Новосибирск 4.3 °C

Слово — читателю от 03.08.2006

03.08.2006 00:00:00

Вопросов больше, чем ответов

Предлагаемый сторонниками рынка способ решения жилищно-коммунальной реформы путем создания управляющих компаний, которые якобы в результате конкуренции обеспечат наиболее квалифицированное обслуживание жилищного фонда, является очередной наживкой на крючке, которую должны заглотить граждане страны и этим своими руками узаконить еще один путь их ограбления. И вот почему.

Дело в том, что, во-первых, жилье и так уже принадлежало гражданам, оно было выдано им бесплатно, и отобрать его по закону было нельзя. Во-вторых, согласно принятому на законодательном уровне порядку, установленному Министерством коммунального хозяйства РСФСР еще в бытность СССР и не отмененному правительством России и новым Жилищным кодексом Российской Федерации, тариф на услуги по снабжению электричеством, централизованным отоплением, горячим и холодным водоснабжением предусматривал: подачу электричества — до лампочки и нагревателей электрической плиты, теплоносителя отопления — до батареи отопления, горячей и холодной воды — до соответствующего крана. Именно поэтому в бытность СССР производители электроэнергии, тепла и водоснабжения возмещали домоуправлениям затраты на содержание слесарей-электриков и слесарей-сантехников. С созданием управляющих компаний, излишних посредников в обеспечении квартиросъемщиков услугами энергообеспечения, создаются условия незаконной повторной оплаты этих же услуг. Как известно, осуществленное Чубайсом разделение единой энергосистемы страны на производителей энергии и посредников в ее реализации пользы государству и гражданам не принесло. Наоборот, принесло вред.

Еще один вопрос, относящийся к проблеме строительства жилья, который требует отдельного рассмотрения. Недавно мне довелось познакомиться с проектом высотного, более чем 24-этажного жилого здания, предусматривающего размещение в нем элитных квартир с возможностью трансформации их планировки. Проект интересен и выполнен на высоком инженерном уровне. Но вот вопрос: кто будет его заказчиком, кто будет осуществлять технический надзор за его строительством и кто будет обеспечивать его надежную эксплуатацию? Вразумительного ответа на этот вопрос я не получил. В моей же инженерной практике был такой случай.

В 1970 году возникла необходимость постановки на капитальный ремонт с реконструкцией жилого пятиэтажного дома в центре Новосибирска, построенного еще в тридцатые годы, когда, как известно, под руководством Л. М. Кагановича велась борьба с так называемыми предельщиками — инженерами, требующими строгого соблюдения строительных норм и правил. Их объявляли вредителями, тормозившими темпы индустриализации… Так вот, в этом доме стены, толщиной в два кирпича, были выполнены следующим образом: выкладывалась наружная верста стены в один кирпич и внутренняя верста тоже в один кирпич и через метр осуществлялась перевязка между ними тоже в один кирпич. Кроме того, поверх каждого ряда кирпичей на каждом кирпиче в растворе кладки укладывались две железные проволочки для связи между наружной верстой кладки и внутренней. Затем пустоты послойно заполнялись шлаком. За 35–40 лет эксплуатации дома шлак превратился в труху и осел на всю высоту стен, проволочки под воздействием влаги и влияния шлака тоже перержавели и превратились в труху. Вызывает удивление, как это заселенное здание не обрушилось?

Какие же гарантии от обрушений и кто может обеспечить надежность высотных зданий при рыночном способе их строительства, когда застройщик одновременно является и заказчиком, и подрядчиком и при этом использует дешевую рабочую силу гастарбайтеров? Когда застройщик заинтересован только в одном: побыстрее получить деньги и исчезнуть, как это было при создании коммерческих банков…

Кто будет обеспечивать надлежащую эксплуатацию таких сложных инженерных сооружений и нести за это ответственность? И это в рыночный период, когда и должности, и дипломы покупаются. Не в этом ли причина массовых обрушений крупных сооружений в последнее время?

В. П. БОГАЕНКО

А где контроль?

Уже давно и горячо обсуждается вопрос о формах управления многоквартирными домами.

В очередях, на остановках транспорта и в других людных местах жители пытаются выяснить: что же это такое — непосредственное управление, или ТСЖ, или управляющие компании. Что из них выбрать?

Нам, простым обывателям, понять и тем более сделать выбор очень сложно. Тем более понять истинную подоплеку всех этих организаций. Она проявится только после того, как управляющая организация вступит в свои права.

Сложно понять и посчитать все плюсы и минусы той или иной формы управления. А люди хотят точно знать, что их ожидает после выбора той или иной формы управления. Существующие ЖЭУ обещают улучшить свою работу, сократить управленческий аппарат, если их выберут. Возникает вопрос: а что им мешало до сих пор навести порядок в своей системе? Они правы в том, что при смене органов управления жители много потеряют с передачей технической базы, документации и особенно при передаче долгов за невыполненный капитальный и текущий ремонт, которые ЖЭУ имеют перед жильцами.

Все это так. Но мы хорошо знаем, что как только пройдет шум и ЖЭУ останутся на своих местах, все пойдет по-старому.

Но уже хорошо то, что управляющие компании будут выбираться. Это большой плюс, но он будет работать только тогда, когда за управляющей компанией будет постоянный народный контроль. Вот здесь нужна выбранная группа специалистов из жильцов, принципиальная и настойчивая (не путать со старшими по дому). Советская власть нанесла народу непоправимый ущерб, но она создала очень действенный институт народного контроля. Может быть, нам следует позаимствовать из прошлого этот метод управления и ввести народный контроль хотя бы за ЖЭУ или иными управляющими организациями.

НИКОЛАЙЧУК Ида Васильевна

Стихи из конверта Огонек

Шестнадцатая осень.
Вокруг — цветы, цветы!
Как много ярких очень,
Но самый яркий — ты!
Шестнадцатая осень
В природе и в судьбе.
Шестнадцать, а не восемь
Исполнилось тебе.
Тебя сравнить могу я
С оранжевым цветком.
Поверь же мне, не лгу я,
С осенним огоньком.
Не ведала, не знала,
Что встречу огонек
Я на лугах у тала
В сентябрьский денек.
Он был неповторимый,
Он чудо из чудес!
И он, неоспоримо,
Со мной сегодня здесь.

З. И. ДУБОВЦЕВА

О чем народ сигналит президенту

Как можно предполагать, во многом недоверие народа к власти объясняется еще и нерешенностью проблемы приватизации, то есть её нелегитимностью. Даже президент, явно и, похоже, всерьез озабоченный положением в стране, не решился на кардинальное решение, ограничившись полумерами. Понятно, что восстановление самоуважения народа (без чего невозможна его активизация) прямо связано с восстановлением справедливости именно в этой сфере, но понятно также и то, что грубые, жестокие меры опасны. Но нет ли возможности нестандартного, или, как говорили в древности, «соломонова решения»?

Если вспомнить, скажем, историю приватизации, написанную не словами, а делами ее авторов, то окажется, что народ сознательно был лишен прав собственности и средств к существованию анонимной ваучеризацией, был оттеснен и от платной приватизации искусственно заниженными зарплатами и замораживанием вкладов в сберкассах; что нужные для этих процедур законы просто покупались и были, по сути, флажками, которыми самозваные то ли пастухи, то ли охотники обкладывали Россию, упорно загоняя ее в так называемое «правовое пространство» (а там разговор короткий: шаг вправо, шаг влево — демократическая версия расстрела). Что всеми процессами руководили агенты ЦРУ; что ущерб, нанесенный России этими действиями, по сдержанным оценкам, составляет два триллиона долларов в ценах того времени. Очень любопытна в связи с этим оперативность американской судебной машины, поспешно развившей бурную деятельность и приговорившей агентов ЦРУ Хэя и Шлейфера (активно работавших в команде приватизаторов) к уплате штрафа за ущерб, причиненный США (!). Сходный прием используют в природе некоторые птички. Чтобы отвести внимание случайного прохожего от гнезда, они талантливо изображают «подбитое крылышко» и, как бы из последних сил, отпрыгивают как можно дальше, ловко выскальзывая прямо из рук простодушного прохожего.

В нашем случае простодушные народы этим примером, видимо, должны быть наглядно убеждены в непреклонности Фемиды, которой даже повязка на глазах не мешает зорко следить, чтобы не стырили «демократические ценности». А поскольку формально власти «отреагировали», дело может быть закрыто и списано в архив, подальше от «случайных прохожих».

Всего этого было бы достаточно для признания приватизации недействительной, по крайней мере, в части топливно-энергетического комплекса — ТЭКа — и стратегических предприятий. То, что многие из них уже в руках «добросовестных приобретателей» — не аргумент. Во-первых, это запланированное запутывание концов, во-вторых, они знали о сомнительном происхождении собственности, и потому эти сделки — их личный риск. В-третьих, даже «купленный» закон предусматривает возврат собственности в случае угрозы национальной безопасности. А сегодня эта угроза велика.

Тупиковая ситуация с ценами на бензин ясно показала абсолютную несостоятельность частного владения ТЭКом, не только его неумение, но и нежелание заниматься глубокой переработкой нефти и стратегическим планированием. Ещё хуже дело со строительством жилья, «эффективные собственники» оказались эффективными только для себя. Позорный крах неолиберализм потерпел практически во всех областях: разрушены армия, наука, промышленность, сельское хозяйство — всего не перечислить. Единственное вроде бы достижение — свобода слова — и то обернулось свободой подлости, и это мы ежедневно видим в газетных киосках, в книжных магазинах, на экранах телевизоров.

И вот все эти сложнейшие проблемы Госдума не пытается обдумать и, в сущности, как страус, прячет голову в песок, не желая видеть проценты голосов уже не верящих ничему избирателей. А ведь отмена обратной связи равносильна поломке клапана парового котла. Видимо, понимая неизбежность взрыва, Госдума и здесь тоже, не долго думая, объявила любое проявление недовольства экстремизмом.

Но вернемся к «инстинктивному сигналу народа». Люди ведь не договаривались между собой: давайте, мол, поддерживать президента, а депутатам и министрам — красную карточку… Возможно, это и есть проявление «коллективного бессознательного» российского народа, та «загадочная русская душа», которую даже мощнейшая информационная агрессия сумела одурманить лишь на короткое время. Поэтому сегодняшняя патриотическая волна — не прихоть случая, как полагает Александр Ципко («Литературная газета» N 27 — 06 г.), а признак сплочения нации перед угрозой распада страны, перед вторжением чуждой, враждебной, а главное — тупиковой идеологии. Иначе говоря, сигнал народа президенту означает не только признание его заслуг. Это ещё и предложение использовать все данные ему народом полномочия для наведения порядка, вплоть до введения, если понадобится, прямого президентского правления, введения чрезвычайного экономического положения. Решительные действия президента, обеспеченные поддержкой народа, позволят обойтись без серьезных осложнений, которые в любом другом случае неизбежны.

Президент от имени народа вправе сделать богатым и сверхбогатым людям предложение, которое может стать компромиссом между их опасениями и ожиданиями народа. Они могут сохранить и право собственности, и «сохранить лицо», если сумеют доказать, что способны быть эффективными не только для себя, но и для государства, для народа. А на это время добровольно ограничить право распоряжения собственностью интересами государства, временно ограничить личное потребление разумными пределами.

В. МАКАРОВИЧ

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: