Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Не всё так плохо, когда в руках гармонь…

2006-11-04

Шоу-бизнес пичкает нас околокультурными биодобавками, но за неимением идей российская попса всё чаще обращается всё-таки к старым и народным «песням о главном»

В широкой среде музыкантов его порой называют чудаком, человеком «не от мира сего». Почему? Да потому, что практически в одиночку ему удается проводить акции международного уровня, а еще управлять музеем, преподавать в музыкальных школах, заниматься изданием книг. В январе будущего года состоится 3-й Международный фестиваль гармони им. Маланина. Совсем недавно вышла его книга «Гармонисты России« — объемный 700-страничный труд, посвященный исполнителям-народникам. А в начале октября именно его усилиями в Новосибирске был организован и прошел первый Всероссийский съезд молодых гармонистов, вызвавший большой интерес не только в России, но и за рубежом.

Директор музея Николай Примеров и его экспонаты. Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Итогами прошедших в октябре фестиваля и съезда интересовались журналисты со всей России, Украины, Белоруссии, звонили даже с радиостанций «Би-би-си» и «Радио Свобода», Вопросы звучали примерно одинаково: удалось ли попасть в Книгу рекордов Гиннесса, что получилось и какие возникли проблемы в ходе проведения праздника? Николай Примеров с удовольствием ответил для читателей «Вечерки» на эти и другие вопросы. Начало беседы, правда, получилось не особенно веселое…

— Ряды пожилых гармонистов редеют, — разводит руками Николай Примеров. — Поэтому, пока не поздно, пока еще есть время, нам необходимо приобщать молодежь и детей к народному творчеству. По сути, состоявшийся съезд молодых исполнителей можно было бы назвать чрезвычайным. При его подготовке мы выявили вопиющую картину: из 33 районов и городов Новосибирской области в 20-ти… не нашлось ни одного гармониста в возрасте до 35 лет! Да, мы предполагали, что картина удручающая и неприглядная, но оказалось, что мы стоим на краю пропасти, перед глубинной катастрофой, которая происходит на наших глазах. Молодежь не играет на своих национальных инструментах, и во многих городах и районах нет гармонистов в принципе.

Ну а сам праздник, который проходил в дни съезда, удался очень неплохо. Всего в концертах приняли участие около 500 исполнителей. География участников — от Архангельска до Иркутска. Причем было много звонков из разных городов России и СНГ. Буквально за неделю-две до начала люди с сожалением говорили, мол, душой с нами, но приехать не можем: нужных средств нет, а органы власти помочь не хотят. Пользуясь случаем, хочу назвать тех, кто помогал нам в Новосибирске: это депутаты областного Совета Вячеслав Маркелов, Анатолий Жуков, Олег Сметанин, бывший глава области Иван Индинок, нынешний вице-губернатор Андрей Филичев и начальник управления по делам молодежи Вячеслав Болотов.

— Так установлен рекорд или нет?

— Рекорд есть, и он зафиксирован. Стояла цель — сыграть одну пьесу наибольшим количеством исполнителей. Мы сделали попурри на тему русских народных наигрышей. Пьеса звучала четыре минуты и исполняли ее 215 гармонистов одновременно. Документы об установлении рекорда мы все подготовили и отправили в Лондон на регистрацию. Процедура оформления займет месяц два.

— Но, насколько я помню, в 1986 году Геннадий Заволокин собрал в цирке около тысячи гармонистов?

— Да, тогда исполнителей было больше. Я сам был тогда участником праздника и выступающим. Но играли мы одновременно группами по 15–20 человек. А теперь сразу — более 200 человек.

— А теперь, как я понимаю, новая забота — о «Маланинском фестивале» в январе?

— Я думаю, он будет самым представительным из всех предыдущих. Звонки идут каждый день. Еще за месяц до начала официальной регистрации поступило более 30 заявок, из них четыре — из Белоруссии, а также из Казахстана, Украины, Швеции, Германии. Вчера, кстати, пришло письмо из Швейцарии от Аниты Чапуис. Года два назад мы с ней познакомились в Кургане на открытом Всероссийском конкурсе гармонистов. Она собиралась приехать в Новосибирск в октябре, но помешала болезнь. Теперь хочет участвовать в «Маланинском фестивале». (Смеется.) Прислала даже 50 долларов на его проведение.

— Николай Андреевич, мы знакомы не один год, и мне всегда хотелось спросить: а зачем? Зачем биться и суетиться, чтобы искусственно увеличивать ряды гармонистов? Ведь есть танцевальные коллективы, хоровые, эстрадные: пусть каждый занимается тем, что ему интересно, разве не так?

— Каждый человек — биологически и духовно, — представитель своей нации, своего народа, своего государства. Если мы хотим сохранить свою нацию, то должны хранить корни, которые держатся на многовековой культуре — на музыке, на слове, на символах, на традициях, на бытовом укладе. Народная песня и музыка живут в нас на генетическом уровне. Но чтобы они проявились в исполнительстве, нужны благоприятные условия, климат. А его сегодня в стране нет. Мы живем в душной атмосфере зарубежного суррогата из легкой музыки и шоу-бизнеса. Заметьте, за неимением идей российская попса все чаще обращается к старым песням советского периода и к народным… Да, человека можно взрастить на биодобавках. Накачать его тело и мышцы. Так и овощи начинают расти быстрее и крупнее. Но, пузатые и симпатичные на вид, они не становятся более натуральными и здоровыми, чем те, которые выросли на черноземе, на навозе без всяких добавок.

Сейчас много говорят о нацпроектах. Один из них — улучшение демографии. А основа всего — духовность нации, уважение к традициям, истории, культуре. Страну залили потоками фальшивой водки и спирта. Народ спивается жуткими темпами. Происходит его деградация. О какой демографии может идти речь в таких условиях! Но не меньшую опасность я вижу в том, что мать не знает народных песен и не поет их своему малышу перед сном. Не меньшая трагедия и в том, что во время застолий и гуляний у нас перестали общаться, петь, плясать под гармонь, наряжаться, шутить. Между тем в Краснодарском крае, например, или в Ростовской области, где губернаторы понимают роль и значение культуры, возрождены традиции, гуляния целыми станицами, возрождены казачий порядок и уклад жизни. И результат налицо. Казалось бы парадокс, но в этих наиболее многонациональных регионах России не происходит конфликтов — там, наоборот, наименьшая социальная напряженность.

Гармонь — один из символов России, тот стержень, на котором держался и бытовой уклад, и русский воин во времена лихолетий. Почему люди с радостью, не считаясь со временем, с финансовыми издержками, едут на праздники в Новосибирск? Потому что увидели отдушину для себя за все время бесконечных реформ, разгула коррупции, криминала. Кстати, помните сколько было на телевидении разных «народных» проектов? Ни один не удержался, кроме «Играй, гармонь!». И телепередача продолжает жить только благодаря тысячам писем, которые приходят на ОРТ. Такую же поддержку ощущаем и мы, когда готовимся к праздникам и фестивалям.

— Но будем смотреть правде в глаза: подавляющая часть молодежи снисходительно, с иронией относится к гармони — мол, примитивный инструмент.

— Это от элементарного невежества. Молодежь просто не слышит и не знает «другой» музыки. А если по сути, то еще великие говорили: гениальность — в простоте. У нас есть исполнители, способные сыграть на гармони сложнейшие произведения. Для гармони написаны специальные виртуозные пьесы и концерты с оркестром. Они, конечно, под силу лишь мастерам высочайшего уровня, которых можно поставить в один ряд с выдающимися джазовыми музыкантами. Это что касается техники. Но если мы говорим о простоте русских мелодий, то в быту или в атмосфере народного праздника и не требовалось чего-то изощренно-виртуозно-показательного, сверхсложных пассажей и вокальных рулад. Мелодия и песня жили не сами по себе, а отражали состояние человека, образ его мыслей и ощущений, а потому они мудрым народом были максимально упрощены для понимания и единения с окружающими. То есть народное творчество целесообразно. Этого было достаточно, чтобы по ходу, например, свадебного гуляния импровизировать в игре, сочинять частушки или в долгие зимние вечера у свечи складывать гениальные по простоте и выразительности русские народные песни. Наверное, не случайно, что наши мелодии так любят и они так завораживают японцев, китайцев, корейцев, чья национальная культура густо замешана на религии, основанной на погружении во внутренний духовный мир человека.

Главное как раз в том, что гармонь — только инструмент и способ проявить себя как личность, выразить свое «я», свой характер, душу, показать свое настроение, причем именно в данный момент и в данной ситуации. Вот почему у настоящего гармониста нет ничего заученного. Каждый раз — новый штрих, новый пассаж, иная динамика, иное настроение. А потому технически эффектное исполнительство стоит у народников на втором плане, хотя мастерам высокого класса это позволяет сказать больше и ярче, чем музыкантам поскромнее.

— Скажите, пожалуйста, откуда у вас, у сугубо городского и далеко не пожилого человека, такое очарование гармонью? Как могло в городской среде сформироваться этакое «крестьянское» мировоззрение?

— Ну, во-первых, большое заблуждение считать гармонь и балалайку деревенскими, «крестьянскими» инструментами. Из-за их маневренности, легкости, простоты в обращении и в обучении изначально они звучали в городских рабочих слободах. И только потом попали в село и прижились там, потому что других инструментов и средств развлечения в деревне не было по определению — ни театра, ни синематографа, ни симфонической или джазовой сцены. Во-вторых, я очень благодарен судьбе, что на моем пути встретились такие замечательные люди, как мой первый преподаватель музыки Николай Павлович Чернобай, педагог музыкального училища Анатолий Александрович Михайлов, артист и композитор Геннадий Дмитриевич Заволокин, выдающийся педагог-фольклорист, профессор Михаил Никифорович Мельников, академик Юрий Григорьевич Марченко. К тому же я часто бывал в экспедициях в деревне, встречался с гармонистами, записывал их песни, наигрыши. А если еще раньше, то отец мой, Андрей Николаевич, всегда с удовольствием слушал и радиопередачи с участием баянистов Маланина, Полудницина, Головни. И меня приобщал.

— И что, кроме гармони, баяна, балалайки, больше ничто не увлекает?

— Отнюдь! Обожаю любую хорошую музыку. Будь то классика или джаз. Люблю послушать старые записи «Воскресения», «Машины времени», Игоря Талькова. (Хитрость не удается: Примеров верен себе. Он вдруг снова начинает говорить о гармони…) Хорошо если бы на каком-то новосибирском телеканале выходила передача о народных исполнителях. Вернусь из Москвы, вплотную займусь этой идеей…

Закончилась наша беседа тем, что он показал приглашение: с 4 по 9 ноября его ансамбль гармонистов и ложкарей приглашают на фестиваль «Роза ветров» в Москве.

— Едет 14 человек. А жить все эти дни будем (опять же из-за ограниченности в средствах) в Подмосковье, у нашего давнего друга, гармониста Сергея Борискина. У себя в Орехове-Зуеве он специально выстроил огромный дом, чтобы принимать гостей-гармонистов со всей страны. Так что не так уж все плохо…

P.S. О книге «Гармонисты России» «ВН» расскажет в одной из ближайших публикаций.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
21.09.2020
Осень-2020 принесет не только сезонную эпидемию ОРВИ и гриппа, но и вторую волну коронавируса, предупреждают ученые. Согласно официальной статистике, число зарегистрированных случаев COVID-19 в Новосибирской области остается стабильным, но зато показатели ОРВИ уже подскочили от 2 до 4 тысяч обращений в сутки. Мы разобрались: как и где можно сдать тест тем, кто чувствует, что заболел. А также, какие бывают тесты на коронавирус.
Хозяйственным мылом и ржаной мукой предлагает мыть голову Рапунцель из Новосибирска. Модные шампуни - ерунда, они только портят шевелюру, утверждает обладательница длинной косы. Секретами шикарных волос и тайными рецептами сохранения своего богатства женщины поделились с VN.ru. В чем сила женской косы и стоит ли ради нее страдать?
В Новосибирской области выбрали казачьего атамана. Мандат доверия на пять лет получил ныне действующий руководитель Алексей Харитонов. За тем, как прошел большой отчётно-выборный круг, наблюдали корреспонденты ОТС.
Пособие по безработице для семей с детьми, появившееся в разгар эпидемии коронавируса, необходимо увеличить и выплачивать на постоянной основе. Такая идея содержится в предложениях Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) к генеральному соглашению между правительством, объединениями профсоюзов и работодателей на 2021–2023 годы.
Небольшое село Новососедово прославилось на всю Россию, когда в эфире телеканала «Звезда» началась трансляция финала международного конкурса «Танковый биатлон». В составе российского экипажа выступал старший сержант Павел Золотько. Именно его отличная стрельба помогла нашей команде пройти маршрут в кратчайшие сроки и занять первое место, оставив позади танкистов из Китая и Белоруссии.
В Новосибирске разгорается скандал вокруг строительства ресторана. Жители дома в центре города возражают против соседства с заведением общепита. Переговоры с собственником здания, где планируют разместить ресторан, результата не дали: реконструкция помещения идет полным ходом.
x^