Космоса на всех не хватит

06.09.2006 00:00:00

Космонавты из Звёздного городка превратили новосибирское небо в «тренажёрный зал», чтобы подготовить свои организмы и нервы к внештатным космическим ситуациям.

Выход на высоте 4 тысячи метров… Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Звездный десант в количестве одиннадцати космонавтов-испытателей высадился на аэродроме Бердского вертолетного полка, разбил на летном поле походный брезентовый «Центр управления полетами», нашпигованный цифровой техникой, и по-военному оперативно взялся за воздушные тренировки.

Тренажерный зал — открытое небо, главный спортивный снаряд — проверенный временем личный парашют, воздушная «доставка» — арендованный полковой вертолет Ми-24. А главная цель прыжков с парашютом — не показательные выкрутасы «космического» тренированного тела, а десятисекундный «мозговой штурм»: во время свободного падения космонавт должен решить арифметическую задачку. Причем не простенькую «из пункта А в пункт Б», а из области высшей математики с «космическим» уклоном.

Тренировки в «тренажерном зале»

— Мы называем такие тренировки психологическими, — рассказывает начальник парашютно-десантной службы Центра подготовки космонавтов полковник Сергей Малихов. — Только представьте: высота четыре тысячи метров, затяжной прыжок, космонавт, увешанный датчиками, со свистом летит вниз, при этом вслух решает задачку, следит за высотомером, чтобы вовремя дернуть за кольцо, и одновременно старается не волноваться. Потому что с земли за ним следят наши медики: если пульс сбился — весь прыжок насмарку. У космонавта должны быть нервы-канаты и холодная голова. Вот и прыгаем весь месяц — нервы укрепляем…

В новосибирском небе космонавты укрепляют свои нервы уже третий год: раньше прыгали в Ростове и Краснодаре, но в связи с происками чеченских боевиков переместились в «тыловую» Сибирь. Космонавт — персона штучная, дорогая, которая обходится государству в «копеечку»: одна служебная квартира в Звездном городке чего стоит… Причем еще не факт, что все эти специально обученные парни полетят в космос: удел космонавтов — каждый день тренироваться и годами ждать своего звездного часа. Иногда — до самой пенсии.

— Мы — тринадцатый «класс» Звездного городка, — вздыхает руководитель группы подполковник Александр Скворцов. — Из двенадцатой-то группы никто еще в космос не летал — пока до нас очередь дойдет… Пока наша орбитальная станция «Мир» работала — очередь быстро шла. А с этой международной космической станцией — сплошные проблемы, коммунальная квартира, а не МКС: недавно должен был наш парень из двенадцатого набора туда отправиться, уже готовился, а потом приходит ответ — туристом ваше место занято.

О своих «звездных» буднях космонавты рассказывают скупо: ну, живем в Звездном городке, тренируемся. «Достала» эта евролаборатория, где в огромном бассейне приходится выходить в «открытый космос» и в скафандрах отрабатывать условия невесомости. Мышцы потом два дня болят и голова гулко-пустая.

Как сказал микробиолог и космический доктор «в запасе» Сергей Рязанский, это все оттого, что в условиях невесомости мышцы атрофируются.

Весь тринадцатый «класс» попал в Центр подготовки космонавтов из разных российских воинских частей: раз в три года руководство Звездного городка рассылает военным запрос — идет звездный набор, присылайте крепких, здоровых и не старше тридцати пяти лет. Потом Государственная медицинская комиссия делает тщательный отсев «новобранцев» — и здравствуй, звездная жизнь. Практически все космонавты носят погоны подполковников — следующая звезда упадет им на плечи только после настоящего полета.

С погодой нынче космонавтам не повезло: вместо полновесных тридцати дней «отпрыгали» только двадцать два — дожди, нелетная погода. Не обошлось и без «промашек«: подполковник Скворцов так увлекся в воздухе решением задачи, что перестал вести наблюдение за высотомером и поздно раскрыл парашют. Хорошо, что дожди шли, содранные колени зажили… А в целом — все без сбоев, вечерами даже оставались силы на баню и посиделки под гитару.

— Большим для нас праздником стал приезд Аллы Бояновой — знаменитой дублерши Терешковой, — вспоминает полковник Малихов. — Это она должна была лететь в космос, да партия настояла на кандидатуре Терешковой: мол, героиней страны должна стать простая колхозница. Семидесятилетняя Боянова специально прилетела в Новосибирск, чтобы спрыгнуть с нашими космонавтами с парашютом. И ведь прыгнула — показала класс молодежи.

На следующий год звездный десант обещал быть в Новосибирске: говорят, что небо у нас красивое, а в «Нью-Йорк-Таймс» — классный рок-н-ролл.

26.08.2021 фото
Отец троих детей Владимир Шавров создал дома фабрику по производству солдатиков из пластика и наладил продажу игрушечных армий по интернету. Корреспондент VN.ru Наталья Нашталова поговорила с Владимиром и узнала, какие солдаты идут нарасхват, а какие пылятся на полках.

02.09.2021 Видео
Выпуск киножурнала «Сибирь на экране» выкупили и оцифровали выпускники новосибирской школы №12. «В 1980 году я пошел в 1 класс. И в этот день Западно-Сибирская студия кинохроники снимала репортаж для киножурнала «Сибирь на экране» №35 о моем классе», – рассказывает один из героев фильма.

31.08.2021 фото
Удивительные грибы обнаружены под Новосибирском в районе реки Бердь. Жительница Новосибирской области Светлана Чиркина поехала на рыбалку, но вместо рыбы нашла поляну с большими шаровидными грибами. Каждый — размером с футбольный мяч.