст. 46 закона «О защите прав потребителей» все пассажиры, когда-либо оплачивавшие «сбор за выход» (и естественно, сохранившие чек о такой оплате как доказательство), имеют право потребовать возврата с железнодорожников этих денег. При этом, по словам г-на Аншакова, пассажирам уже не потребуется доказывать в каждом конкретном случае тот факт, что взимание данной суммы нарушило его права, — ОАО «РЖД» обязано вернуть эти 50 руб. «Мы не думаем, что потребители валом повалят в суд, — уточнил Михаил Аншаков, — сумма незначительная, но такое право у них теперь есть».

Юристы ОАО «Российские железные дороги» позицию в отношении турникетов пока не объявили, по словам представителя пресс-службы транспортной компании, там «ожидают получения на руки решения суда». «Если решение вступит в законную силу, мы его будем выполнять, — сказала начальник пресс-службы ОАО «РЖД« Наталия Акафьева. — Однако скорее всего мы будем оспаривать его в кассационной инстанции». По ее словам, турникеты «на выход» начали устанавливать на конечных станциях несколько лет назад для того, чтобы люди все-таки оплачивали проезд. «Мы несем колоссальные убытки в пригородном сообщении от безбилетных пассажиров, — сказала она. — И с тех пор, как установили эти турникеты, количество «зайцев« значительно сократилось».

Действительно ли сократилось? По моим наблюдениям (а я пользуюсь электричкой ежедневно, уезжая на работу и возвращаясь домой), безбилетников следует в Новосибирск и обратно немало. И любому «завсегдатаю» электричек известна масса способов избежать встречи с ревизорами. Так что турникеты и ограждения — очень красивые и очень дорогие — вряд ли могут служить надежной преградой «зайцам».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: