Ведущий солист Сибирского хора Игорь Зенин рассказывает о плюсах и минусах хоровой «кухни»
Необъяснимое чувство эйфории от пребывания на сцене Игорь Зенин впервые испытал тридцать пять лет назад, когда он и еще пятьдесят ребят из первого набора Капеллы мальчиков под управлением Вячеслава Мочалова принимали свое «боевое крещение». Конечно, в то время одиннадцатилетний Игорек даже и не помышлял о певческой карьере. В школьные годы у него было множество увлечений футбол, хоккей, фигурное катание, плавание, настольный теннис. Однако пел он всегда и с удовольствием.
Я рос в музыкальной семье, вспоминает Игорь. Отец хорошо пел и играл на гитаре и аккордеоне, у мамы тоже был очень приятный голос, так что в веселых компаниях им не было равных. Я мог часами слушать, как родители поют дуэтом задушевные лирические песни. Мама недавно рассказывала мне, что лет в пять я самостоятельно выучил песню «Бухенвальдский набат». Конечно, больше половины слов в ней я еще не понимал, но пел очень выразительно. А в Капеллу мальчиков я попал, можно сказать, случайно. Родители прочитали на дверях консерватории объявление о наборе и решили пускай ребенок напоется вдоволь. За пять лет, проведенных в капелле, мы прошли полный курс музыкальной школы и репертуар на концертах исполняли солидный, например, кантату Бриттена на английском языке. Надо сказать, что наш руководитель Вячеслав Викторович всегда был с нами строг, но справедлив, если наказывал, то за дело. Для нас он являлся непререкаемым авторитетом. Не случайно практически весь первый выпуск капелланов поступил в музыкальное училище. Тогда мы сделали свой первый в жизни выбор, и он оказался в пользу искусства
После окончания
Когда Игорь вернулся домой, оказалось, что зарабатывать деньги голосом весьма проблематично, поэтому он решил попробовать свои силы в далеко не престижной для музыканта, но по тем временам весьма прибыльной работе грузчика на торговой базе. Свободные от трудов тяжких минуты Игорь посвящал пению в тогда еще студенческом ансамбле «Инсула магика». Однажды после очередной репетиции он в коридоре консерватории столкнулся со своим учителем Вячеславом Мочаловым. Тот внимательно выслушал короткий и очень эмоциональный рассказ молодого человека о превратностях судьбы и неожиданно предложил: «Игорь, хватит экспериментировать, лучше приходи ко мне в Сибирский хор». После этой знаковой встречи Игорю стали сниться цветные сны о том, что он поет в хоре.
В 1984 году Игорь Зенин пришел работать в Сибирский хор. Год он осваивался на новом месте, учился у мэтров мастерству исполнения народной песни. В то время в России было одиннадцать профессиональных народных хоров, причем Сибирский считался одним из лучших коллективов. По шесть месяцев в году артисты хора с песнями колесили по стране. Игорь до сих пор помнит свой первый гастрольный вояж на фестиваль «Ташкентская золотая осень». Тогда Узбекистан принимал многонациональную команду артистов с распростертыми объятиями. Кортеж с гостями фестиваля по пути следования к месту проведения концертов останавливался в каждом местном
В начале девяностых годов, когда вдруг выяснилось, что народная культура этому самому народу
Сейчас Игорь Зенин ведущий солист Сибирского хора, а также помощник художественного руководителя хора Вячеслава Мочалова. Он следит за дисциплиной в коллективе, а для этого, согласитесь, необходимо обладать некоторыми дипломатическими навыками. С ранимыми от природы творческими людьми нельзя «рубить с плеча», но и во всем потакать их капризам тоже чревато. Вот и приходится Игорю искать компромиссные решения для любых возникающих в коллективе проблем. За двадцать два года работы в хоре Игорь попробовал свои силы не только как солист на сцене, но и в качестве хормейстера, и на посту администратора. Он говорит, что знает о хоровой «кухне» все, поэтому в любом деле, которое ему поручают, чувствует себя как рыба в воде.
Я не могу ответить на вопрос: «За что вы любите Сибирский хор?» признается Игорь. Это все равно что спросить, за что я люблю своих родителей, жену, детей. Как это ни пафосно звучит, но хор это моя семья, здесь я сделал свои первые самостоятельные шаги как исполнитель, здесь стал настоящим профессионалом своего дела. Если в моей жизни не будет хора, то не станет части меня