В плен к «напланетянам« или в богатую жизнь с бассейном, домом и престижной работой
На факультет журналистики МГУ в этом году проходной балл всего десять: две тройки и четверка и ты учишься в престижном вузе, куда еще недавно было поступить невероятно трудно. Столь низкие знания показали выпускники. Отсчитаем десять лет назад и приблизимся к причине. Нынешние семнадцатилетние пошли в школу и учились в самый пик российского всеобщего раздрая, в том числе и в образовании. Ну, ладно журналистика. А какой уровень знаний показали будущие медики, авиаконструкторы, учителя?.. А на другом конце, так сказать, образовательного процесса девяностых пятнадцатилетние подростки, которые за плечами имеют
А теперь посмотрим на детские рисунки. Известный диагностический триптих: дерево, дом, человек и еще не существующее животное. С комментариями психолога. Дом хоть и большой, но без дверей подросток испытывает трудности в общении с другими. Нет и трубы нехватка теплоты, об этом же свидетельствует и солнце, полускрытое облаками. Дом выходит за край листа стремление убежать в будущее, чтобы избавиться от страха прошлого. Рисунок смещен вниз сниженная самооценка.
Двенадцатилетняя девчушка рисует странного зверя в клетке и надпись:
Младшие современники нынешних абитуриентов воспитанники детского дома. Тем не хватило знаний, что,
В Чистоозерном районе в лесу нашли мертвого четырнадцатилетнего подростка, привязанного к дереву металлической проволокой. Как выяснилось, еще в первой половине августа ровесники погибшего избили мальчишку, привязали к дереву. Освободиться самостоятельно он не смог. Сейчас подозреваемые задержаны. Откуда такая жестокость?
Не буду распространяться о комплексе причин, социальных и так далее. Скажу об одном. Низкая самооценка свойственна
Почему низкая самооценка, откуда она взялась?
Детдомовских детей можно считать олицетворением крайнего варианта детского неблагополучия. Об их устройстве в семьи в последнее время все больше говорят. Никому не нужные, кроме государства, сироты, как правило, имеют биологических родителей,
Надо понимать как эмоциональную неразвитость?
Именно так. Это недоласканные дети. Как раз когда они росли до трех лет и остро нуждались в любви и тесном контакте с матерью, отцом, их родители теряли работу, заработок, метались, опускались со всеми понятными последствиями. Такие дети не умеют читать эмоции других. Больше половины наших чувств выражается на невербальном уровне, то есть не словами, а мимикой, жестами. Словами всего пять процентов. С такими детьми я занимаюсь по своей авторской программе. Еще радость и гнев они чувствуют, но другие чувства холодность, пренебрежение, безразличие для них часто неощутимы. Они не умеют строить отношения с другими людьми, поведение их часто неадекватно, а отсюда слабая адаптация к жизни. Посмотрите, почему и с каким жизненным опытом некоторые дети попадают к нам. На глазах у девочки десяти лет мать повесилась на ее же колготках. Пятилетнему малышу мама сказала: «Подержи цветок». Дала ему горшок с подоконника, раскрыла окно и выбросилась
Сниженная самооценка, от чего она еще зависит?
В норме к пятнадцати годам у человека должен закончиться процесс самоопределения. Осознание своего «я» кто он: лидер, аутсайдер, середняк. Подросток об этом не скажет, но он это чувствует. Он определяет свою систему ценностей, свое место, увлечения, интересы по жизни, профессиональные наклонности. К сожалению, приходится сталкиваться с иными проявлениями. Например, с отсутствием мотивации познания. Спрашиваешь
Поесть, поспать, посмотреть телевизор?
Можно и так сказать. В последние годы, когда подрастали нынешние подростки, изменились ценностные ориентиры. В гимназии, где я работала, учатся дети, можно сказать, звездочки. Умные, самоопределившиеся. Задание для них было такое: «Я через десять лет». Кто я, чем занимаюсь, как выгляжу
Что, вы думаете, они про себя написали?! Почти все среди главных своих достижений отметили богатую жизнь с обычным набором: дом или квартира, машина или две, бассейн. На втором месте престижная работа. Любовь только на третьей позиции.
Согласны ли вы, что детей девяностых иногда называют потерянным поколением?
Нет, они не пропащие. У молодых есть энергия, предприимчивость, активность. Они пробуют себя во многих сферах. Не удается одно, берутся за другое.
А что нравится в современных подростках?
Думаю, мое мнение не открытие, но выскажу. Хоть и много говорят о компьютерной зависимости, я уверена, что, при всех издержках, компьютер дает толчок к интеллектуальному развитию. Он стимулирует познавательную активность. Мне нравится, что в последнее время подростки стали более уверенными, раньше взрослеют.
А это ваше мнение не перечеркивает предыдущих высказываний?
Думаю, нет. Мне знакомы проблемы разных детей, из разных семей. Изменения в России последних двадцати лет не вычеркнешь: изломанные судьбы, не приспособленные к жизни дети, криминализация, недоучки. Иногда мне кажется, что дети из семей риска, брошенные, безнадзорные, недоласканные, пришли в мир, чтобы искупить вину взрослых. Это очень печально. И последствия мы уже имеем и будем иметь. Поэтому делаются попытки семейного устройства сирот. Но пока особых успехов не замечено.
Что можно, если коротко, посоветовать родителям?
До пятнадцати лет ребенок, подросток особенно нуждается в понимании родителей. Мать, отец должны стать своему ребенку как можно ближе. Если