Календарная дата: сегодня Всемирный день красоты
Сосуд красив, но в нём должен быть огонь
Михаил Омбыш-Кузнецов: «На этом лестничном пролёте рождаются удачные проекты». Фото Сергея ПЕРМИНА
С инициативой объявить 9 сентября Днем красоты в 1995 году выступил Международный комитет эстетики и косметологии СИДЕСКО, и этим многое объясняется
«Красота спасет мир»
Когда Федор Достоевский написал три этих слова, он вряд ли мог предположить, что очень-очень скоро люди совершенно иначе воспримут его завет и начнут тратить огромные деньги на косметику и наряды, парикмахерские и шейпинг-клубы, навороченные машины и броские вещицы, шедевры живописи и антиквариат, особняки и драгоценности
Классик, вероятно, имел в виду прежде всего красоту духовную, которая в наше время тоже требует средств. А их нет, потому что они потрачены в шейпинг-клубе. И остаются недоученными талантливые музыканты, неуслышанными гениальные оратории и кантаты, недописанными портреты и пейзажи, невостребованными проекты
Красота-то
мир спасет, но сегодня самое время думать о том, чтобы спасать саму красоту
***
Студенты кафедры монументально-декоративного искусства стоят в «архитектурной иерархии» особняком: им, будущим профессионалам-декораторам, нужно уметь не только разбираться в тонкостях «канонической» красоты, которой с утра до вечера «пичкают» их художники-педагоги. Они прежде всего должны научиться чувствовать пульс современного города, чтобы раскрасить его застывшее «каменное» лицо яркой палитрой свежих творческих идей. Ведь у каждого жилого или «монументального» офисного дома есть своя неповторимая индивидуальность, которую может раскрыть лишь настоящий художник
Фото Сергея ПЕРМИНА
У нас учатся дети, которые верят, что красота может сделать родной город ярким и неповторимым, заведующий кафедрой заслуженный художник России Михаил Омбыш-Кузнецов открывает кабинет, где в прохладном сумраке (как марочное вино!) хранится «застывшая красота» в виде студенческих дизайнерских проектов. Каждый год перед защитой диплома наши ребята договариваются с городскими театрами, клубами и институтами: давайте мы улучшим ваше «лицо»! Им, разумеется, говорят «добро», и дети начинают работать делают эскизы, чертят планы. А потом защита и здравствуй, забвение: за последние три года еще ни одна «дипломная» организация так и не воспользовалась трудом наших художников. И не потому, что плохо, а потому, что никто не хочет вкладывать в красоту деньги
Михаил Сергеевич со вздохом вытаскивает с пыльной полки свою «педагогическую гордость» работу Андрея Конькова «Атака», которая должна была, по замыслу автора, украсить «скучный» кирпичный фасад стадиона «Спартак». На мелованной бумаге застыли в стремительном движении человеческие фигуры бешеный хоровод ярких тел броско, ярко, динамично. И рядом фотомонтаж как бы все это выглядело в оригинале: на охристо-красных «крыльях» стадиона красочная «лепнина» мозаики на спортивную тему. Дух захватывает от такого полета студенческой фантазии
Говорят, что у руководства стадиона от дипломной работы Конькова тоже дыхание перехватило: будем работать вместе, сказали заказчики, и
готовый проект отправился скучно пылиться на архивную полку. Нет денег таков был окончательный ответ спортивных чиновников.
Михаил Омбыш-Кузнецов показывает вашим корреспондентам «кладбище красоты». Фото Сергея ПЕРМИНА
У Андрея, конечно, крылья опустились, вздыхает заслуженный художник. Сказал, что лучше будет «новым русским» стены личных особняков аляповатыми рисунками расписывать и деньги за это получать. Я своих ребятишек за это не осуждаю: они не виноваты, что красота в последнее время нашим обществом не востребована. Давайте я вам маленькую экскурсию по «кладбищу красоты» устрою
В светлой мастерской полотна в натуральную величину, уже не эскизы готовые «к употреблению» материалы. Пастельно-песочные дамы застыли в вечном споре у круглого столика такой нежной росписью должны были украситься стены театрального кафе в Музкомедии. Дипломница Ирина Платунова, обожающая сценические подмостки, сама вышла на директора театра: хотите, я вам сделаю красиво? Кто же откажется от такого предложения! Ирина полгода разрабатывала театральную концепцию, с блеском защитила свой «кафешный» диплом: теперь работа Ирины украшает мастерскую кафедры. Как наглядное пособие: не все, что красиво, востребовано
А старшекурсницу Джамилю Эскандерову заказчики сами нашли: к руководству кафедры обратился директор клуба имени Кирова дайте нам талантливого студента, который бы безликие стены клубного холла в цветник превратил. Джамиля не только композиционные панно выполнила в модном нынче этностиле, но и предложила макет нового клубного «лица» с винтовой лестницей, экзотическими светильниками и прочими «излишествами», на которых глазу приятно отдыхать.
Я, честно говоря, уже руки от радости потирал, вспоминает Михаил Сергеевич. Джамиля работала в поте лица своего. И опять тишина. Диплом позади, а заказа как не было, так и нет
Черно-белый проект «Джаз» до сих пор не востребован филармонией. Фото Сергея ПЕРМИНА |
До сих пор «молчит» филармония: для ее голых стен группа студентов разработала черно-белый проект «Джаз» трехметровый негр в белом костюме и лакированных штиблетах ласкает тонкими пальцами лебединую шею саксофона. Впечатляет
А сейчас я вам открою потайную дверцу нашей кафедры, Михаил Сергеевич бренчит ключами и ведет журналистов «Вечерки» куда-то в глубину гулкого пространства. Наши дети должны уметь не только выполнять эскизы и макеты, но и воплощать свои творческие фантазии в условиях, приближенных к естественным условиям труда
«Естественные условия труда» для профессионала-декоратора это стены, потолки и прочие несущие конструкции. Подобно Микеланджело, который, лежа на деревянной площадке, расписывал купол Сикстинской капеллы, студент-дизайнер должен уметь работать в «невыносимых условиях». Творческим полигоном для ребят стала
запасная лестница Архитектурной академии.
Вот здесь мои ученики оттачивают свое мастерство, Омбыш-Кузнецов снимает висячий замок, и мы попадаем в лабиринт лестничных пролетов, стены которых исписаны огромными картинами, набросками и эскизами.
Панно для бизнес-центра «прописалось» в коридоре академии
Фото Сергея ПЕРМИНА |
Каждый вечер здесь собираются будущие дизайнеры, «вооруженные» палитрой и кистями, забираются на шаткого деревянного «козла» и творят, творят до самого позднего вечера. На самом видном месте композиция Даши Олейник: необычные человеческие фигуры, выполненные в очень авангардной манере, любят, тоскуют
живут. Панно масштабное, сильное и притягательно-красивое: если все «срастется«, то Дарья увековечит свое имя в холле альма-матер.
Боюсь, что когда наш ректор увидит Дашину композицию, то его удар хватит, смеется Михаил Сергеевич. Уж больно необычное видение мира у ребенка, но присмотритесь: это красиво. Современно, авангардно это пульс нынешней красоты. Хочу верить, что Дашин труд не пропадет втуне
Стен на запасной лестнице всем студентам не хватает уже не одно поколение будущих дизайнеров упражняется на ее пролетах. Поэтому, чтобы подручный материал всегда был у творцов под руками, изрисованные стены время от времени беспощадно закрашиваются
Мы этот факт называем эффектом матрешки, шутит художник. Под одним рисунком скрывается другой история красоты, одним словом. Ребята очень любят это наше заповедное место здесь они уходят от грустных реалий и погружаются в атмосферу творчества. Я когда смотрю, как они работают, то всегда тихо радуюсь: все-таки красота когда-нибудь победит этот денежный мир. И проекты наших ребят будут когда-нибудь оцениваться не с точки зрения «дорого-дешево», а «талантливо и красиво»
А пока застывшая красота хранится в прохладном архиве на длинных рядах-полках. И требовательно напоминает о себе на лестничных стенах «запасная красота» до лучших времен. Но когда-нибудь она выйдет из лестничного «андерграунда» и заявит о себе в полный голос и рост, и лестничные марши Архитектурной академии из мастерской «нереализованных идей» превратятся в студенческий музей