Что о них знаем мы и кто они на самом деле?
С приходом весны они появляются в вагонах электричек и метро, в городских парках и скверах, на рынках и у магазинов. Грязных, одетых как попало, их отовсюду гонят. От них брезгливо отворачиваются. Их называют узбеками, или таджиками, или цыганами. Но они ни те, ни другие, ни третьи. Это люли. Древний народ со своими традициями.
Оказывается, люли не всегда выглядят угрюмыми и настороженными. А может быть, эта веселая семейка, расположившаяся в Первомайском сквере, и не люли вовсе? |
Типичные высказывания о люли, услышанные от обывателей.
Это
Цыгане, они и есть цыгане. Гадают, наркотиками торгуют. А сами, наверное,
Презирают их даже среднеазиаты. И не только
Так кто же они, эти смуглые странники, которых никто не любит, у которых нет своей страны, прописки, нет паспортов, словаря, алфавита, но есть свой своеобразный язык и обычаи?
«Жили-были
Это одна из легенд, которые повествуют о происхождении необычного племени. В предании попытка объяснить не только происхождение самого слова люли, не имеющего перевода ни с одного языка, но и подчеркнуть замкнутость группы людей, отвергнутой окружающими.
Подавляющее большинство люли после скитаний по городам России зимовать уезжают в небольшие глухие аулы Узбекистана или Таджикистана, говорит Салман, этнический таджик, уже несколько лет живущий и работающий в Новосибирске на стройке.
Сюда, в Сибирь он перевез молодую жену, двоих детей. Снимает дом в городе Оби. Его жена Алия, кстати, без особых проблем (в отличие от мужа) устроилась бухгалтером в коммерческую фирму. Сейчас Салман подумывает купить свой дом недалеко от Новосибирска.
Ты не смотри, что они такие грязные и затравленные, продолжает мой собеседник. Кажется, что они совсем нищие, да? Но некоторые из них копят деньги и строят дома в Таджикистане. Хотя, конечно, это мало кому удается. Потому что их отовсюду гонят. Мужчин не принимают ни на какую работу. Да они и сами не хотят работать. Только таскают телеги с пожитками да устраивают временное жилье. А попрошайничают женщины и дети тем и живут. Мужчины за это их очень уважают, защищают. Вот только зря говорят, что они воруют. Неправда. Люли православные христиане. Чтят своего бога. Не признают абортов.
С трудом верится, что бродяга не склонен
В каждом народе есть такие. Даже у арабов, где за воровство отрубают руку. Но у люли это не принято. Главное нищенство. Они прирожденные попрошайки.
Конечно, подумалось мне, это субъективная оценка Салмата. И я решил познакомиться
Салим сидел на корточках на железнодорожной платформе Западной площадки. На вид
Детей у тебя много, Салим?
Три.
А где сейчас живете?
Там, кивает он в сторону от города.
В палатке или в шалаше?
Зачем тебе?
Интересно. Ведь сейчас ночью уже холодно, а у тебя маленькие дети
Они не болеют Крыша есть. Старый сарай, печка топим
Так вы живете сообща, табором или только со своей семьей?
Табор нет. Семья и друзья.
А кто твои друзья?
Из другая семья .
Это и есть твои близкие? показываю на пять люли, сидевших рядом. Женщины очень молодые, с грудными детьми на руках. Пацаны и девчонки вертятся на перилах,
В ответ молчание.
Салим, а где ваши старики? Наверное, в Таджикистане оставили?
Нет. Старухи еду готовят
Трудно приходится? Милиция гоняет?
На этот вопрос Салим не отвечает и отворачивается. Переключается на разговор с подростком на своем языке. Вот так и поговорили.
Живут они недалеко от города в лесопосадках или на заброшенных дачных участках. Они могут ютиться под полиэтиленовой пленкой и в шалашах, в конурах из картонных коробок и в водосточных коллекторах. Их гонят окрестные жители, и они на следующий ночлег перемещаются в другое место. Милиция тоже не дает покоя. Да и на рынке не разгуляешься свои, «родные» бомжи гоняют. Что с ними считаться? Сколько люли не знает никто. Недавняя перепись их не учитывала, у них нет никаких документов.
У люли
Если, например, у европейских, у российских цыган есть старейшина барон, под покровительством которого могут находиться несколько десятков, сотен оседлых или кочующих соплеменников, то люли объединяются лишь в компактные группы по принципу самого близкого родства. Хотя более детальное знакомство с историей среднеазиатских цыган показывает, что «племя», которое обычно без разбора именуют «люли», на самом деле состоит из нескольких разных групп. Они отличаются названиями, образом жизни и, что важнее всего, сами противопоставляют себя друг другу.
Численность цыган в Средней Азии никто никогда точно не подсчитывал. Их примерно 25 тыс. человек. Реальная же их численность всегда была больше как минимум в два раза. «Сохраняющаяся замкнутость их образа жизни не позволяет исследователям глубоко проникнуть во многие сферы их жизни, правильно понять отличия разных цыганских и «цыганоподобных« групп друг от друга», пишет кандидат исторических наук Сергей Абашин.
Кстати. Международная организация цыганских общин стран СНГ и Балтии пока не может найти лидера из таджикских