Два бывших российских кавээнщика Михаил Марфин и Андрей Чивурин издали в Новосибирске необычную книгу «КВН: пособие для начинающих»
Шутить изволите?
Брошюра
Крест на шутке
«Шутка для КВН первооснова и абсолют, просвещают авторы. Ее чаще называют «репризой», которую в этом случае не надо путать с цирковой или эстрадной, представляющей собой, как в СТЭМе, смешную сценку. Кавээновский зритель, чувствуя это, воспринимает любое выступление дискретно: от шутки к шутке, а члены жюри инстинктивно ставят крестики в своих блокнотах, отмечая «болты«, на которых зрители падали с кресел. И как бы вы хорошо ни играли на сцене, как бы вы прекрасно ни пели и как бы здорово ни танцевали, если вы за пять минут своего выступления не представили 20 приличных шуток выигрыша вам не видать».
Это по тексту, а сами кавээнщики утверждают, что даже при наличии пяти отличных шуток и двух миниатюр конкурс может понравиться и всем зрителям, и членам жюри.
Выступления Марфина и Чивурина на сцене были намного интереснее их советов в пособии |
«Самое поразительное в юморе, пишут далее авторы, это его способность стареть. Что вы скажете, услышав анекдот, скажем,
Есть достаточно универсальный способ построения необычной ситуации для юмористической игры. Мы назовем его инверсией, хотя кавээнщики чаще называют его «перевертышем«. Это подмена одного образца ситуации другим или наложение двух образцов, когда меняются местами по сравнению с жизнью мужчина и женщина, зять ведет себя с родной тещей, как с военным противником, или вместо одного адресата шутки подразумевается другой. Пример:
Сынок, вставай!
Мама, сегодня же выходной!
Какой выходной? Мы же негры!»
«Шутка должна иметь бытовую актуальность, в ней должен быть объект социальной критики, сообщают составители пособия. Причем понимается это чрезвычайно широко от тещи до президента, от конкретного человека до обобщенного образа или литературного героя. Объектом также может быть
Что касается «больных тем», то составители пособия правы: шутки о войнах, терактах и прочих гадостях нашей жизни не столько актуальны, сколько страшны и неприемлемы. К счастью, это понимаемо играющим практически всех лиг без лишних напоминаний.
Парадокс залог успеха
«Любая шутка это парадокс, то есть сопоставление несопоставимого, обнаружение неочевидной связи между понятиями, некая загадка, ответ которой зрителю наполовину подсказан».
Авторы книги вывели собственную формулу идеальной шутки. Звучит она так: «Шутка это текстовая реприза, в основу которой заложена «подача», определяющая ситуацию, «отбивка» предполагающая смех, нетрадиционный выход из ситуации, и «добивка» это уже высший пилотаж, вызывающий смех после смеха. В старой интерпретации это правило идеальной шутки называется «правилом трех смехов» Есть два распространенных способа составления таких шуток. Первый пародия и нарушение идиомы:
Три девицы под окном
пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица
Кабы, кабы, мужика бы!
Еще один классический метод «производства« шутки повторение. Если персонаж, скажем, несколько раз появляется на сцене с одними и теми же словами, то на второй раз зритель улыбнется, а на третий, скорее всего, будет смех».
Музыка
«Музыка это самая уникальная ипостась в КНВ, которая существует в нем в совершенно специфических видах и жанрах, не имеющих аналогов более нигде», считают авторы.
Однако известно, что даже в нынешнее время некоторые команды умеют красиво шутить и без музыки, веселя народ, как в старые добрые времена. И поэтому, думается, правильнее считать так: певческий талант в современном КВНе не главная, но важная составляющая успеха в игре. Впрочем, авторы настаивают на своем: «В современном КВНе хорошее пение и достаточно профессиональное музыкальное сопровождение являются абсолютно обязательными. Не случайно у хороших команд вокальные упражнения составляют столь же непременную часть репетиций, как и тренировочная разминка». Правда, затем признают: «И все же совет: не можешь петь не пой, просто синхронно открывай рот!» Добавим: не можешь петь просто не пой, а зарабатывай баллы иными средствами. Благо, в КВН их немало.
Песни в КВНе пишутся, как известно, на заимствованную музыку, и это не от бедности композиторских дарований. Просто создание нового текста общеизвестной песни открывает массу уникальных возможностей. Новый текст изначально несет в себе пародийное начало по отношению к оригиналу.
Финальная песня это, по сути, единственное место в выступлении, где позволено не только смеяться, но и слегка взгрустнуть, не только дурачиться, но и сказать нечто серьезное вполне серьезными словами.
Не надо орать!
Для тех, кто привык быть монополистом в плане создания сценария, книга раз и навсегда заявляет: «Убежденность в том, что хороший сценарий однозначно предопределяет успех команды, довольно распространенное в КВН и притом весьма опасное заблуждение. Поверьте, нам не раз приходилось становиться свидетелями того, как команда «убивает» на сцене великолепный текст.
Подчас это случается
Самое интересное, что постановка этого самого маленького спектакля номера КВН осуществляется по законам самой большой режиссуры. При этом минимальные размеры
Если же говорить о наиболее частых ошибках актеров, то, в первую очередь, не надо орать! То, что громким голосом можно привлечь внимание зала, опасная иллюзия. Внимания зрителей можно достичь лишь так называемым «посылом« внутренней энергетикой актера, направленной в зал. Сценический образ в КВНе обязательно нужно искать исходя из личности актера. В противном случае ему будет в нем неуютно, неудобно, и в лучшем случае он не сможет показать все, на что способен, а в худшем просто будет неестественней».
Как создать команду не знает никто
Все дело в том, утверждают авторы брошюры, что конкретного рецепта создания команды КВН в природе не существует.
«Тем не менее при отсутствии единого рецепта все же существуют несколько универсальных советов, которые нашли свое подтверждение жизнью», убеждены Марфин с Чивуриным.
И вот какие незатейливые советы они дают: «Для самого начала необходимо, чтобы некое количество (желательно молодых!) людей посмотрело по «ящику» передачу КВН и чтобы этот факт вызвал у них мысль о возможной для себя новой форме убийства свободного времени. Затем было бы неплохо, чтобы
Но кажется,
А в заключение собственное мнение участника межрегиональной школы КВН, имеющего определенный опыт игры в студенческой команде НГПУ. Несомненно, предлагаемое пособие поможет начинающим кавээнщикам. Хотя сложно представить, что следование научным изыскам авторитетных игроков КВН позволит
Можно выучить наизусть все, что связано с написанием смешных сценариев, постановкой сцен и актерской игрой, а веселья от этого будет не больше, чем от залезшего в штаны муравья. Если нет в человеке способности шутить смешно, то каким бы советам он ни следовал, все будет получаться натужно, неинтересно и скучно.
Чем нам нравились и нравятся «В джазе только девушки», «Дети лейтенанта Шмидта», «Уральские пельмени», «Одесские джентльмены»