Новосибирск 10.1 °C

Чудеса и Приключения от 10.10.2006

10.10.2006 00:00:00

Продолжаем знакомить наших читателей с наиболее интересными публикациями журнала «Чудеса и Приключения», полученными из редакции этого издания. Как уже сообщалось, такие подборки по договору с журналом мы будем периодически публиковать на страницах «Вечерки».

Съеденный

Через два часа кашалот был надёжно принайтовлен к борту «Восточной звезды», и моряки приступили к разделке туши. Утром на палубу подняли китовый желудок, и команда сгрудилась вокруг него: всем было интересно, что в нём такое есть. Ведь эти млекопитающие не пережёвывают добычу, а глотают её целиком, несмотря на то, что их пасть вооружена тридцатью — шестьюдесятью зубами, имеющими форму чуть изогнутого конуса — каждый зуб с полкилограмма! Скрюченный, в желудке покоился их товарищ Джеймс Батли — один из двух несчастных матросов, уже занесённых в вахтенный журнал как «утонувшие при добывании кита». Батли был жив, но пребывал в глубоком шоке. Китобои вынули товарища из «гроба», положили на палубе и стали очищать холодной забортной водой.

Довольно скоро Батли очнулся, забился в конвульсиях, бессвязно забормотал. Потрясённые моряки перенесли матроса в кубрик, уложили в постель.

Батли проспал почти все те три недели, что понадобились ему для того, чтобы прийти в норму. Лишь кожа на участках тела, которые не были защищены одеждой, когда китобой находился в желудке кашалота, была пятнисто-белой, словно обожжённой крепким пергидролем, и никак не заживала.

Неудивительно, что китобой с «Восточной звезды» оказался в желудке кашалота, можно сказать, цел и невредим.

Свои ощущения «съеденного» Батли изложил товарищам, а по возвращении в Англию — репортёрам газет следующими словами: «Хорошо помню, как нас выбросило из поддетого кашалотом вельбота, и оглушительный звук — удар хвоста об воду. Сразу после того, как я с затаённым дыханием оказался под вспененной поверхностью моря, меня окружила темень. Затем почувствовал, что меня несёт куда-то по скользкой, пышущей жаром трубе с ритмически сжимающимися стенками. Но вскоре труба расширилась, стало свободно, и движение прекратилось (это Батли провалился в передний отдел желудка кашалота. — Г. Л.). Здесь, в абсолютной темноте и безмолвии, до меня дошло с полной и беспощадной ясностью: я живьём проглочен кашалотом, обречён на мучительную смерть. В отчаянии и ужасе я ползал в едкой жиже, стоявшей в желудке, ища выход. Но всюду натыкался на нечто вязкое, скользкое — упругое или твёрдое. Жаркий смрад спирал дыхание…» Запредельный страх объял Батли, и от глубокого шока он потерял сознание. Больше он ничего не ощущал — вплоть до момента, когда с болью во всём теле очнулся на койке в кубрике своего китобойца.

Случай с Батли взбудоражил общественность. Российский биолог А.Г. Томилин в своей «Истории слепого кашалота» пишет: «По моему мнению, такой случай возможен, так как матрос был одет в брезентовую одежду, предохранившую его от зубов кашалота и от действия желудочного сока». Как заметил профессор Оксфордского университета А. Вильсон, желудочный сок, «разумеется, не «божья роса« и должен был доставлять проглоченному китом довольно неприятностей, но действие его вовсе не смертельно». С Томилиным солидарна заведующая отделом реанимации Московской городской клинической больницы N 63 Н.Т. Саморукова, которая на мой вопрос о феномене Батли обратила внимание на то, что в желудке млекопитающих всегда есть воздух и что в бессознательном состоянии человеку нужно его очень мало.

Генрих ЛЯТИЕВ (печатается с сокращениями)

Справка «ВН«

Кашалот — водное млекопитающее, может достигать двадцати метров в длину, примерно третья часть которой приходится на массивную голову, и весить до семидесяти тонн. Кашалот способен глубоко нырять и до полутора часов находиться под водой. Из всех китов только кашалоты-самцы нападают на корабли, причём иногда без всякого повода, а чаще всего будучи ранеными. Даже сильно разбив себе голову, кашалот не прекращает атак на судно, а когда, бывает, оно тонет, он продолжает кружить по поверхности, измельчая плавающие обломки и методически убивая всех, кто ещё барахтается в воде. Зоологи полагают, что дело тут в территориальном инстинкте, в основе которого лежит половой стимул. Кашалот-самец охраняет гарем и сражается с сородичами за обладание самками (их у него 10–20 особей). Скорее всего, именно как угрозу своему положению благостного многожёнца кашалот воспринимает появление на своей территории «самца»-корабля и бесстрашно бросается в бой. Любую схваченную живую добычу кашалот отправляет в глотку всасывающими движениями языка. Значение же зубов в добывании и удерживании жертв ничтожно мало.

Охота за «чёрными ящиками»

О трагедии с южнокорейским «боингом», сбитым советским истребителем в 1983 году над Сахалином, написаны сотни статей, очерков и даже документальная повесть. Тем не менее командующий Тихоокеанским флотом адмирал Владимир Сидоров считает, что сказано далеко не всё. Вот некоторые отрывки из его воспоминаний.

Адмирал Владимир Сидоров у подводников Тихоокеанского флота. В центре снимка — командир 6-й эскадры дизельных подводных лодок вице-адмирал Анатолий Кузьмин

Звонок оперативного дежурного поднял меня среди ночи: над Камчаткой — нарушитель воздушного пространства! Движется вдоль побережья.

Я приказал сыграть на кораблях тревогу всем зенитным средствам. Даже на Курильской гряде (у нас там тоже корабли были) — думали, он через Курилы выходить будет. Если бы не сработали лётчики ПВО, мы бы срубили нарушителя противовоздушными средствами флота. Рука бы не дрогнула… Но обошлось без нашего вмешательства.

Самолёт, сбитый в воздушном пространстве СССР, планируя с большой высоты, упал в море вне наших территориальных вод. Я звоню на Сахалин: «Немедленно засечь место!» Стал отдавать распоряжения, какие корабли выслать к месту падения. Прежде всего — ракетные катера с Сахалина, потом сторожевики и спасатель из Совгавани…

Буквально через двенадцать минут звонок правительственной «вертушки»:

— Сейчас с вами будет говорить министр обороны! Никуда не отходите! Будьте на связи!

В трубке голос Устинова:

— Здравствуй, Сидоров! Ты где?

— Нахожусь на КП, товарищ министр обороны.

— Ты уже в курсе? Так вот, слушай, Сидоров… Я сейчас от Юрия Владимировича (Андропова. — Н. Ч.). Дело очень серьёзное. Надо немедленно поднять самолёт. И не допустить ни в коем случае, чтобы «боинг» подняли американцы. Не видно там американцев?

— Ещё не видно. Но мне уже докладывали, что в течение часа они появятся. Наш ракетный катер уже там.

— Слушай, Сидоров, самое главное — «чёрные ящики». Ты скажи, когда ты их поднимешь?

Я думаю: «Ничего себе! Там глубины до 900 метров. Да ещё обнаружить самолёт на грунте надо!»

Возможно, что подготовка провокации 1983 года с южнокорейским «боингом« началась в апреле 1978-го, когда в Карелии наши истребители подбили ракетой вторгшийся в воздушное пространство СССР »боинг«-шпион и заставили сесть на Онежское озеро» alt=«»>

Задача, поставленная морякам, являла классический пример поиска иголки в стогу сена.

Сорок восемь кораблей толкутся на крохотном пятачке, мешают друг другу. Тут и столкнуться, и навалиться могут, и международные инциденты спровоцировать…

И вот тут один офицер разведки подаёт толковую мысль. По американским данным, на «чёрных ящиках« были установлены пинчеры — звукогенераторы, которые при попадании в морскую воду начинают излучать звуковые сигналы, по ним-то их и обнаруживает гидроакустическая аппаратура поискового корабля. Частоты, на которых должны работать пинчеры, нам сообщили.

Звоню я во Владивосток своему другу, начальнику филиала одного из оборонных институтов, и прошу: «Сделай-ка ты мне два акустических маячка, чтоб работали около трёх суток на таких-то частотах. И чтоб никто не знал об этом деле!» А нам в помощь — мы его еле-еле выбили — подошло судно нефтегазоразведки «Мирчинг», голландской постройки, с великолепным навигационным комплексом, с подводными телекамерами на борту, способными работать на глубине в триста метров. При его помощи и удалось найти основную массу обломков «боинга», то есть фактическое место падения. Но нельзя ничего поднимать, так как мы сразу же привлекли бы внимание американцев. Их вертолёты у меня над головой так и висели. Приходилось маскироваться, я свои адмиральские погоны под синей курткой прятал. Жду, когда наши «подсадные утки» выманят конкурентов к Монерону.

«Великая армада» толчётся всё на том же пятачке… Спускаюсь в кают-компанию на обед. Только принялся за первое блюдо, вдруг в дверях появляется капитан 2 ранга, офицер разведки и смотрит на меня более чем выразительно. Выхожу в коридор.

— Что?!

— Товарищ адмирал, американский эсминец «Бретфорд» и один из фрегатов резко развернулись и быстро пошли к Монерону. В радиосети большое оживление.

— Клюнули!

Мы же тем временем поднимаем куски фюзеляжа, крыльев, турбин. Все детали доставляли на Сахалин — там, на плацу пограничной бригады, инженеры расчертили на асфальте контуры «боинга» в натуральную величину и стали выкладывать на нём все находки.

А американцы в ложном районе вовсю шуруют. У них уже даже вертолёт там в воду упал.

«Мирчинг» спустил водолаза. С лампой и телемонитором он обследовал остатки самолёта. Специалисты-авиаторы следили за ним по экрану и давали приказания — это бери, это не трогай. Отобранные детали водолаз откладывал в мешок из металлической сетки. «Боинг» лежал на крутом склоне, обрывавшемся в бездну. Просто чудо, что он не угодил за недоступную для водолазов отметку.

Тут приходит радиограмма. Читаю:

«Знаете ли вы, что завтра у Монерона, как объявили японцы, американцы будут поднимать «чёрные ящики«?»

«Да, знаю».

«Я вас не понял. Что за ересь вы несёте?! Вы что, американцев за дураков держите?!»

Я разозлился и передаю почти всё как есть:

«Американцы работают на выставленных мною ловушках».

Пауза. Затем пошёл текст:

«Я передаю вам приказание главнокомандующего: оставьте у «Мирчинга» своего заместителя, а самому немедленно сняться с якоря и следовать к американцам со всеми оставшимися кораблями. Ходите там, шумите, мешайте поднимать «чёрные ящики«, если сами не можете этого сделать! Конец связи!»

Что делать? Спустился вниз в боевой информационный пост, оценил обстановку, просчитываю варианты.

Я собрал офицеров штаба, поставил им задачу идти с отрядом в двадцать вымпелов к Монерону.

— А ты как же? — спрашивает Аполлонов.

— А мы с двумя кораблями и «Мирчингом» будем здесь.

На мою беду, в проходе за дверью стоял оперуполномоченный КГБ и всё слышал. Он немедленно побежал к себе и по своим каналам простучал, что комфлота Сидоров на приказание главкома ответил то-то и так-то.

А мы в этот момент уже приступили к самому ответственному этапу нашей работы. Переставляем «Мирчинг» в места вероятных находок. Как раз пошли самые интересные детали, одна за другой… Связь с водолазом прекрасная. В напряжённой работе прошла ночь.

Рано утром меня вызывают к аппарату. Запрашивает лично главком:

«Где вы находитесь?»

Докладываю, что послал корабли к Монерону.

«Я спрашиваю, где находитесь лично вы?»

По тону вопроса чувствую, что он всё знает.

«Товарищ главнокомандующий, я нахожусь на прежнем месте. Даю последние указания по подъёму деталей самолёта».

«Немедленно исполнять моё приказание! Если не убудете в назначенный район, я отстраню вас от должности!»

В этот драматический момент, как в спектакле, заходит в рубку контр-адмирал Аполлонов и протягивает мне какой-то листок. Я отмахиваюсь: не до бумажек, мол, сейчас! Вдруг читаю краем глаза строчки:

«Товарищ командующий! С «Мирчинга» только что доложили, что обнаружен первый «чёрный ящик».

Что я испытал — словами не передать. Но собрался и отбиваю очередной ответ в Москву:

«Выполняю ваше приказание, убываю в район Монерона. Одновременно прошу доложить министру обороны, что «Мирчинг» обнаружил первый «чёрный ящик».

Пауза.

«Повторите!»

«Повторяю, «Мирчинг» обнаружил первый «чёрный ящик».

«Как обнаружил? Где обнаружил?»

«Докладываю: первый «чёрный ящик» уже находится на борту «Мирчинга».

«А где второй?»

«Второй ищут. Как только обнаружат, сразу же донесу. Разрешите убывать к Монерону?»

И молчание. Надолго. Потом главкома сменил у аппарата его первый зам Смирнов. Николай Иванович был, как всегда, оригинален:

«Владимир Васильевич, прекратите задавать глупые вопросы! Немедленно ищите второй!»

Благодаря самоотверженности моряков-тихоокеанцев и гражданскому мужеству адмирала Сидорова страна сохранила своё реноме настолько, насколько это было возможно в той ситуации. Расшифровка записей бортовых регистраторов злосчастного южнокорейского «боинга», использованного в качестве разведывательного средства, показала обоснованность контрдоводов советской стороны. Во время своего визита в Сеул президент России передал «чёрные ящики» правительству Южной Кореи. Там они и пребывают сейчас как мрачные реликвии «холодной войны».

Николай ЧЕРКАШИН (печатается с сокращениями)

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: