Новосибирск 2.1 °C

Не гонись за дешевизною

18.10.2006 00:00:00

Интеллектуальные пираты есть всюду, но в России им особенно привольно

Диск диску рознь

Рисунок Игоря ЕЛИСТРАТОВА

На днях на одном подпольном складе сотрудники подразделения по борьбе с экономическим мошенничеством УБЭП ГУВД нашли по тысяче дисков «Парфюмера» и «Кочевника», фильмов, едва вышедших на экраны. Ну и что, подумаешь, пиратская продукция, да у нас в каждом доме, чуть не в каждом видеокиоске контрафакт. Само спотыкающееся слово это никому не кажется странным. Действительно, россиян не удивить интеллектуальным пиратством. Многие не видят разницы между лицензионным диском и подделкой, зато второй намного дешевле.

— Не скажите, люди сейчас стали разбираться, — не согласен с таким утверждением опер-уполномоченный УБЭПа, — очень многим небезразлично, что смотреть, народ требует качества, мы в этом не раз убеждались. Тем более, что техника сейчас у многих хорошая…

По валу подделок Россия, пожалуй, впереди планеты всей, хоть пиратство распространено везде. Не случайно на саммите в Петербурге страны «Восьмерки» приняли специальный документ «Борьба с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией», который заканчивается таким заявлением: «Учитывая значительные объемы мировой торговли пиратской и контрафактной продукцией, которая зачастую связана с организованной преступностью, экономический, политический и моральный ущерб, наносимый правонарушениями и преступлениями в сфере интеллектуальной собственности, мы будем и в дальнейшем продолжать уделять неослабное внимание развитию сотрудничества с целью существенно сократить мировую торговлю пиратской и контрафактной продукцией, а также эффективной борьбе против транснациональных сетей, способствующих данной торговле». По данным группы компаний безопасности «Алекс», в нашей стране захват и использование зарегистрированных товарных марок приобрело устойчивый организованный характер с середины девяностых и продолжает упорно распространяться. К фальшивкам относится примерно 60 процентов алкоголя, 40 процентов одежды, до половины косметики и лекарств (женщины в один голос утверждают: духи, привезенные из Парижа, имеют запах и стойкость, заметно отличные в лучшую сторону, чем точно такие же, купленные у нас). А на рынке программного обеспечения контрафакт достигает от 50 до 90 процентов.

Советы для тех, кому небезразлично, какие носители вставлять в свои «дивидишники» и компьютеры. Диски с играми, фильмами, программами надо брать в тех местах, где есть уверенность в подлинности того, что вы покупаете. Если вам продают товар из-под полы, оглядываясь по сторонам, естественно, это пиратский диск. На нем нет информации о правообладателе. Но для чего это вообще нужно? Добропорядочный покупатель приобрел диск, но какие-то претензии у него возникли, он должен знать, куда и кому их предъявить, по какому адресу, телефону, каково юридическое наименование изготовителя. Если об этом нет полной информации, значит, вам подсунули «пиратскую» продукцию.

Ориентироваться по цене сейчас сложно — «пираты» почти сравняли ее с легальной. На лицензионном диске должны быть указаны прокатное удостоверение, дата релиза на DVD, обладатель исключительных авторских прав на воспроизведение и распространение, дополнительные элементы защиты.

Когда цена подделки — жизнь

Бывший наш генеральный прокурор, а ныне министр юстиции однажды на тему контрафакта выразился так: «Паленые диски не лучше паленой водки». Но диск диску рознь. Глава «ока государева» имел в виду компьютерные диски, но ведь есть еще и автомобильные диски, и вообще масса разных автозапчастей. Паленую водку можно не пить, да и вообще не употреблять, в компьютерные игры не играть, фильмы на дисках не смотреть. Но кто его знает, какие запчасти поставлены в машине, на которой едете вы, ваша семья, пассажиры маршруток и автобусов или, не дай Бог, летите на самолете, в котором тоже могут быть контрафактные детали. Тут уж цена подделки — жизнь…

…Работая по оперативной информации на авторынке «Столица», что на улице Петухова, сотрудники оперативной части N 2 УБЭПа провели так называемую проверочную закупку. Двадцать комплектов поршневых колец для вазовских автомобилей оказались контрафактными, хотя там и стояла марка завода из Ярцево Смоленской области, где по лицензии ВАЗа выпускаются такие кольца. В проверке участвовал представитель этого предприятия, так что ему не составило труда тут же отличить свою продукцию от поддельной. Он специально прибыл в наш город, потому что спрос на ярцевские запчасти стал падать. Потому и разъехались спецы по городам, где есть крупные авторынки. В торговой точке тогда изъяли полторы сотни комплектов поршневых колец, да полтысячи на складе. Экспертиза показала, что эти изделия «не соответствуют по качеству требованиям нормативной и конструктивной документации и являются источником угрозы для жизни и здоровья потребителя». Возбуждено уголовное дело по статье 238 Уголовного кодекса «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. (Еще недавно по этой статье проходили лишь фальсифицированная водка да минералка, теперь «ассортимент» весьма расширился). Как удалось выяснить, кольца и иные якобы ярцевские запчасти производились в другом регионе на заброшенном заводе, там нашли изделий на десятки миллионов рублей. Идет расследование.

Факт последнего времени: в Искитиме в магазине автозапчастей изъято еще полторы сотни комплектов поршневых колец без сертификатов соответствия.

Совет от оперуполномоченного УБЭПа Дмитрия Ощепко:

— Отличить подделку от настоящей запчасти далеко не каждый сможет с первого взгляда. Но первое, что должно насторожить покупателя, — это цена. Если явно дешевле, стоит обойти этот прилавок стороной. Если все же решили купить, попросите сертификат соответствия. Если ремонтируете машину на станции техобслуживания, то не исключено, что и тут могут поставить некачественную, поддельную под фирменную запчасть. Но тоже можно попросить сертификат на производство тех или иных ремонтных работ.

Сейчас многие отечественные производители вкладывают немалые средства в программы противодействия контрафакту. Например, в программе АМО ЗИЛ предусмотрено повысить визуальную узнаваемость своих оригинальных запчастей в общей массе предложений на рынке. ГАЗ четыре года назад предусмотрел выпуск запчастей в фирменной упаковке.

«Адидас» по сходной цене

…Оперативникам ОРЧ N 2 не так давно пришлось наведаться в большой торговый центр: поступила информация, что в одном из отделов торгуют не тем «Адидасом». То есть марка этой известнейшей фирмы была на всех товарах. Но были ли эти спортивные костюмы, брюки, куртки, кроссовки точно адидасовскими? Вопрос остался без ответа, пока. В документах торговцев не нашлось договора с фирмой «Адидас», дилеры ее находятся в Москве. Не оказалось и сертификатов. А эта знаменитая фирма сертифицирует всю свою продукцию, в том числе и ту, что шьется, например, в Китае по лицензии. На каждом изделии фирменной одежды «Адидаса» свой ярлык, разный, допустим, на мужском и женском спортивном костюме. Логотипы на кроссовках тоже отличаются. Сейчас проводится экспертиза.

Если человек не очень разбирается в отличиях ярлыков, хотя марка фирмы всем известна, то по крайней мере надо обращать внимание на цену. Средняя цена адидасовского спортивного костюма примерно 114 долларов, детского — 80, кроссовок для взрослого — больше 110 «зеленых». Так что цена 1300 рублей за костюмчик, чтобы бегать по утрам, как видим, должна натолкнуть покупателя на размышления на тему: вот и верь после этого людям.

Другой вопрос, когда покупателю все равно, какой костюм приобретать, ведь не будешь же каждому тыкать, что вот у меня спортивные брюки адидасовские. Много и других фирм, менее известных, да и просто фабрик, в том числе и российских, которые шьют более простую спортивную одежду. Каждый покупает по своим деньгам. Иной обойдется и сторублевыми среднеазиатскими штанами, которые через два дня получат свой «фирменный» лейбл — пузыри на коленях.

Продавая контрафактную продукцию, «пираты» имеют навар за чужой счет. Известные фирмы несут убыток, а государство наше отнюдь не приобретает имидж благоприятного для бизнеса. Потому у нас и с иностранными инвесторами проблема по причине беспардонного воровства — и в прямом, и переносном смысле.

Серьезное предприятие очень дорожит своей репутацией. Довелось слышать об одной итальянской фирме шикарного женского белья, которая открыла свой филиал в Петербурге. Работают там наши женщины, неплохо зарабатывают. Но из цеха и клочка ткани не вынести. Все обрезки тщательно собираются и отправляются в Италию. Для учета израсходованного материала, для того, чтобы в руки «пиратам» ничегошеньки не попало и не смогли они наладить свой «бизнес» на востребованных прекрасной половиной вещичках…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: