Новосибирск известный музыкальный город И оперный, и филармония Но чтобы в обычном ресторане заиграл старинный рояль «Беккер» это событие редкое не только для обычного сибирского города.
Знаменитого «немца» отыскал и «вылечил» новосибирский реставратор Леонид Колесников: в прошлом году купил он лакированную «развалюху» по сходной цене у совсем не музыкального человека, два месяца придавал «старичку» необходимый лоск, а потом отправил в ресторан деньги зарабатывать
Реставратор Колесников в новосибирском музыкальном мире фигура известная: эдакий доктор, специализирующийся по «возрастным» болячкам роялей и клавесинов. Музыкальный народ знает: если
Для меня мои «старики» не просто предмет страсти коллекционера, рассказывает Леонид Валерьянович. Я когда с ними общаюсь прикасаюсь к самой истории. Каждый мой инструмент, прежде чем попасть в мои руки, «отмахал» не одну тысячу километров и пережил немало исторических событий. Вот, например, мой немец, «Август Ферстер» 1914 года выпуска, попал в Сибирь в качестве трофейной добычи он, кстати, и был родоначальником моей коллекции
Трофейный «немец» был захвачен в плен советским офицером в одном из брошенных домов поверженной Германии и был транспортирован в Новосибирск в качестве наглядной «победной» агитации. Десятилетиями он грустно пылился в углу трехкомнатной квартиры на Красном проспекте: семья
Слепить новое музыкальное тело это не самая сложная работа, раскрывает свои секреты реставратор. Самое трудное восстановить фирменный фабричный знак каждая уважающая себя музыкальная фабрика позапрошлого века «клеймила» свои инструменты. С «Августом» я намучился его «клеймо» напоминало хитросплетение из цветов, букв и цифр: две недели я занимался гравировкой и ретушью, пока не добился полного сличения. Потом несколько дней не мог руки от туши отмыть так и ходил черным.
Самый любимый «ребенок» в коллекции Колесникова это «чернокожий»
Потомки белого генерала вместе с «Юлиусом» осели в Новосибирске, вспоминает Леонид Валерьянович. Напросился в гости, прихожу в квартиру, а там два мужика, потом как выяснилось, правнуки этого офицера, распивают на «Юлиусе» водку и тушат бычки об его ореховое тело. У меня даже в глазах помутилось от такого вандализма: ребята, говорю им, вам этот инструмент нужен? А они в ответ: ну, только в качестве журнального столика Правда, цену они за него заломили аховую, поняли, что с произведением искусства расставаться будут. Снял со сберкнижки все сбережения, но «юлика» выкупил. Потом ему месяц ожоги залечивал
Чтобы музыкальные «дети» не теряли свой голос и форму, Колесников в мастерской постоянно поддерживает одну и ту же температуру воздуха старинный рояль или пианино дольше живут при двадцати шести градусах тепла. Поэтому даже летом реставратор не экономит электричество и просушивает свой подвал с помощью калорифера. А еще с этими старинными экспонатами нужно каждый день разговаривать музицировать то есть. Сам Колесников музыкального образования не имеет и в лучшем случае, как он сам говорит, может извлечь из инструмента «Собачий вальс». А все эти «стенвеи», «августы» и «юлики» инструменты серьезные, приученные веками к строгой классике, поэтому приходится Колесникову «заманивать» в свою мастерскую
Ребята с удовольствием приходят в мою мастерскую, чтобы помузицировать, не без гордости говорит реставратор. Иногда целые музыкальные вечера устраивают: и им приятно на старинном пианино или рояле поупражняться, и мои «дети» без работы не скучают. Пару раз «юлика» брали напрокат в консерваторию мне, конечно, не жалко, просто мои пианино и рояли «люди» в возрасте и плохо переносят такие гастроли. Потом голос теряют приходится заново настраивать